Контрольная работа по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 00:46, контрольная работа

Описание работы

Макс Вебер – немецкий социолог, являющийся основоположником «понимающей» социологии, в центре которой изучение социальных действий как движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. Под углом изучения социальных действий социолог создал свои концепции экономики, политики, бюрократии, религии, права.
Он разработал:
- основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда;
- социологии города; теорию бюрократии;
- концепцию социальной стратификации и статусных групп;
- основы политологии и института власти;
- учение о социальной истории общества и рационализации;

Содержание работы

Введение
1.Концепция «понимающей» социологии и теория социального действия. Концепция «идеальных типов» . Проблема ценностей…………………….
2. Идея рациональности и работа М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»………………………………………………………………….
3. Рассмотрите, чем различаются подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма к предмету социологии. Аргументируйте свою позицию…………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………

Файлы: 1 файл

Социология Андреева.docx

— 32.93 Кб (Скачать файл)

М. Вебер в данном труде проводит большое социологическое исследование, имеющее своей целью показать особенности присущие протестантскому  направлению мировоззрения, в общем, и касательно предпринимательства и капитализма в частности. Так он сравнительно анализирует взаимосвязь между приверженностью к той или иной христианской концессии и успехом в коммерции. В своей работе Вебер достаточно подробно и доступно, простым литературным, разговорным языком ведет исследователя по пути разносторонних сравнений, то есть он сравнивает одни и те же особенности, рассматривая их с разных сторон.

Можно заметить, что Вебер строит изложение своей теории иногда на отрицании или перефразировании своих ранее изложенных мыслей, предположений  и доводов. То есть он строит предположение, а потом далее или утверждает, или отрицает его.

По мнению Вебера над миром господствует рационализм. Именно рационализм определяет отношения человека к природе,  отношения между людьми,  причем господство рационализма растет, вместе с развитием техники и науки. М.Вебер  обосновал рационализм науки и искусства. Это вовсе не значило, что искусство и наука совмещаются.  Истинность, красота, рациональность всегда будут различны, но вопрос ставился о развитии этих ценностей на Западе.

«Большая "отчужденность от мира", свойственная католицизму, аскетические черты его высших идеалов должны были воспитать в его приверженцах известное равнодушие к земным благам. Эта аргументация действительно  лежит в основе распространенной в наши дни сравнительной оценки обоих вероисповеданий. Протестанты, используя эту схему, подвергают критике аскетические идеалы жизненного уклада католиков, католики же в свою очередь упрекают протестантов в «материализме», к которому привела их секуляризация всего содержания жизни».

М.Вебер  пытался проанализировать все формы религии и те способы действия  людей,  которые они порождают. В этом заключается его глубокое социологическое исследование. Социология по Веберу - наука, которая занимается социальными действиями,  толкуя и понимая эти действия. Таким образом, социальные действия – это предмет ее изучения.  Социология образует типовые понятия и  ищет  общие правила совершающегося, противоположно исторической науке, которая стремится объяснить только частные события.

Анализируя психологию и мировоззрение  протестантов, Вебер приходит к выводу, что духовные источники капитализма  лежат в протестантской вере,  и он ставит перед собой задачу: найти связь между религиозным убеждением и духом капитализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Рассмотрите, чем различаются  подходы М. Вебера и Э. Дюрк-

гейма к предмету социологии. Аргументируйте свою позицию.

 

В отличие от Дюркгейма Вебер  считает, что социологи должны исследовать  не формы коллективности, а индивида. Именно индивид,  а не надиндивидуальное «коллективное сознание», согласно Веберу, является подлинным субъектом социального действия. Это не элемент самодавлеющей социальной реальности, а активный ее творец, обладающей разумом и волей. Поэтому изучать общество – значит изучать индивидов, исследовать мотивы их поступков, искать им рациональное объяснение.

Отсюда следует, что социология должна стать строго рациональной наукой, наукой о смысле социального действия. Она должна оперировать специальными понятийными конструкциями, которые  позволили бы ей выделить этот смысл.

С точки зрения Вебера, мировоззренческие  установки мировых религий созданы  вполне определёнными социальными  группами, занимавшими четко обозначенное социальное положение и обладавшие соответствующим статусом в обществе. Это – конфуцианские учёные, индусские  брахманы, еврейские левиты и пророки, христианские святые. Каждая из этих групп  имела свой «стиль жизни» и утверждала определённую совокупность религиозных  убеждений. Особое внимание Вебера привлекал  вопрос о том, каким образом взгляды  нескольких человек, одарённых харизматическим  вдохновением, превращались вначале  в «стиль жизни» некоторой статусной  группы, а затем, в конце концов, в доминирующую ориентацию всей цивилизации. Именно отсюда и проистекали основные вопросы, которые он изучал при сравнении  соответствующих цивилизаций в  тот момент их становления, когда  возникали соответствующие религиозные  убеждения.

Если для Вебера в центре внимания находится конфликт материальных и  идеальных интересов различных  статусных групп, характеризующихся  собственными экономическими интересами, амбициями и определённой системой жизненных ориентаций, то для Дюркгейма в большей мере свойствен иной подход, связанный с проблемой взаимоотношений общества и личности. Для Вебера проблема существования общества в качестве субъекта действия остаётся открытой. Действует на самом деле индивид, положение которого связано с определённым социальным статусом. Связь между индивидами опосредована системой значений, на основании которой каждое действующее лицо оценивает возможную реакцию на свои действия со стороны других.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как видно, Макс Вебер был ученым очень широкого социального кругозора. Он оставил заметный след в развитии очень многих аспектов социальной науки, в частности социологии. Не являясь  сторонником марксистского подхода  к решению проблем общества, он тем не менее никогда не искажал и не упрощал это учение, подчеркивая, что «анализ социальных явлений и культурных процессов под углом зрения их экономической обусловленности и их влияния был и – при осторожном, свободном от догматизма, применении – останется на обозримое время творческим и плодотворным научным принципом».[3]

Во всех исследованиях Вебер  проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры. Рациональность противостоит традиционному и харизматическому способам организации общественных отношений.

Центральная проблема Вебера – связь  хозяйственной жизни общества, материальных и идеологических интересов различных социальных групп и религиозного сознания. Вебер рассматривал личность как основу

социологического  анализа. Он считал, что такие сложные  понятия, как капитализм, религия и государство, могут быть осмысленны только на основе анализа поведения индивидов. Получая достоверные знания о поведении личности в социальном контексте, исследователь может лучше понять социальное поведение различных человеческих общностей. Занимаясь изучением религии, Вебер выявил взаимосвязи между социальной организацией и религиозными ценностями.

Идеи Макса Вебера сегодня весьма модны для современной социологической  мысли Запада. Они переживают своеобразный ренессанс, возрождение. Это свидетельствует, что Макс Вебер был выдающимся ученым. Его социальные идеи, очевидно, имели опережающий характер, если они сегодня так востребованы западной социологией как науки об обществе и законах его развития.

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Социология"