Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 20:37, доклад
Происходил из дворянской семьи Ковалевских. Родился 27 августа 1851 года (по старому стилю), в расположенной близ Ольшанки усадьбе[1], в 28 верстах от города Харьков.
В 1865 году блестяще выдержал экзамен в 5-й класс 3-й Харьковской гимназии, которую закончил с золотой медалью в 1868 году.
В 1868 году поступил в Харьковский университет на юридический факультет. Специализировался по государственному праву западноевропейских стран.
министерство образования и науки
российской федерации
федеральное Государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Государственная академия славянской культуры»
Доклад
”Ковалевский-биография и социологические воззрения.”
______________________________
студента __3__ курса
специальности «Культурология»,
Фоменко Мария Дмитриевна
______________________________
Научный руководитель:
Лебедев Ю.В.
______________________________
Биография Ковалевского М.М.
Происходил из дворянской семьи Ковалевски
В 1865 году блестяще выдержал экзамен в 5-й класс 3-й Харьковской гимназии, которую закончил с золотой медалью в 1868 году.
В 1868 году поступил в Харьковский университет на юридический факультет. Специализировался по государственному праву западноевропейских стран.
В 1871 году Максим
Максимович окончил университет со степенью
кандидата прав и был оставлен по инициативе Д. И. Каченовского
В 1872—1876 годах продолжил образование за границей сначала в Берлине, затем в Париже, где слушал лекции во французском колледже, высшей свободной школе политических наук и школе хартий иЛондоне, где занимался в Британском музее.
Был знаком с Марксом, о чём оставил воспоминания[6]. Известно что тот относил Ковалевского к числу своих «научных друзей»[7]. Сам Ковалевский писал, что «очень вероятно, что без знакомства с Марксом я бы не занялся ни историей землевладения, ни экономическим ростом Европы в сосредоточил бы свое внимание в большей степени на ходе развития политических учреждений, тем более, что такие темы прямо отвечали преподаваемому мной предмету»[8].
С 1877 по 1887 год преподавал в Московском Университете, читал курс государственного права иностранных держав и истории учреждений[9]. В 1880 защитил докторскую диссертацию «Общественный строй Англии в конце средних веков». В апреле 1879 участвовал в работе первого земского съезда в Москве.
В 1879—1880 издавал вместе с В. Ф. Миллером журнал «Критическое обозрение», сотрудничал в журнале «Юридический вестник», газетах «Порядок» и «Земство». Совершил ряд этнографических экспедиций на Кавказ: в 1883 году — с В. Ф. Миллером, в 1885 году — с Н. И. Иванюковым, в 1887 — с Ю. С. Гамбаровым.
В 1887 по приказу министра народного образования И. Д. Делянова уво
В 1901 году вместе с Е.
В. де Роберти и Ю. С. Гамбаровым осн
Памятная доска в Санкт-Петербурге
В августе 1905 года во время революции
возвратился в Россию и активно включился
в политическую жизнь. В сентябре 1905 участвовал
в съезде земских и городских деятелей
в Москве. Основатель партии
демократических реформ, в которую также входили В. Д. Кузьмин-
Был масоном.
Посвящён в 1−2 и 3-ю степени 14 марта 1888
года в Париже в достопочтенную
ложу «Космос» № 288 находившуюся под юрисдикцией Великой
ложи Франции. Возобновил членство 29 апреля 1904 года,
по другим сведениям — присоединён после
6 февраля 1905 года. Перешёл в ложу «Возрождение»
9 января 1906 года, по другим сведениям —
действительный член ложи «Космос» по
1915 год[10]. С 1906
года член-основатель ложи«
В 1906 году избран членом первой Государственной думы от Харьковской губернии. председатель комиссии по составлению наказа, входил в четыре другие комиссии, выступал в Думе 62 раза по большинству обсуждавшихся вопросов. В июле 1906 возглавлял думскую делегацию на 14-й международной межпарламентской конференции в Лондоне. После роспуска думы первого созыва отказался подписать Выборгское воззвание.
В 1907 году избран членом Государственного совета от академических организаций и университетов.
Профессор Петербургского
университета (1905—1916). преподавал также в Петербургском
политехническом институте и
на высших
женских курсах. Участвовал в организации Психоневрологическ
С 1908 года М. М. Ковалевский президент Педагогической академии Санкт-Петербурга, а с 1914 года — Председатель Петербургского юридического общества.
