Коррупция как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:01, реферат

Описание работы

В целом социальные проблемы можно характеризовать как вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующие коллективных усилий по их преодолению. (научно-практический журнал "Социальные проблемы")
- ситуация, несовместимая с ценностями значительного числа индивидов, утверждающих, что необходимо действовать с целью ее изменения (Е. Рубингтон.М. Вайнберг1)

Содержание работы

Научное обоснование того, что выбранное явление действительно является социальной проблемой………………………………………………………………………………….3-4
1. Социологический подход к анализу выбранной социальной проблемы.……………………………………………………………………….…………….………………5-6
1.1 Примеры из исследований…………………………………………….……………………….6-9

2. Сравнение подходов к анализу выбранной социальной проблемы с точки зрения социологии и других социальных наук .Примеры из журнальных статей………………………………………………………………………………….………………………10-13


Заключение……………………………………………………………………………………………………..14

Список используемых источников…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 85.11 Кб (Скачать файл)

Анализ выбранной  социальной проблемы с социологической  точки зрения

 

 

на тему

«Коррупция как социальная проблема»

 

 

 

 

Выполнила: Жайворон Маргарита

Александровна. группа 13705

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

2013

 

Содержание

Научное обоснование того, что выбранное явление действительно является социальной проблемой………………………………………………………………………………….3-4

1. Социологический подход к анализу выбранной социальной проблемы.……………………………………………………………………….…………….………………5-6

1.1 Примеры из исследований…………………………………………….……………………….6-9

 

2. Сравнение подходов к анализу выбранной социальной проблемы с точки зрения социологии и других социальных наук .Примеры из журнальных статей………………………………………………………………………………….………………………10-13

 

 

Заключение……………………………………………………………………………………………………..14

 

Список используемых источников………………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В целом социальные проблемы можно характеризовать как вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующие коллективных усилий по их преодолению. (научно-практический журнал "Социальные проблемы") 
- ситуация, несовместимая с ценностями значительного числа индивидов, утверждающих, что необходимо действовать с целью ее изменения  (Е. Рубингтон.М. Вайнберг1)  
В таблице представленные различные понятия слова" коррупция", доказывающие, что это проблема является социальной


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррупция - явление социальное.  С. Атлас в своей книге «Социология коррупции»2 писал : «Принятые и широко используемые методы исследования, такие как анкетирование, интервью, статистический анализ, не могут быть применены в данном случае (при изучении коррупции), пока мы учитываем, что коррупция есть теневое взаимодействие между людьми». Единственная возможность, по мнению автора , – наблюдение за конкретными случаями (странами). Но перед нами встает еще одна проблема - время, так как «полный цикл развития коррупции требует времени, прежде чем ее разнообразные разветвления станут доступны для наблюдения». 
 
Субъект коррупционных преступлений ( чаще всего)- должностное лицо   некоторые категории работников (например, педагоги и медицинские работники) при определенных обстоятельствах становятся должностными лицами.

 
признаки коррупции :

- конфликт между действиями  должностного лица и интересами  его нанимателя 

- конфликт между действиями  выборного лица и интересами  общества 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если рассматривать коррупцию   с разных точек зрения, можно выявить несколько функциональных особенностей.  
 
 А.  Хайденхаймер3 рассматривает четыре культурных типа, в 
рамках которых различается коррупция.  
- Система, основанная на традиционных семейственных (родственных) отношениях.  
Такие отношения развиваются в замкнутых общинах архаичного толка. - Система, основанная на традиционных отношениях «патрон-клинент».  
Система, основанная на современных отношениях «лидер- последователь».  
Эти общности отличаются от обсуждавшихся в предыдущей категории тем, что они являются широко открытыми урбанизированными центрами, основанными на дифференцированной экономике. Традиционно легитимизированные социальные и бюрократические элиты не имеют здесь значимого прямого влияния, поскольку «политическая машина» осуществляет решения и единственно важный вопрос, кем она возглавляется «политиком игры» (game politician) или «политиком выгоды» (gain politician). Однако многие аспекты отношений «лидер-последователь» создаются по образцу клиентистских отношений в традиционной ситуации. Поскольку эти сообщества являются современными, они стимулируют изменения и адаптируются к ним. Таким образом, отношения политического обмена имеют тенденцию основываться на, во-первых, модели социального обмена и, во-вторых, на модели экономического обмена. В этой современной обстановке становятся доминирующей более гибкие и адаптивные экономические отношения. 
- Система, основанная на отношениях гражданской культуры.  
Эта система отношений политического обмена превалирует в средних городах и пригородах Западной Европы и США в условиях развитого гражданского общества. Граждане не ощущают потребности действовать посредством влиятельных посредников для получения преимуществ закона или реализации административных программ. Они развили сильную систему общественно одобряемых норм, поддерживаемую жизнеспособными добровольными ассоциациями, которые вознаграждают своих добровольных активистов в большей степени знаками морального одобрения, нежели деньгами или чем-то эквивалентным. Отношения политического обмена следуют модели диверсифицированного непрямого социального обмена. Грубая политическая взаимность на экономической основе, наподобие взяток, возникает очень редко.  
 
