Краткая история досуговой деятельнос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 04:13, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить особенности организации молодежного досуга.
Задачи исследования:
1. Определить сущность досуга детей и молодежи.
2. Рассмотреть социальные функции досуговой деятельности.
3. Выделить принципы досуговой деятельности

Содержание работы

Введение
Глава I. Краткая история досуговой деятельности
Глава II. Теоретические аспекты досуговой
2.1 Понятие досуга, свободного времени
2.2 Социальные функции досуговой деятельности детей и молодежи
2.3 Принципы досуговой деятельности детей и молодежи
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 34.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Социальные  функции досуговой деятельности  детей и молодежи

 

Социальные функции культурно-досуговой  деятельности таковы, что для их осуществления вовлекаются значительные группы людей: организаторы культурно-досуговых  программ, активисты, члены различных  кружков, любительских объединений  и клубов по интересам, сами зрители. Оказывая влияние на внутренний мир  и образ действий большого количества людей, культурно-досуговая деятельность влияет тем самым и на окружающую действительность, становится важным звеном социальной жизни. При этом формирующее  воздействие культурно-досуговой  деятельности следует специально организовывать, вести по определенно разработанной  программе людьми, имеющими профессиональную подготовку. Современный специалист учреждения культуры – это высокопрофессиональный организатор досуга. Прежде всего, следует  сказать здесь об интересе к избранной  профессии, о склонности к работе с людьми на досуге, об осознании  своего высокого призвания. К сожалению, весьма часто юноши и девушки, зная лишь внешнюю сторону этой работы (гром аплодисментов на концерте, нередко  приподнятая атмосфера проводимых в клубах и парках праздников, цветы  и музыка, веселая программа дискотеки, уютные помещения и т. д.), ошибочно полагают, что они буквально созданы  для этой профессии.

Быть специалистом культурно-досуговой  деятельности – значит овладеть знаниями, умениями и навыками использования  средств эмоционального воздействия, сочетания просвещения с отдыхом  и развлечениями. Но особенно важным является умение организовать тесную взаимосвязь двух встречных потоков  в процессе деятельности учреждений культуры. С одной стороны, это  деятельность штатных работников учреждений культуры (профессионалов) и людей, специально подготовленных и выступающих  в качестве просветителей и воспитателей, а с другой стороны, это деятельность населения, которая, в свою очередь, имеет двоякую природу. С одной стороны, это деятельность самопроизвольная, спонтанная, возникающая без прямых побуждений со стороны организаторов. С другой – это деятельность ответная, заранее подготовленный результат усилий профессионалов и их помощников-активистов.

Умение стимулировать, направлять деятельность людей в учреждениях  культуры, вовремя замечать и подхватывать их полезную инициативу, пробудить  заинтересованность населения общественно  полезными видами деятельности –  основа профессионального мастерства [см. 3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     2.3  Принципы досуговой деятельности детей и молодежи

 

Досуг развивается по своим  законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

К ним относятся:

1. Принцип всеобщности  и доступности – то есть  возможность приобщения, вовлеченности  всех людей в сферу деятельности  досуговых учреждений с целью  удовлетворения творческих потенций, их запросов и интересов.

2. Принцип самодеятельности  – реализуется на всех уровнях:  от любительского объединения  до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень  достижений в любой индивидуальной  и коллективной деятельности. Принцип  индивидуального подхода – предполагает  учет индивидуальных запросов, интересов,  склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей  при обеспечении их досуга. Дифференцированный  подход обеспечивает комфортное  состояние каждого участника  досуговой акции.

3. Принцип систематичности  и целенаправленности – предполагает  осуществление этой деятельности  на основе планомерного и последовательного  сочетания непрерывности и взаимозависимости  в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг  людей. Это процесс ограниченного  превращения человека в общественное  существо, в активную и творческую  личность, живущую полной жизнью  в согласии с самим собой  и обществом.

4. Принцип преемственности  – предполагает культурное взаимодействие  и взаимовлияние поколений. Реализация  принципов организации досуга  на практике по своим масштабам  воздействия на личность выходит  далеко за рамки досугового  времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности человека.