В «Новом энциклопедическом словаре» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, он вёл в соавторстве отдел политических и юридических наук, кроме того, участвовал в создании «Энциклопедического словаря» братьев А. Н. и Н. Н. Гранат.
С именем Ковалевского связано также формирование секции социологии при Историческом обществе в Санкт-Петербургском университете в 1912 году.
В 1912 году являлся номинантом на Нобелевскую премию мира[12].
Один из основателей партии прогрессистов, в 1912—1914 годах — член её ЦК. Начало первой мировой войны застало Ковалевского в Карлсбаде на лечении. Как русский подданный он был интернирован до весны 1915 года, затем вернулся в Россию.
Умер в Петрограде 23 марта (5 апреля) 1916. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры[13]; в похоронах принимало участие до 100 тыс. человек.
Исторической закономерностью является необходимость продвижения каждого общества от низшей к более высокой стадии. Однако этому прогрессу противоречит «противопоставление бедности и богатства, рознь между имущими и неимущими». Для преодоления этого противоречия он полагал необходимым вмешательство государства в распоряжение собственностью в интересах земледельцев и рабочих, юридическое закрепление права на труд, свободную деятельность профсоюзов, их борьбу за социальные права.
При медленности общественных изменений прогресс более надежен, чем при их быстроте, эволюцию надо предпочитать революции; прогресс желателен только под условием сохранения порядка.
Наряду с преподавательской деятельностью М. М. Ковалевский много работал как этнограф и социолог, изучая общинное землевладение, историю государства и права. В 1880 году вышла его программная методологическая работа «Историко-сравнительный метод в юриспруденции».
В 1883, 1885 и 1887 годах Ковалевский совершил три этнографические экспедиции на Кавказ, собранные материалы легли в основу его научных наработок в области родовых отношений. Был награждён Константиновской медалью Русского географического общества.
Как в России, так и во время пребывания за границей, М. М. Ковалевский продолжил активную научную деятельность, принёсшую ему мировую известность. Наиболее значительные работы этого периода — четырёхтомное исследование «Происхождение современной демократии» (СПб., 1895—1897), а также первоначально трёхтомная, а позднее доведённая до семи томов работа «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (М., 1898—1903). К этому же времени относится работа «Этнография и социология», начавшая цикл его специальных трудов по социологии.
В течение своей вынужденной эмиграции М. М. Ковалевский продолжал преподавательскую и просветительскую деятельность, читал лекции в Стокгольме, Оксфорде, Брюсселе, Сан-Франциско, Чикаго. Был одним из организаторов и директором Русской высшей школы общественных наук в Париже, лекции в которой читали учёные и политические деятели самой разной ориентации (С. А. Муромцев, П. Б. Струве, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, Г. Тард).
В мировую науку Ковалевский вошёл как выдающийся юрист, социолог и историк.
После возвращения в Россию в 1905 году, Ковалевский стал профессором Петербургского университета, где и работал до конца жизни.
В своих работах М. М. Ковалевский большое внимание уделял пропаганде социологических знаний. По инициативе его и Е. де Роберти были изданы «Новые идеи в социологии», вып. 1-4 (СПб., 1913—1914). Много сил отдавал Ковалевский формированию традиций научного общения и сотрудничества российских социологов, поиску путей их вхождения в международное социологической сообщество.
Будучи прежде всего государствоведом, М. М. Ковалевский изучал государственно-правовые институты в их историческом развитии, в контексте историко-сравнительного анализа, а также опираясь на этнографические и социологические исследования.
Теоретико-методологическую основу творческого наследия М. М. Ковалевского составляли философия и методология позитивизма. Вместе с тем, заметную роль в формировании его научного мировоззрения сыграл К. Маркс, с которым он познакомился и близко общался в период своего обучения за границей и личность которого он оценивал очень высоко. Именно под влиянием Карла Маркса М. М. Ковалевский начал впоследствии серьёзно заниматься историей экономики. Однако он не стал сторонником материалистического понимания истории (то есть не принял тезис об обусловленности социальной жизни материальными производственными отношениями), считая такой подход односторонним. Он был далёк от марксизма и по своим идейно-политическим убеждениям, будучи сторонником конституционной монархии. Он придерживался позитивистской теории множественности факторов общественного развития, которая впоследствии трансформировалась в его работах в теорию функциональной связи общественных явлений.