Примеры. 
 
- Система, основанная на традиционных семейственных(родственных)отношениях. 
ПРИМЕР. «ДЕРЕВЕНСКИЕ СТАРИКИ»

Исследователи и журналисты любят описывать случаи

масштабной коррупции. Бытовая, низовая коррупция остается на

периферии общественного  внимания. Если о ней говорят, то говорят

«вообще», и очень трудно найти подробный анализ конкретных

случаев бытовой коррупции. Тут может выручить художественная

литература. Если писатель талантлив, у него можно найти описание,

имеющее не меньшую познавательную ценность, чем свидетельства

журналиста, участника или  ученого. Ниже приводится «"случай»",

описанный замечательным  русским писателем (и режиссером, и

актером) Василием Шукшиным в одном из его рассказов4. Итак.

Пимокат Валиков подал  в суд на новых соседей из-за того, что те сожгли по

небрежности его баньку. Судья присудил компенсировать ущерб. Придя домой, Ефим Валиков не преминул отметить победу справедливости. Далее  следуетдиалог, который хочется процитировать.

«Хватит лакать-то, обрадовался, – сердито заметила Марья. – Ты бы вот не

лакал счас, а пошел бы да отнес человеку сальца с килограмм. Приедет мужик-то,

ребятишек покормит деревенским  салом.

– А то не видят они  этого сала.

– Да где?! Магазинное-то сравнишь с нашим! Иди выбери с мяском да

отнеси. Да скажи спасибо. А то укостылял и спасибо не сказал небось. Мужик-то

вон какое дело сделал!

Ефим подивился бабьему  уму.

«Правда, по-свински вышло: мужик старался, а я, как этот...».

– Пить со мной он, конечно, не станет: он человек на виду, нельзя...

– Отнеси сальца-то.

– Отнесу! Я для такого человека ничего не пожалею! Может, ему  денег

немного дать?

– Деньги он не возьмет. За деньги ему выговор дадут, а сальца –  ну, взял и

взял гостинец ребятишкам».

Сало было вынуто из подвала, и по пути к судье старик Валиков  рассуждал

следующим образом.

«Ведь отчего так много  дерьма в жизни: сделал один человек другому

доброе дело, а тот завернул оглобли — и поминай как звали. А нет, чтобы и

самому тоже за добро-то отплатить  как-нибудь. А то ведь — раз доброе человексделал, два, а ему за это — ни слова, ни полслова хорошего, у него, само собой, пропадает всякая охота удружить кому-нибудь. А потом скулим: плохо жить! А тывозьми да сам тоже сделай ему чего-нито хорошее. И ведь не жалко, например, этого дерьма — сала, а вот не догадаешься, не сообразишь вовремя». Ефимуприятно было сознавать, что он явится сейчас перед судьей такойсообразительный, вежливый. Он поостыл на холодке, протрезвился: трезвел он также скоро, как пьянел. «Люди, люди... Умные вы, люди, а жить не умеете». В результате Ефим напоролся на решительный отказ. Честный судья был

испуган и недоволен искренним подношением. «Только на улице сообразил Ефим, что ему теперь делать: «Пойду Маньке шлык скатаю. Зараза».

Понятно, что скромное подношение, описанное в рассказе,

трудно назвать взяткой. С точки зрения Ефима Валикова это был

подарок, совершенно оправданный. Это сродни традиционным

подаркам, которые в России обычно преподносят, например, врачам в

государственных больницах или поликлиниках, после того, как они

вылечили пациента. И трудно такие подарки приравнивать к  взяткам,

поскольку, во-первых, они  дарятся после оказания оплаченной

государством услуги, а  не до. И, во-вторых, часто человек,

вылечивший перелом ноги, не рассчитывает с помощью подарка

установить долгосрочные отношения с хирургом, поскольку  вряд ли

намеревается в ближайшее  время снова что-нибудь ломать.

