Коррупция как социально негативное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:58, доклад

Описание работы

Понятие коррупции, достаточно широко используемое в современной правовой литературе, имеет глубокие исторические корни. Коррупция такая же древняя, как и сам мир. Так, первые государства, как известно, появились в Месопотамии (IV тыс. до н.э.) на территории современных Ирака и Сирии, части территории современных Ирана и Турции. Одним из центров развития древнейшей цивилизации в этом регионе был Шумер.

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 34.20 Кб (Скачать файл)

Издержки и просчеты, допущенные в ходе реформ, ослабление государственного и общественного контроля над преступностью, отсутствие необходимой законодательной базы превратили угрозу коррумпированности многих сфер общественной жизни в реальность.

Многие зарубежные и  казахстанские исследователи указывают  на то, что большинство населения  лояльно относится к коррупции, не понимая ее опасности. Это препятствует успешной борьбе с этим явлением. В  связи с этим следует отметить, что коррупция причиняет огромный, иногда непоправимый вред интересам  общества, государства и отдельных  граждан. Это проявляется в следующих  возможных ее последствиях:

коррупция не позволяет  государству добиться осуществления  стоящих перед ним задач (например, назначение на должность за взятку ведет к снижению эффективности  работы государственных органов  и учреждений и приносит огромные убытки);

коррупция портит инвестиционный климат, в результате чего частному бизнесу не остается ничего иного, как  стремиться к получению скорой прибыли (часто – сверхприбыли) в непредсказуемых  условиях, а условия для долгосрочного  инвестирования отсутствуют;

коррупция ведет к удорожанию управленческого аппарата (взяточничество в конечном итоге отражается на налогоплательщике, и в результате он вынужден платить  за услуги в несколько раз больше);

коррупция оказывает разлагающее  воздействие на управленческий аппарат как в государственной, так и негосударственной сферах, снижая стимулы для честной работы («общий уровень этики снижается, и каждый задает себе вопрос, почему именно он должен быть единственным, кто соблюдает нормы нравственности»);

коррупция в высших эшелонах власти, становясь достоянием гласности, подрывает доверие к ним и, вследствие этого, ставит под сомнение их легитимность;

коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться  своими личными интересами ради процветания  общества и государства;

коррупция обессмысливает правосудие, поскольку правым оказывается  тот у кого больше денег и меньше нравственных самозапретов;

коррупция создает угрозу демократии, поскольку лишает население  нравственных стимулов к участию  в выборах.

Коррупции негативно влияет на национальную экономику страны, заранее ставя в неравное положение  коррумпированных и честных предпринимателей, подрывая конкуренцию на внешнем  и внутреннем рынках. К примеру, по оценке казахстанских ученых, именно коррупция увеличивает стоимость  товаров и услуг в Казахстане почти на 50%, от чего страдает всё  население страны.

Коррупция парализует действия малого и среднего бизнеса. Ежегодные  убытки от коррупции в стране составляют миллиарды тенге. По данным Агентства  финансовой полиции Республики Казахстан  только за 9 месяцев 2008 года сумма установленного ущерба по оконченным уголовным делам  о коррупционных преступлениях  и преступлениях в сфере экономической  деятельности составила 192,1 млрд. тенге.

Особую опасность коррупция  представляет в тех сферах, от которых  непосредственно зависит повседневная жизнедеятельность - обеспечение общественной безопасности, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и  т.п. Так как именно в этих сферах чиновничий аппарат своим бездействием подрывает доверие общества к  органам государственной власти. Сотрудник полиции, за взятку оставивший безнаказанным опасного преступника, отказывающийся без "подмазки" защитить законные права гражданина от преступных посягательств, работник акимата, требующий от предпринимателя деньги за выполнение своих обязанностей, главный врач больницы, вымогающий деньги у больного за бесплатное по закону лечение, школьный учитель или преподаватель ВУЗа, ставящий оценки в соответствии с "подношением" - все это унижает людей, создавая невыносимые условия жизни, а иногда и приводя к трагическим последствиям. Так образуется своего рода "корневая система" коррупции, питающая ее верхние эшелоны.

