Контрольная работа
По курсу «Социология»
Самара 2014г.
Содержание
- Основные направления
в современной западной социологии и их
представители………………………………………………………………….
3
- Количественные
и качественные методы обобщения социологической
информации……………………………………………………………….……
4
- Социологическая
теория Т.Ф. Парсонса…………………….…………
7
- Список литературы……………………..…………………………….…
11
- Основные направления в современной
западной социологии и их представители.
В XIX в. центром социологической мысли
была Западная Европа, но, начиная с 20-х
годов XX в., позиции лидера в мировой социологии
прочно удерживают США. Здесь социология
изначально развивалась как прикладная
эмпирическая наука, ориентирующаяся
на позитивистскую идею строгой объективности
и точности научных данных. Благодаря
усилиям американских ученых социология
из теоретической дисциплины превращается
в особый вид практической исследовательской
деятельности, находящей поддержку среди
различных слоев общества. Вместе с тем
в XX в. в разных странах мира активно развивалась
и фундаментальная академическая социология,
что обусловило своеобразное разделение
труда между прикладной и теоретической
социологией.
Современная западная социология представлена
множеством разнообразных школ и направлений.
И классификация этих направлений - весьма
непростая задача, поскольку их отличает
и время возникновения, и теоретическая
направленность, и методология исследований.
Существовало и существует немало попыток
классификации современных социологических
воззрений. Обратимся к одной из самых
простых, понятных и наиболее распространенных.
Большинство социологических направлений,
исходя из их методологических и теоретических
особенностей, разделяются на две большие
группы. Первую образуют «макросоциологические»
теории, которые постулируют примат общества
по отношению к индивиду. Они стремятся
описать социальные закономерности надиндивидуального
порядка, и их логика исследований предполагает
движение от общего к частному, от понятий
«общество» и «социальная система» к понятиям
«индивид» и «личность». Эти теории берут
свое начало во взглядах О. Конта, Г. Спенсера,
Э. Дюркгейма, к ним также относятся такие
направления, как структурно-функциональный
анализ (Т. Парсонс), теории конфликта (Л.
Козер, Р. Дарендорф), структурализм (М.
Фуко, К. Леви-Стросс), технологический
детерминизм (Р. Дрон, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт,
Д. Белл), неоэволюционизм (Л. Уайт, Дж. Стюарт,
Дж. Мердок) и др.
Вторую группу образуют «микросоциологические»
теории, в центре внимания которых, наоборот,
оказывается именно человек, индивид,
личность. Они пытаются объяснить общесоциологические
закономерности через анализ внутреннего
мира человека и особенностей его взаимодействия
с другими людьми. Соответственно, их методология
исследований предполагает движение от
частного к общему, от изучения «клеточек»
социального организма к характеристике
общества в целом. Истоки этого подхода
следует искать во взглядах М. Вебера и
представителей психосоциологии (Л. Уорд,
Г. Тард, В. Парето). Из современных направлений
его развивают символический интеракционизм
(Дж. Мид, Ч. Кули, Г. Блюмер, А. Роуз, Г. Стоун,
А. Стресс), феноменологическая социология
(А. Шюц, Т. Лукманн), теории обмена (Дж. Хоманс,
П. Блау), этнометодология (Г. Гарфинкель,
А. Сикурел) и другие.[1]
- Количественные и качественные
методы обобщения социологической информации.
Методы эмпирических исследований
в социологии принято разделять на количественные и качественные.
Количественные методы могут
быть охарактеризованы как «формализованные»
и «массовые». Под формализацией в данном
случае понимается степень направленности
методики на фиксацию строго определенного
набора анализируемых переменных и количественное
их измерение. Характерная особенность
формализованных методических инструментов
состоит в том, что в них исследуемые переменные
заданы разработчиком заранее. Изменение
этого набора переменных в ходе исследования,
т.е. «подстройка» инструментария является невозможным. Высокая
степень формализации количественных
методик сочетается с их ориентацией на
массовый сбор однотипных первичных данных
и их статистическую обработку. К числу
формализованных количественных методов
социологического исследования относятся:
статистика, анкеты с закрытыми вопросами,
структурированное наблюдение, контент-анализ.