Но судья, которому был  принесен подарок, воспринял это

движение души настороженно, поскольку, по-видимому, считал

возможность принять подарок  нарушением служебной этики или  даже

действием, близким к коррупционному. По этой причине данный

сюжет может быть отнесен  нами к пограничной зоне, отделяющей

коррупцию от близких ей социальных явлений. Но более существенно

другое. Пограничные явления  важны, поскольку из них могут

произрастать потенциальные  коррупционные действия. Кроме того, в

этом важно разобраться, чтобы понять психологию людей,

вступающих в коррупционные сделки, но при этом не подозревающих,

что они попадают в зону коррупции. Поняв это, можно строить

стратегии ограничения коррупции, опирающиеся на те или иные

способы воздействия на общественное сознание.5

- Система, основанная на традиционных отношениях «патрон-клинент». 
ПРИМЕР. Общины Сицилии и Греции. Существуя до сих пор, они все еще остаются пленниками структур веры и власти, уходящих корнями в отдаленное прошлое. Защита здесь ищется за пределами семьи. Однако в сознании простых крестьян могущество сверхъестественного святого патрона или патрона из высшего класса смешивается, неопределенно переходя друг в друга. Связи с могущественным защитником сильны, идентификация с общиной слаба. Посредством клиентистских отношений, которые, в отличие от соседских отношений, базируются на свободном выборе сторон, развивается сильное чувство взаимных обязательств. Сверх взаимности глава семьи связывает свою и своей семьи голосовательную поддержку с усмотрением патрона. Клиент поддерживает зависимость от патрона, поскольку он ощущает нужду в поддержке, которую ему не может обеспечить ни семья, ни государство. Такого рода коррупция иногда называется в литературе патриархальной.6  
- Система, основанная на современных отношениях «лидер- последователь».  
ПРИМЕР. Эта система характерна для работы «политических машин» большого американского города в нормальное (т.е. не слишком скандальное) время в первой половине XX века. Частично это сохранилось и сейчас в небольших городах. В России такая система имеет весьма широкое распространение.7  
- Система, основанная на отношениях гражданской культуры.  
ПРИМЕР. Политические обязательства в той мере, в какой они по-прежнему основываются на техниках экономического обмена, принимают изощренные и респектабельные формы, среди которых: благодарственные обеды, гонорары юристам, контракты с консультантами, взносы в избирательные фонды. Такие сообщества «чисты», поскольку политические лидеры не ограничены взаимными соглашениями со своими сторонниками из высшего класса.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подходы9

 

 

- традиционный (“идеалистически-философский”)

Представитель К. Фридрих10. Он рассматривал коррупцию как поведение, отклоняющееся от преобладающих в политической сфере норм и обусловленное мотивацией получения личной выгоды за общественный счет. Личная выгода не обязательно имеет денежно-финансовый характер. Она может быть связана с продвижением по службе самого коррупционера, членов его группы поддержки или иными преимуществами для членов его семьи и приближенных. Для К. Фридриха коррупция — явление почти однозначно негативное, “патология политики”, при которой порча затрагивает и государственных чиновников, и властные институты, хотя он и признает ее функциональность до определенного предела.

 Представители Д. Саймон и Д. Эйтцен11. Необходимость такого подхода они обосновывают тем, что термин “беловоротничковая преступность” не адекватен сути явления — институционализации безнравственности, аморальности и скандализации страны, а также тем, что в США проблема преступности на самом деле коренится в системе, в которой преступность низших классов, мафия, коррумпированный публичный сектор и преступные сообщества объединяются ради выгоды и власти. Поэтому они исходят из предположения, что преступность и девиация социетально обусловлены, заданы на уровне общества. Это означает, что определенные социологические факторы обусловливают совершение преступлений как индивидами, так и организациями. Среди наиболее важных из этих факторов в американском обществе называют властную структуру как таковую

- “ревизионистская” школа анализа коррупции. Большинство политологов и социологов считают коррупцию болезнью развивающихся обществ, результатом, следствием и/или проявлением незавершенной модернизации и бедности. Представители: Хосе Абуэва, Дэвид Бэйли, Натаниэль Лефф, Колин Лейес выступали против односторонне-негативистского подхода к коррупции как общественной патологии. Напротив, они утверждали, что коррупция может выполнять позитивные функции в плане интеграции, развития и модернизации обществ “третьего мира”.

Действительно, распространение рыночных отношений, с одной стороны, и бюрократизация власти и управления, с другой, разрушают  связи патримониального господства, традиционные формы групповой солидарности, характерные для доиндустриальных обществ. Однако в развитых странах  это более продолжительный процесс, и, что еще важнее, в западных странах  вместо личной зависимости между  индивидами установились по преимуществу договорные отношения, регулируемые правом, что явилось результатом длительного  поиска гражданских форм защиты и  солидарности. В обществах, форсирующих  модернизацию, а также в тех, где  состояние переходности по различным  причинам приобретает характер “зависимого  развития” и исторически сильны государственные начала в общественной жизни, затруднено формирование институтов, свойственных модернизированным обществам. Они могут проявляться по-разному  и нередко воспринимаются как  коррупционные. Что касается развитых стран, успешно и давно осуществивших  модернизацию, то сохранение различных  форм личной зависимости и господства в публичной сфере, которые реализуются, в частности, в актах обмена индивидов  и представителей государственной  власти, чиновников, означает коррупцию  институтов.

Информация о работе Коррупция как социальная проблема