Коррупция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 06:03, курсовая работа

Описание работы

Коррупция является постоянным спутником государственных институтов власти, уходящим в глубину веков. Как социально-негативное явление в обществе, коррупция существовала всегда, как только формировался управленческий аппарат, и была присуща всем государствам в любые периоды их развития. Понятие коррупции далеко выходит за рамки простого взяточничества.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по институциональной экономике.docx

— 108.54 Кб (Скачать файл)

При ее решении необходимо:

· повышение заработный платы в первую очередь работников правоохранительных органов (к этой категории целесообразно относить, естественно, налоговые и таможенные службы). В дальнейшем их содержание должно превосходить содержание работников «гражданских служб»;

· повышение уровня технического обеспечения правоохранительных органов, внедрение современных информационных технологий;

· кадровое обновление правоохранительных органов, сопряженное с сокращением  численности Вооруженных Сил  страны при условии развертывания  сети переподготовки увольняемых в  запас военнослужащих, которые должны пополнять ряды правоохранительных органов;

· создание под эгидой Генеральной  прокуратуры Российской Федерации  межведомственного научного и учебного центра. В его задачи должны входить  анализ и обобщение опыта работы правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и переподготовка кадров, занятых решением этой проблемы в  различных ведомствах (включая внутренние службы безопасности);

· разработка и выпуск новой  специальной и учебной литературы по борьбе с коррупцией для юридических  вузов и факультетов;

· организация стажировок российских специалистов в странах, в которых были успешно реализованы  программы борьбы с коррупцией.

            Поскольку государственная служба сопряжена с повышенной ответственностью, необходимо для определенных категорий должностных лиц и для определенных видов преступлений рассмотреть возможность внесения дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс. Цель -расширить доказательственную базу коррупционных преступлений, включив в нее материалы, получаемые с помощью технических средств сбора информации (например, аудио- и видеозаписи). Это крайне важно при доказательстве таких преступлений, как взятка.

            Чрезвычайно слабо сейчас используются антикоррупционные возможности судов. В первую очередь это касается гражданского судопроизводства, специфика которого по сравнению с уголовным делает его более эффективным инструментом борьбы с коррупцией. Необходимо распространять практику применения гражданских исков со стороны государства против чиновников, уличенных в коррупции, и со стороны фирм против своих конкурентов, если последние коррупционными действиями нанесли ущерб потерпевшим. Возможно, понадобится внести соответствующие поправки в Гражданский кодекс.

            Главная задача -поставить обе стороны коррупционных сделок в условия повышенного риска больших материальных потерь из-за противозаконной деятельности. Это можно сделать, используя недовольство потерпевших от коррупционных действий. Проигравшие от чьей-то коррупции фирмы, потерпевшие представители органов власти, взяткодатели, которых вынуждают давать взятку, могут стать энергичными союзниками при реализации антикоррупционных мер. Такими союзниками могут стать общественные организации, конечно - в той мере, в какой они осознают, что каждая коррупционная сделка наносит ущерб всему обществу.

            Каждому ведомству присуща определенная специфика, своя структура коррупционных преступлений и методы их осуществления. Для каждого из них следует с привлечением сторонних специалистов разрабатывать специфические программы.

Реализация ведомственных  антикоррупционных программ должна происходить под контролем инспекторов, направляемых в соответствующие ведомства Агентством по борьбе с коррупцией.

Ведомственные антикоррупционные программы могут содержать наборы мер, формируемые в зависимости от задач и специфики конкретных ведомств. Список таких мер может включать, в частности:

· введение практики периодического перевода чиновников на новое место  работы внутри ведомства или на сходное  место работы в другом ведомстве (издержки на переобучение в любом  случае меньше потерь от коррупции);

· повышение эффективности  контроля нижестоящих чиновников вышестоящими с помощью введения рандомизированных схем контроля и переноса акцента с формального контроля за исполнением на контроль соответствия действий подчиненного поставленным задачам;

· усиление контроля и мер  ответственности за проволочки при  работе с гражданами;

· уменьшение дефицита доступа  к государственным услугам;

· обеспечение специального режима работы офисов по приему граждан (информирование о правах граждан, обязанностях чиновников, введение технологий, ускоряющих работу)[16].