Исследования показали, что коррупция в системе государственной  службы как в развитых, так и развивающихся странах принимает примерно одинаковые формы и охватывает одни и те же сферы деятельности. Областями деятельности, наиболее подверженными коррупции, являются:

государственные закупки;

операции с земельными участками;

сбор налогов;

назначение на ответственные  посты в органах государственной  власти.

К сферам деятельности, (помимо выше перечисленных) которые в наибольшей степени подвержены коррупции, относятся:

лицензирование и регистрация  предпринимательской (в том числе, банковской) деятельности;

выдача разрешений на размещение ценных бумаг и проведение банковских операций с бюджетными средствами;

получение кредитов (в том  числе и государственных целевых);

таможенное оформление импортируемых товаров;

получение экспортных квот;

строительство и ремонт за счет бюджетных средств;

возбуждение и прекращение  уголовных дел, а также направление  их на дополнительное расследование;

контроль за безопасностью дорожного движения;

прием экзаменов на получение  права вождения автомобиля и выдача водительских удостоверений;

контроль за соблюдением правил техники безопасности, пожарной безопасности, санитарного состояния учреждений и организации;

контроль за соблюдением условий лицензирования;

надзор за соблюдением  правил охоты и рыболовства;

государственная регистрация, аттестация и аккредитация негосударственных  высших учебных заведений;

поступление в специализированные общеобразовательные школы;

прием в дошкольные воспитательные учреждения;

прием на службу (работу) на высокооплачиваемые либо позволяющие  иметь значительный незаконный доход  должности в государственных  и местных органах (таможенные органы, органы налоговой инспекции, подразделения  МВД по обеспечению безопасности дорожного движения).

Коррупция проявляется  в многообразных формах. Но наиболее опасной формой коррупции является сращивание преступных элементов с государственными структурами, в результате чего чиновник прежде всего работает в целях личного обогащения.

Коррупция обеспечивает прикрытие  преступных действий отдельных лиц, использующих свое официальное положение, договоренностью по получению помощи на постоянной основе. Зачастую коррупция  имеет свои денежные фонды, формирующиеся  из отчислений от преступных средств, направленных на подкуп должностных  лиц.

Преступные группы специально стремятся к вовлечению в свой круг полезных преступному сообществу лиц - отдельных коррумпированных работников государственных органов и общественных организаций, которые обеспечивают:

- создание условий, препятствующих  организации борьбы правоохранительных  органов с коррупцией;

- компроментацию либо нейтрализацию деятельности работников различных контролирующих, правоохранительных органов;

- принятие мер по  освобождению членов преступной  группы от уголовной ответственности  либо смягчение наказания;

- консультации по правовым  вопросам;

- обучение формам и  методам деятельности органов  МВД, КГБ и прокуратуры в  борьбе с организованной преступностью;

- обеспечение преступников  различного рода документами  прикрытия.

Следует отметить, что коррупция  связана и с хищением, рэкетом, контрабандой, незаконным оборотом, контрабандой наркотиков и т.д. Коррупция является питательной средой и катализатором организованной преступности. Коррупционные правонарушения совершаются, как правило, участниками устойчивых преступных объединений, деятельность которых направлена на извлечение максимальной прибыли из преступного бизнеса. Коррупция является крайне негативным социальным явлением, имеющей такие характерные признаки как масштабность преступной деятельности, устойчивость и системность в различных отраслях народного хозяйства.