В противоположность количественным, качественные методы ориентированы
не на массовый сбор данных, а на достижение
углубленного понимания исследуемых социальных
явлений. Отсутствие формализации делает
невозможным массовый охват обследуемых
объектов, в результате чего число единиц
обследования часто снижается до минимума.
Отказ от широты охвата компенсируется
«глубиной» исследования, т.е. детальным
изучением социального явления в его целостности
и непосредственной взаимосвязи с другими
явлениями. К числу неформализованных
методов относятся: включенное неструктурированное
наблюдение, индивидуальное глубокое
интервью и фокус-группы, так называемый
«традиционный» анализ текстов, изучение
личных документов (автобиографий, писем
и др.).
Количественные методы
«Количественные» методы меньше
учитывают индивидуальный или субъективный
опыт. Их предпочитают те социологи, которые
используют системные или структурные
концепции. Количественные данные чаще
всего ассоциируются с позитивистскими
методами исследования и считаются более
«достоверными». Достоверность в данном
контексте означает возможность повторить
часть исследований и получить тот же
результат, то есть показать, что существует
закономерность, позволяющая прийти к
этим заключениям» [ 2].
Значимую роль в развитии количественной
стратегии сыграли труды П. Лазарсфельда,
посвященные описанию количественных
методов. Методологической базой количественной
стратегии исследования являются предположения
о способности научного знания рационально
упорядочить и логически объяснить объективную
реальность, построить достаточно стройную
теорию этой целостности. Большое значение
для количественной методологии, по мнению
П. Лазарсфельда, имеет классификация
– способ систематизации и упорядочивания
разнообразных данных исследования. «Искусство
классифицировать материал наглядно свидетельствует
об уровне профессионализма социологов»[3].
При этом Лазарсфельд подчеркивал, что
методология не может быть сведена к количественным
процедурам. Количественные методы в единстве
с качественными позволяют смоделировать
состояние социальной системы и развить
метатеоретические представления.
Качественные методы
Развитие же качественной методологии
стало возможным благодаря микросоциологии,
представленной такими направлениями,
как символический интеракционизм (Дж.
Мид, Ю. Хабермас, Х. Блумер), феноменологическая
социология (А. Шюц) и этнометодология
(Г. Гарфинкель).
Качественный метод служит
для изучения социальных проблем с точки
зрения индивидуального, частного. Объектом
исследования являются отдельные индивиды
или узкое сообщество индивидов с их специфическими
социальными характеристиками. Предметом
изучения – социальные роли и их исполнение
в конкретной практике повседневной жизни.
«Качественные методы исследования используются
для получения данных о личном опыте и
о причинах социального поведения. При
этом скорее учитывается индивидуальный
опыт и чувства, чем то, как крупномасштабные
общественные структуры влияют на людей.
Каково, например, быть членом компании
подростков, или изгоем в школе, или заключенным
в тюрьме, или пациентом психиатрической
больницы? Самыми обычными способами сбора
качественной информации являются наблюдение
и свободное интервью. Эти методы чаще
используют социологи, придерживающиеся
концепции социального действия, интеракционистской
или феминистской точки зрения. Качественные
данные чаще всего ассоциируются с интерпретационными
методами исследования и обычно считаются
более «обоснованными». Обоснованность
в данном случае означает исследование,
которое дает более правдивую, яркую картину
изучаемого феномена. Качественные данные
часто считают более обоснованными, чем
количественные данные, но менее достоверными,
то есть они с меньшей вероятностью будут
применяться к тем людям или феноменам,
которые отличаются от исследуемых» [2].
Это направление является отдельной
областью социологии со своей методологией,
идеологией, языком исследования, а также
уровнем интереса: частное, локальное,
микроанализ конкретных ситуаций.
Качественные методы отличаются
от количественных по многим показателям.
Каждый набор методов имеет свое исследовательское
предназначение. На основе качественных
методов невозможно исследовать макросоциальные
явления и процессы. В случаях, когда нужно
изучить взаимодействия общественных
классов, социальных слоев, этносов, регионов,
социальных институтов и т.п. макросоциальных
образований, без количественных методов
обойтись невозможно. Качественные методы
здесь тоже приемлемы, но не в роли основных,
а дополнительных. Соотношение между этими
методами изменится с точностью до наоборот,
если предстоит исследовать микросоциальные
явления и процессы.