            Одна из основных задач разработки и реализации ведомственных антикоррупционных программ – выработка мер по ограничению «вертикальной» коррупции (системы незаконных выплат нижестоящими чиновниками вышестоящим).

Необходимо ввести практику периодического обновления ведомственных  антикоррупционных программ каждые три-пять лет.

            К этой же сфере относится ревизия зараженных коррупцией государственных экономических и социальных программ. Цель – одни отменить, другие пересмотреть и изменить механизмы реализации. Одновременно должны вводиться новые процедуры разработки,утверждения и реализации государственных программ. Эти новые процедуры должны включать в себя антикоррупционные принципы и механизмы.

Наибольшее внимание необходимо уделить законодательным мерам  противодействию коррупции,так как вне действующих законов любые меры будут неэффективны. Представляется бессмысленным вводить юридическое понятие коррупции наравне с ее конкретными проявлениями (например, взяткой), поскольку любые попытки заключить это понятие в жесткие рамки приведут к тому, что часть коррупционных действий окажется за пределами действия Уголовного кодекса или иного закона. По той же причине нецелесообразно регулировать борьбу с коррупцией одним законом о коррупции. Более эффективно подойти к решению задачи системно, предусмотрев средства борьбы с коррупцией во всем комплексе законодательных актов.

Это значит,что реализация антикоррупционной программы по перечисленным выше направлениям должна подкрепляться подготовкой и принятием ряда законодательных актов,охватывающих разные сферы регулирования, среди которых могут быть:

· закон о лоббизме;

· закон об ответственности  за легализацию преступных доходов;

· закон о конфискации  имущества и доходов, приобретенных  в результате незаконных сделок(существует опыт применения подобного законодательства в Италии);

· закон о государственном  контроле над соответствием крупных  расходов на потребление декларированным доходам;

· закон о декларировании доходов и имущества высшими  должностными лицами и государственными служащими. Задача этого закона –  охватить механизмом декларирования судей  и избираемых членов законодательных  органов разных уровней наряду с  чиновниками;

· дополнения в основы законодательства о государственной службе: введение ограничений для чиновников переходить на работу после увольнения с государственной  службы в коммерческие организации, которые были ему прежде подконтрольны  или были связаны с ним в  соответствии с его компетенцией. Подобное ограничение должно распространяться и на лиц, избираемых в законодательные  органы;

· дополнения в действующее  законодательство, в результате которых  будут признаваться недействительными  сделки, договора, полученные от органов  власти лицензии и разрешения, если установлено, что они обязаны  своим появлением коррупционным  действиям;

Особое направление законодательной  работы - ревизия действующего законодательства, которая должна осуществляться по следующим  направлениям:

· распутывание противоречий и прояснение туманностей в действующем  законодательстве, поскольку все  это создает возможность для  чиновного произвола и коррупции;

· «закрытие» многочисленных отсылочных норм в действующих законах;

· ревизия шкалы наказаний  за коррупционные действия с учетом того, что часто завышенные наказания  мешают доказательству преступлений;

· дифференцирование в  Уголовном кодексе коррупционных  действий;

· пересмотр шкал пошлин, штрафов и т.п. (слишком высокие  штрафы так же неэффективны, как  и слишком низкие, поскольку стимулируют  уход от них с помощью взятки);

            Важная роль в борьбе с коррупцией принадлежит средствам массовой информации. Их задача - не только информировать общественность о конкретных случаях коррупции, но и пропагандировать антикоррупционную программу, сообщать об ее успехах, учить граждан навыкам антикоррупционного поведения, формировать новые нормы гражданской морали. Одновременно необходимо поддержать СМИ, защитив их законодательно. Возможно, целесообразно пересмотреть ряд действующих норм, в частности - о раскрытии источников информации (или сузить сферу применимости действующей нормы).

            Необходимо менять ситуацию с зависимостью государственных СМИ исключительно от исполнительной власти, которая, очевидно, не является единственным государственным институтом. Без этого нереально говорить о гласности при борьбе с коррупцией. Необходимо вводить паритетный контроль над государственными СМИ с участием Федерального Собрания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

           

 

 

           

 

            Заключение

            Подводя итоги, необходимо сказать, что на первых стадиях реализации антикоррупционной программы резко возрастут показатели, характеризующие уровень коррупции в стране, один из таких показателей – индекс восприятия коррупции. Это неизбежно из-за двух обстоятельств: введения четких методов учета, преодоления анемии правоохранительной системы. Естественно ожидать, что реализация антикоррупционной политики может встретить сопротивление на разных уровнях административной иерархии.

