МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РФ
НОУ ВО «МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра экономики
Контрольная работа
Дисциплина: “Социология”
Выполнил: Ардашева Мария Сергеевна
студент заочного факультета
Проверил:
преподаватель _____________________
Москва
2015
ВОПРОС 1. Какие основные концепции, раскрывающие
специфику социологии, Вы знаете?
Социология изучает не только
общественное мнение, массовое сознание. В современных научных
дискуссиях о специфике социологии и ее
предмете можно выделить три основные
группы теоретико-методологических концепций
в понимании предмета социологии (общество
в целом, социальные отношения и социальные
системы, массовое социальное поведение).
Основная группа социологов
считают, что специфика этой науки заключается
не столько в самом предмете (что изучается),
а в том, как она изучает общество, т. е.
ее своеобразие - в методологии. В любой
науке есть свои методы, но социология делает особый упор на системном
подходе к обществу, на его изучение как
своеобразной системы.
2-я группа концепций
рассматривает социологию как
науку о социальном взаимодействии,
социальных связях, социальных отношениях.
Здесь делается акцент на своеобразие предмета этой науки (онтологическая
специфика). При этом одни сторонники такой
методологической концепции делают упор
на то, что социология - это наука только
о социальных связях, социальных отношениях,
социальном взаимодействии.
3-я группа концепций
интерпретирует социологию
как науку о социальном поведении. Понимание
социологии как науки о социальном поведении
людей предопределяет специфику ее предмета.
Центральными проблемами исследования
при этом являются природа и структура
социального действия и его типология,
социальные основы поведения и социальные
интересы, ценностные ориентации, социальное
движение. При этом социология предстает
как наука о массовых социальных процессах
и социальном поведении социальных общностей
и личности, в них включенной.
ВОПРОС 2. Какие категории лежат в основе
социологии? Раскройте их.
Ответ:В основе
социологии лежат следующие категории:
- общество;
- гражданское общество;
- социальная группа;
- социальная структура;
- социальная стратификация;
- социальная система.
Общество следует понимать
как исторический результат естественно
складывающихся взаимоотношений людей.
Общество существовало и в ту далекую
пору, когда не было стран и государств.
Понятие «общество» применимо к любой
исторической эпохе, к любой по численности
объединения или
группе людей. Общество - самая большая
группа из проживающих на данной территории.
Э. Шилз выделил признаки общества, где
достаточно полно охарактеризовал общество
с социологической точки зрения, указав
на семейно-брачные и кровнородственные отношения, способы
воспроизводства, систему управления
и культуру, которые тесно связаны социальной
структурой, социальными институтами
и социальной стратификацией.
В качестве социологической
категории «гражданское общество» констатирует,
что есть реальность, описываемая
ею: совокупность неполитических отношений.
Но в качестве идеологического понятия
«гражданское общество» указывает, какой
должна быть та реальность, к которой устремлены
взоры прогрессивно мыслящих людей. Как
идеал «гражданское общество» олицетворяет собой
идеальное общество - общество суеверных,
свободных личностей, наделенных самыми
широкими политическими и гражданскими
правами, активно участвующих в управлении
государством, свободно выражающих свои
мысли, беспрепятственно удовлетворяющих
разнообразные
потребности, создающих любые партии и
организации, которые защищают интересы
этих личностей.
Под социальной группой
принято понимать совокупность индивидов,
взаимодействующих определенным образом
на основе разделяемых ожиданий каждого
члена группы в отношении
других. Таковыми являются пол, возраст,
раса, национальность, профессия, место
жительства, доход, образование, власть
и т.д. Социальная группа - это своеобразный
посредник между отдельным человеком
и обществом в целом. Группа это так же
среда, в которой
возникают и развиваются коллективные
процессы.
Социальная структура-
внутреннее устройство общества или социальной
группы, состоящее из определенным образом
расположенных, упорядоченных частей,
взаимодействующих между собой в определенных
рамках. Под структурой
следует понимать совокупность функционально
взаимосвязанных элементов, составляющих
внутреннее строение объекта.
Элементами социальной структуры
выступают социальные роли и статусы.
Их порядок расположения, количество и
характер зависимости друг от друга определяют
содержание конкретной структуры конкретного
общества. Хотя структура описывает устойчивый,
неподвижный момент общества, исторически
она изменяется. Подвижность ей придают
социальные роли, которые выполняются
в процессе взаимодействия индивидов.
В основе социальной стратификации
лежит принцип неравенства между людьми.
Социальной стратификацией называется
совокупность больших социальных групп,
расположенных иерархически по критерию
социального неравенства.
Социальной системой общества называется совокупность
социальных институтов. Однако к ней относятся
не только институты, но и социальные организации,
и социальные роли, и социальное взаимодействие.