- Социологическая теория Т.Ф.
Парсонса.
Толкотт Парсонс (1902—1979) — один
из наиболее значительных социологов
второй половины XX в., наиболее полно сформулировал
основы функционализма. Как и Э. Дюркгейм,
Т. Парсонс в своих трудах значительное
внимание уделял проблеме социального
порядка. Он исходил из того, что для социальной
жизни более характерны «взаимная выгода
и мирная кооперация, чем взаимная враждебность
и уничтожение» и только приверженность
общим ценностям обеспечивает основу
порядка в обществе.
Свои взгляды он иллюстрировал
примерами коммерческих сделок. При осуществлении
сделки заинтересованные стороны составляют
контракт, в основе которого лежат нормативные
правила. По мнению Парсонса, страх санкций
за нарушения правил недостаточен, чтобы
заставить людей следовать им безусловно,
главное — моральные обязательства. Поэтому
правила, регулирующие коммерческие сделки,
должны вытекать из общепризнанных ценностей.
Следовательно, порядок в экономической
системе основывается на общем согласии
относительно коммерческой морали. Сфера
бизнеса, как и любая другая составляющая
часть деятельности общества, по утверждению
Парсонса, с необходимостью является и
сферой морали. Консенсус в отношении
ценностей — фундаментальный интегративный
принцип в обществе. Из общепризнанных
ценностей вытекают общие цели, которые
определяют общее направление движений
в конкретных ситуациях. Так, в западном
обществе работники конкретной фабрики
разделяют цель эффективного производства,
которая следует из общего взгляда на
экономическую продуктивность. Общая
цель становится побудительным мотивом
для сотрудничества. Средствами воплощения
ценностей и целей в действия являются
роли. Любой социальный институт предполагает
наличие целой комбинации ролей, содержание
которых можно выразить посредством норм,
определяющих права и обязанности применительно
к каждой конкретной роли. Нормы стандартизируют
и упорядочивают ролевое поведение, обеспечивают
его предсказуемость, что создает основу
для социального порядка.
Полагая, что консенсус представляет
собой важнейшую общественную ценность,
Парсонс считает главной задачей социологии
анализ институциализации образцов ценностных
ориентации в социальной системе. Когда
ценности институциализованы и поведение
структурировано сообразно им, возникает
стабильная система — состояние «социального
равновесия». При этом есть два пути достижения
социального равновесия: социализация,
посредством которой общественные ценности
передаются от одного поколения к другому
(важнейшие институты, которые выполняют
эту функцию, — семья, образовательная
система); создание разнообразных механизмов
социального контроля. Парсонс, рассматривая
общество как систему, считает, что любая
социальная система должна отвечать четырем
основным функциональным требованиям:
- Adaptation (адаптация), касающаяся отношений между системой и ее средой: чтобы существовать,
система должна располагать определенной степенью контроля
над своей средой, для общества особое значение имеет
экономическая среда, которая должна обеспечить людям необходимый минимум материальных благ;
- Goal attainment (целедостижение) выражает потребность всех обществ устанавливать
цели, на которые направляется социальная активность;
- Integration (интеграция) относится к координации частей социальной системы. Главным институтом, посредством которого реализуется эта функция, является
право. При помощи правовых норм упорядочиваются отношения
между индивидами и институтами, что уменьшает потенциал конфликта.
Если конфликт все же возникает, то его следует
улаживать через правовую систему, избегая дезинтеграции социальной
системы;
- Latency (удержание образца) предполагает сохранение и поддержание основных ценностей.
Рассмотренную структурно-функциональную
сетку Парсонс применял при анализе любого
социального явления. Консенсус и стабильность
системы не означает, что она не способна
к изменениям. Напротив, на практике ни
одна социальная система не находится
в состоянии идеального равновесия, хотя
определенная степень равновесия необходима
для ее жизнеспособности. Поэтому процесс
социального изменения можно представить
как «подвижное равновесие». Так, если
изменится взаимоотношение общества со
средой, то это приведет к переменам в
социальной системе в целом. Процесс «подвижного
равновесия» может затрагивать не только
части, но и все общество.[4]