Коррупция имеет различные  виды и способы выражения как  экономического, правового, так и  смешанного характера. У должностных  лиц, занимающихся коррупционными правонарушениями, безусловно имеются покровители, лица, занимающие ответственные государственные посты. В связи с этим рассматриваемые преступления отличаются тщательность подготовки, планированием, распределением ролей и по характеру решительности действий. Для таких преступных групп характерен четкий сценарий поведения ее участников вплоть до задержания и вызова в правоохранительные органы. В частности, нравственная позиция коррумпированных лиц характеризуется "четко выраженной потребительской ориентацией, когда сумма материальных благ и возможностей рассматривается как единственный критерий и содержание жизненного успеха. Этим лицам присущи такие эмоционально - волевые свойства, как эгоизм, зависть, распущенность, несамокритичность, а для значительной части - и слабоволие, неумение противостоять "ситуации соблазна[16][16]".

Коррумпированные лица, как правило, осуществляют в преступном сообществе идеологические, организационные  и управленческие функции разрабатывают  поиск новых форм приложения преступной активности, изучают изменения стратегии  и тактики деятельности правоохранительных органов борьбы с преступностью  в зависимости от изменяющихся социально-экономических условий, продумывают вопросы, связанные с безопасностью и управлением преступных групп.

Коррупция особо связана  с теневой экономикой, где происходит разделение сфер влияния. Изучение зарубежного  опыта показывает, что коррупция  оказывает значительное влияние  на политику и экономику, что наглядно видно, например, на сегодняшней ситуации в Колумбии. Практика показывает, что  финансовый потенциал теневой экономики  является фундаментом для преступности, а так называемой "крышей" являются коррумпированные сотрудники государственного аппарата.

Таким образом, коррупция  оказывает крайне негативное влияние  на нравственно-политический климат в  обществе, способствует возникновению  негативного отношения к проводимым политическим, экономическим и социальным преобразованиям. Народ, разочаровавшийся во власти, теряет уважение к закону.

Для коррупции характерны ряд признаков. Во-первых, в обществе, пораженном ею, устанавливается и становится известным заинтересованным лицам такса услуг. Например, такса поборов сотрудниками дорожной службы, таксы в сфере «правоохранительной деятельности»: плата за прекращение уголовного дела, невозбуждение уголовного дела, за изменение меры пресечения с освобождением из-под стражи, за смягчение наказания, за прохождение таможенных процедур с нарушением законодательства, за продвижение по должности и т.п. Вторым необходимым признаком коррупции является возможность ее только в сфере государственной службы. Этот признак отражает особенность законодательства нашей страны, так как во многих других странах используется более широкое понятие коррупции, в соответствии с которым коррупция возможна не только в государственных органах и учреждениях, но и в других негосударственных органах и организациях, в том числе и международных организациях.

Согласно статистике, удельный вес коррупционных преступлений составляет всего 0,95-1% от общего количества преступлений по нашей стране. Подавляющее  большинство коррупционных преступлений (особенно взяточничество) носит скрытый  характер и не регистрируется. Именно поэтому регистрация случаев  коррупции в официальной статистике носит неполный, фрагментарный характер. Это подтверждается результатами проведенного нами анкетирования 560 сотрудников  финансовой полиции Республики Казахстан. 96,4% опрошенных отметили, что далеко не все коррупционные преступления регистрируются и по мнению только 3,6% опрошенных все коррупционные преступления регистрируются. Из числа скрытых коррупционных преступлений, по мнению опрошенных, наиболее часто совершаются следующие: злоупотребление должностными полномочиями (60,7% опрошенных указали на это преступление), присвоение или растрата вверенного чужого имущества, совершенные лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения (60,2% опрошенных указали на это преступление), получение взятки (47,2% опрошенных указали на это преступление), дача взятки (44,5% опрошенных указали на это преступление), служебный подлог (37,1% опрошенных указали на это преступление), превышение власти или должностных полномочий в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям (35,4% опрошенных указали на это преступление). В целом 40,4% опрошенных отметили высокий уровень латентности коррупционных преступлений, 40,2% – средний и лишь 7,5% опрошенных указали на низкий уровень латентности указанных преступлений.


Информация о работе Коррупция как социально негативное явление