Одним словом, то, что движется, действует,
работает.
ВОПРОС 3. Какие социальные институты
Вы знаете?
Ответ:Социальные институты-организованная
система связей и социальных норм, которая
объединяет значимые общественные ценности
и процедуры, удовлетворяющие основным
потребностям общества.
Социальные институты
бывают:
- потребность в воспроизводстве
рода (институт семьи и брака);
- потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты);
- потребность в добывании средств существования (экономические институты);
- потребность в передаче знаний, социализация подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования);
- потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
ВОПРОС 4. Как трактуют глобальный мир
современные ученые?
Ответ:Интерес
к идее глобального мира был обусловлен
осознанием значительной и
наиболее передовой частью общества наличия
общечеловеческих проблем, требовавших
незамедлительного разрешения. Демографическая,
экономическая, продовольственная, экологическая,
военная - все эти проблемы являются глобальными.
Они могут быть разрешены только
усилиями народов и касаются жизни каждого
человека.
Современные
трактовки глобального мира различаются
предметом исследования. Одни ученые изучают
глобальные проблемы человечества и именно
в объединяющей стратегии их решения видят
единство мира. Другие считают
предметом исследования становящуюся
целостность бытия человечества.
Большинство
ученых первого направления признает
в качестве глобальных проблем такие,
как; несбалансированный экономический
рост, права человека, рост численности
населения кризис управления,
обеспечение Земли водой и продовольствие,
наличие экологического кризиса, опасности
ядерного конфликта, охрана здоровья,
сдвиги в мировой геополитической ситуации.
Ученые второго
направления отожествляют глобализацию
с вестернизацией, но здесь есть свои различия. Одни считают вестернизацию, т.е. следование путем западной цивилизации, принятие западноевропейской системы ценностей благом, что способствует прогрессу, развитию новых технологий, созданию рабочих мест, процветанию, росту богатства, искоренению
варварства. Другие же видят в экспансии
Запада «культурный», «демократический»
или «информационный» мпериализм, который
ведет к новому варварству, т.к. навязывает
другим народам свои представления о мире,
в том числе идеи индивидуализма и потребительства.
Культурная агрессия с помощью современных
информационных технологий дает возможность
тотального контроля над национальной,
самобытной культурой.
Образ современного
глобального мира определяется рядом
сложившихся условий: вступление западных стран в
период постиндустриализма, снижением
зависимости постиндустриальных держав
от развивающихся стран как поставщиков
сырья благодаря внедрению новых технологий.
Сегодня в качестве
ядра остается постиндустриальный мир,
представленный тремя основными центрами:
США, Япония, Европейские страны. Это самые
могущественные государства, у них высокие
передовые технологии, средства производства,
самые качественные товары и больше всех
капиталов.
Государства
полупериферии и периферии составляют
большую часть человечества.
Полупериферия занимает промежуточную
часть между ядром и периферией. Сюда входят
интенсивно развивающиеся страны с динамичной
экономикой и политикой: Бразилия, Мексика,
Китай, Чили и др. Это развитые индустриальные
страны, которые так же, как и постиндустриальные
экспортируют свои товары, но у них нет
власти, богатства и влияния. Большинство
технологических достижений заимствованы
у высокоиндустриальных стран.
Страны периферии
- самые бедные и отсталые государства
Африки и Латинской Америки. Они являются поставщиками сырья, которое не перерабатывается у них, а экспортируется. Благополучие этих стран зависит от экспорта сырья, а технологии и капитал поступают от западных инвесторов. Демографические процессы характеризуются высоким уровнем рождаемости и высокой
детской смертностью. Отсутствие широкого
слоя среднего класса, высокий уровень
социально-классового расслоения, огромная
диспропорция между богатыми и бедными
слоями создают напряжение в обществе,
порождают конфликты, внутренние перевороты, мятежи и насилия.
Иерархичность
мировой системы сохраняется, несмотря
на ускоряющуюся динамику мирового развития.
Положение страны в мировой системе определяется
не политическими или идеологическими
принципами, а уровнем технологического,
хозяйственного развития.
ВОПРОС 5. Что Вы знаете о социальном неравенстве?
Ответ:Социальное
неравенство существовало на протяжении
практически всей истории человечества.
Несмотря на то что во все века неравенство
осуждалось и никогда не вызывало симпатий
у членов общества, люди
с поразительным упорством сопротивлялись
созданию «совершенных» обществ, основанных
на социальном равенстве и отсутствии
принуждения и угнетения одних социальных
групп другими.
Истоки социального
неравенства современные исследователи
видят в природных различиях людей по физическим данным, личностным качествам, внутренней энергии, по силе мотивации, направленной на удовлетворение наиболее значимых, насущных потребностей.