Контрольная работа по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работой является изучение понятия "социализации".
Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи:
раскрытие понятия "социализация", рассмотрение его сущности и значение.
изучение процесса социализации личности.

Содержание работы

Введение.
Социализация: понятие, сущность, значение.
Становление личности.
Заключение.
Список литературы

Файлы: 1 файл

социализация.docx

— 24.95 Кб (Скачать файл)

Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Южно-Уральский профессиональный институт

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине "Социология"

Вариант 16

Социализация

 

 

 

Студент гр. МНз-1-12       _______________________ Т.Ю. Панькова

Отделение менеджмента   "__"____________________ 2013

 

Преподаватель                ________________________    Несмеянова И.И.                                                                   к.и.н., доцент кафедры ОГСЭД 

                                           "__"_____________________   2013

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2013

 

 

Оглавление.

    1. Оглавление.
    2. Введение.
    3. Социализация: понятие, сущность, значение.
    4. Становление личности.
    5. Заключение.
    6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Введение.

Темой данной работы является рассмотрение проблемы социализации личности.  Актуальность исследования обусловлена проблемой включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества в условиях усложнения социальной жизни. Понятие "социализация" позволяет описать такого рода процесс. Объектом

исследования выступает проблема социализации. Предметом исследования является понятие "социализация" и становление личности.

Целью данной работой является изучение понятия "социализации".

Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи:

    1. раскрытие понятия "социализация", рассмотрение его сущности и значение.
    2. изучение процесса социализации личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социализация: понятие, сущность, значение.

 

 

  Социализация представляет  собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества, приобретение социально значимых черт сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека и по некоторым аспектам этот процесс продолжается всю жизнь. Социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. Этот сложный процесс понимается как вхождение индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности.

 Факт  социальной активности человека  и его способности при взаимодействии  со средой объясняет факт не  просто усваивания ее требований, но и изменять эту среду, влиять на нее.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. Потенциал семьи определяется такими ее качествами, как многогранность структуры и жизнедеятельности семейного коллектива, преобладание основанного на чувстве любви к ребенку эмоционального начала в семейных отношениях и семейном воспитании.

 В социологии  обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального  института долгое время недостаточно  учитывалась. Более того, ответственность  за воспитание будущего гражданина  в определенные периоды советской  истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой  коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло  большие потери, в основном нравственного  порядка, которые впоследствии обернулись  крупными издержками в трудовой  и общественно-политической жизни.   

 Эстафету  социализации личности принимает  школа. По мере взросления и  подготовки к выполнению гражданского  долга совокупность усваиваемых  молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают  характер последовательности и  завершенности. По мере того как ребенок приближается к рубежам юности большее значение приобретает сама жизнь семьи, то место, которое занимают в ней общесоциальные  ценности и отношения. Если в дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и свое собственное "Я", и других людей исключительно через суждения, оценки и поступки родителей, то в отрочестве его решения уже в той или мере находятся в зависимости и от сверстников, и от моды, и от общественного мнения.  

Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений, продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием общественных отношений и специфических особенностей, присущих данному социальному институту. 
   Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации – печать, радио, телевидение. Ими осуществляются интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач. 
   Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества. 
 Так же социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.  

 В современных  условиях процесс социализации  предъявляет новые требования  к духовному облику, убеждениям  и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление  социально-экономических, политических  и духовных изменений может  быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно  участвующим в претворении их  в жизнь. Только человек, глубоко  убежденный в необходимости намеченных  преобразований, может быть активной, действенной силой исторического  процесса. 
   Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем. 
   В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Это настолько взаимосвязанный процесс, что он в одинаковой степени может многократно усиливать или замедлять общественный прогресс, если не учитываются объективные перемены и изменения в сознании и поведении людей. 
   В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей.  

Социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны основными в структуре общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик человека. Национальность в процессе социализации поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя.

Таким образом, социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Становление личности.

Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает "правилам жизни" другую,называется становлением социальной личности.

Социализация - это растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному статусу. У большинства взрослых есть свой "социальный дом" - устойчивое место в общественной системе разделения труда. Это место  дает независимость и уверенность в завтрашнем дне. У ребенка не своего социального места в жизни, более 15 лет он существует в полной зависимости от родителей.

Обретение вначале политической, затем экономической  и социальной самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации - начальной и поздней.

Социализация - не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности. Индивид - начальная точка этого процесса, зрелая личность - завершающая.

У новорожденного нет личности. Овладение прямохождением и речью, развития мышления и осознания в раннем детстве, затем приобретения навыков сложной деятельности, обучение в школе  в среднем и в познем детстве - все это стадии процесса осознания своего "Я".

Проявляя ослушание, ребенок познает рамки дозволенного. Это не только границы социально приемлемого поведения, но и  рамки социальной ценности своего "Я" для других. Развитая индивидуальность рождает пока еще неразвитую личность. Дальнейший процесс развития личности может продолжаться как угодно долго.

Главными временными точками формирования личности являются :

1.осознание своего "Я"

2. осмысление своего "Я".

На этом завершается начальная социализация и начинается продолженная. Ее исходный момент - обретение самостоятельности.

Таким образом, становление личности возможно только как процесс превращение внешних культурных норм и социальных ценностей во внутренние правила поведения.

 

 

 

 

5. Заключение.

Таким образом, социализация личности представляет специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни. Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей.

В какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность.  Человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления.  
   Духовный компонент является определяющим в социализации человека, что позволяет рассматривать эту отрасль социологической науки в тесной связи с проблемами культуры, образования, науки, литературы искусства. Значение экономических, социальных и политических отношений также велико в процессе социализации личности. Но человека возвышают лишь уровень культуры, богатство и глубина его духовного мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к другим людям. Таким образом, становление личности возможно только как процесс превращение внешних культурных норм и социальных ценностей во внутренние правила поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Список литературы.

 

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 624.

2. Кравченко  А.И. Социология: учебник для вузов. - М.: Академический проект, 2000. - 382с.

3. Тощенко Ж.Т. Социология. 2-е издание, доп. и перераб. - М.: Прометей: Юрайт -М, 2001. - 511 с.

4. Харчева В.Г. Основы социологии. М.: Лотос, 2000. - 302 с.

         

 


Информация о работе Контрольная работа по "Социология"