            Нельзя утешать себя тем, что повышение уровня коррупции всегда сопровождает глобальные переходные процессы. Есть страны, которые на стадии модернизации пережили всплеск коррупции, но смогли его побороть целенаправленными усилиями. Но существуют и другие примеры - страны, в которых реформы вызвали увеличение коррупции, а отсутствие целенаправленной и всесторонней борьбы с ней привело к ее укоренению.

            В настоящее время общепризнанно, что ни отдельные страны, ни международные организации не могут справиться с коррупцией самостоятельно, без помощи друг другу. Победить коррупцию в отдельной стране почти невозможно, так как сопротивление бюрократии оказывается слишком сильным. Даже если и существует политическая воля к подавлению коррупции, недостаток практического опыта, информации и финансовых ресурсов снижает ее эффективность. Интернациональные организации – такие как Организация Объединенных Наций, Европейский Союз, Всемирный Банк и др. – активно стимулируют борьбу с коррупцией, но и они с их опытными  штатами,

информированностью и  большими финансами не могут успешно  противостоять коррупции в какой-либо стране, если ее правительство и  граждане не проявляют воли и решимости  к борьбе. Вот почему данная проблема может быть разрешена только в  тесном сотрудничестве между отдельными странами и международными организациями.

 

 

 

 

 

 

           

            Список использованной литературы

1. Айказян А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных проектов // Российский экономический журнал, 2010 - №3.

2. Афанасьева В. Малый  бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал, 2008.

3. Данилевский Ю.А. Особенности  проведения аудиторской проверки  операций с товаро-материальными ценностями. // Главбух – 2010 - №1 – с.4-11.

4. Козонов, Э. Ю. Коррупция: истоки и пути преодоления / Козонов Э. Ю., Жукаев А. М. — М.: МАКС Пресс, МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006.

5.Борьба с ветряными мельницами? Социально-антропологический подход к исследованию коррупции. — СПб.: Алетейя, 2007. — 234 с.

6. Педреро Мигель. Коррупция. Клоака власти. - М., СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2008. - 320 с.

7. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Система индикаторов вузовской коррупции // Высшее образование в России. 2011, №10.

8. Румянцева Е. Е. Коррупция как противоположность демократии // Научный эксперт. — 2008. — № 12. — С. 60-70.

9. Румянцева Е. Е. Коррупция как альтернатива демократии. - Palmarium Academic Publishing, 2012. - ISBN 978-3-8473-9286-6

10. Макаров А. А. Коррупция в системе органов внутренних дел. — М.: Nota Bene, 2009. — ISBN 978-5-8188-0132-2

11. Мирошниченко Д.В. Уголовно-правовое воздействие на коррупцию. - М.: Юрлитинформ, 2010. - 200 с.

12. Гриб В.Г., Окс Л.Е. Противодействие коррупции. - М., 2011. - 192 с.

13. Соловьев В.Р. Империя коррупции. Территория русской национальной игры. - М., Эксмо, 2012. - 288 с.

14. Фисман, Р., Мигель, Э. Экономические гангстеры. Коррупция, насилие и бедность национальных масштабов. - М., 2012. - 302 с.

15. Алексеев И.Н. Коррупция в сфере налогообложения // Организованная преступность и коррупция: результаты криминологических исследований. Сборник статей под ред. д.ю.н.,проф. Н.А. Лопашенко. Саратов. 2011. С. 64–76.

16. Аминов Д.И., Гладких В.И.,Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоления. – М., 2009.

17. Антикоррупционная политика: справ. / Под ред. А.В. Малько. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2008. – 384 с.

18. Голованова, Е.И. Правовые основы борьбы с коррупцией в России в XVI–XIX вв: Историко-правовое исследование: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.– М., 2009. – 25 с.

19. Дамм И.А. Коррупция и ее формы в избирательном процессе // Проблемы борьбы с проявлениями криминального рынка. Владивосток. – 2007. С. 95–108.

20. Долгова А.И. Организованная преступность, терроризм и коррупция: тенденции и совершенствование борьбы с ними // Организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьба с ними. М., 2011. С. 3–25.

Информация о работе Коррупция