Юридико-социологическая концепция М. М. Ковалевского исходит из положения о том, что право — это продукт развития общества, обусловленный потребностью общества в социальной солидарности. С этих позиций он полемизировал со сторонниками концепции естественного права.
В частности, в своей работе «Социология» (в главе «Социология и право») он писал: «Многие думают найти критерий для оценки действующего законодательства в каком-то метафизическом представлении об абсолютной справедливости и прирождённых человеку правах, слывущих под названием прав естественных… Но если природа обучила чему всех живущих, то отнюдь не праву, а бесправию, состоящему в том, чтобы жертвовать ближним в интересах своего самосохранения». Право же, полагал Ковалевский, выросло в условиях борьбы за выживание из потребности людей объединяться с себе подобными, руководствуясь инстинктом самосохранения. Вначале это были объединения в рамках стада, орды кочевников, племени и рода. Позднее, «когда под влиянием универсалистских религий и международного торгового обмена сфера солидарности начинает обнимать собою ряд народов и государств, мнимоприрождённые нам понятия о праве и справедливости меняются так радикально, что взамен прежнего воззрения на чужеземца, как на врага, против которого всё дозволено, постепенно развивается понятие о поставленном под защиту собственного очага и потому неприкосновенном госте, о брате-единоверце…; наконец, и всего, позднее, вырабатывается в нашем сознании… отвлечённое представление о человеке вообще и его неотъемлемых правах».
Говоря об обусловленности права и государства интересами общественной солидарности, М. М. Ковалевский считал, что право возникло из необходимости солидарности до государства и независимо от него. Государство и право он рассматривал не как продукт борьбы классов, а как выражение «замирённости» и социальной солидарности. Всякая группа, писал Ковалевский, будь то «муравейник, пчелиный улей, птичья стая, оленье стало или толпа кочевников,- является, прежде всего, замирённой средой, из которой устранены элементы борьбы; место борьбы занимает в ней солидарность или сознание общности преследуемых целей и взаимозависимости членов группы друг от друга». Дальнейшее развитие человеческого общества определяется, согласно Ковалевскому, ростом солидарности: от союзов бродячих орд до современного государства. Перспективу же этого развития он видел во всемирном объединении.
Право, говорил он, возникает раньше государства и независимо от него. Государство не создаёт право, а лишь позитивирует фактически складывающееся право, то есть признаёт его в форме позитивного права.
Значительное внимание М. М. Ковалевский уделил вопросу происхождения государства. При этом он отвергал как теорию божественного происхождения государственной власти, так и теорию общественного договора. В вопросе об источнике и природе государственной власти позиция М. М. Ковалевского была близка психологической школе права, рассматривающей право как психическое явление. Основой всякого государственного общежития, писал Ковалевский, является психологический мотив — готовность к подчинению. Власть, возникает в результате психического воздействия на массы со стороны одарённой личности. Источник возникновения власти надо искать «ни в каком-то никогда не имевшем место договоре народа с избранным им вождём…, а в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей деятельности чужому примеру и руководительству».
Большой вклад Ковалевского в развитие методологии исследования социальных явлений связан с развитием им историко-сравнительного метода. Демонстрируя возможности данного метода исследования на богатом историческом и этнографическом материале, Ковалевский постоянно подчёркивал необходимость сравнения лишь сопоставимых объектов. «Сравнение только тогда будет плодотворным, -писал он,- если будут взяты законодательства двух или более народов, стадия развития которых тождественна. Можно поэтому сопоставлять родовые порядки кельтов, германцев или славян с римскими и греческими, хотя по хронологии эти народности и отстоят друг от друга на целые столетия и даже тысячелетия.., но бесполезно для указанной цели, то есть для выделения общих черт исследуемых явлений. Сопоставлять Русскую Империю с Империей Карла Великого или Священной Римской Империей и классовые деления современных народностей Европы со средневековыми сословиями и религиозными кастами древности». Такой метод, основанный на сравнении сопоставимых эмпирических данных о состоянии и развитии различных обществ с целью выявления черт сходства или различия между ними, Ковалевский называл научным сопоставлением.
Информация о работе Ковалевский-биография и социологические воззрения