Досуговая сфера, являясь  одной из доминирующих в жизни  людей, имеет важнейшее значение и оказывает решающее влияние  на развитие личности. Культурно-развивающая  значимость досуговой деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей молодых людей. В условиях досуга происходит активный контакт формирующегося человека с окружающим миром, трансляция духовно-культурных ценностей, обеспечивается преемственность поколений, передача традиций, стимулирование творчества. Благодаря этому культурно-развивающему потенциалу создаются благоприятные  условия для всестороннего развития личности [2, с. 26-27].

Досуговая педагогика исходит  из ряда положений, которые определяют содержание, методы, формы организации  воспитательного процесса.

Наиболее общими исходными  положениями являются: принцип интереса, единства рекреации (отдыха и восстановления сил) и познания совместной деятельности (А.Ф. Воловик, В.А. Воловик).

           1.Принцип интереса. Побуждение человека к тому или иному виду досуговой деятельности, как и включение в нее, должно исходить из учета его интересов, поскольку неучтенный интерес — это неудовлетворенная потребность. Кроме того, интерес не только удовлетворяет потребность, но и способен породить ее. То, чем раньше человек интересовался без видимой пользы (проявлял поверхностный интерес), может его увлечь, превратиться в объект постоянной деятельности, а следовательно, в потребность (стать интересом постоянным, глубоким). Возникает своеобразная цепочка: потребность — интерес, интерес — потребность, потребность — интерес и так далее. В этой цепочке как раз и содержится та отправная точка, которая позволяет побудить или включить человека в содержательную, социально значимую досуговую деятельность.

            2.Принцип единства рекреации и познания. Познание — это приобщение человека к культуре. Личность живет и действует в условиях культуры, культура наполняет собой личность. Усвоение культуры требует от человека активных усилий, напряжения, способности к самообразованию и саморазвитию. Однако большинство людей не спешат или не умеют воспользоваться имеющимися возможностями для овладения культурой и предпочитают проводить досуг на уровне пассивного потребления развлекательных впечатлений. Досуговая деятельность человека с недостаточно высоким уровнем культуры всегда более шаблонна, стереотипна, обладает признаками конформизма. На досуге он ищет не познания и развития, а развлечения, и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. Все это обусловливает одну из важнейших задач досуговой педагогики — поиск таких путей, таких форм, средств и методов, которые позволяют соединить познание и развлечение, наполнив последнее содержанием и смыслом. К наиболее популярным формам, которые представляют собой источники массового распространения информации, относятся телевидение, радио, пресса, популярные лекции, встречи.

             3.Принцип совместной деятельности. Досуговая деятельность, как и любой другой вид деятельности, может осуществляться человеком как индивидуально, так и совместно с другими людьми. Совместность предполагает такое взаимодействие, в процессе которого люди находятся в определенных отношениях взаимной зависимости и взаимной ответственности. Такая зависимость возникает тогда, когда успех одного из членов досугового объединения определяет успешность досуговой деятельности остальных и неудача одного влияет на результат другого. Эти условия в полной мере проявляют себя в педагогически организованной деятельности самодеятельных объединений, кружков, клубов по интересам и др., функционирующих на основе ярко выраженной предметной деятельности на уровне творчества или перехода к нему.

           В определении принципов досуговой  педагогики есть и другие подходы.  Например, С.А. Шмаков выделяет такие принципы: принцип «красной линии», принцип «могучей кучки», принцип «фельдмаршала Кутузова», принцип «горы», принцип «антиканонов», принцип «камня, брошенного в воду», принцип опоры на положительные эмоции ребенка.

            Данные принципы связаны между  собой и являются основополагающими  при организации досуговой деятельности  детей и подростков [1, с. 30-36].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Заключение

 

На сегодняшний день существует потребность в подготовке специалистов, способных управлять досуговой деятельностью детей и подростков (заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-организаторов, классных руководителей) [1, с. 7].

Досуг выступает в качестве структурного элемента свободного времени, его содержание наполнено деятельностью, позволяющей не только преодолевать стрессы и усталость, но и развивать  духовные и физические качества исходя из потребностей личности. В то же время  досуг является относительно самостоятельной  сферой жизнедеятельности молодежи. Основной признак, отличающий время  досуга от свободного времени - это  возможность выбора видов деятельности исходя из своих интересов и духовно-нравственных предпочтений. Человек волен распоряжаться  временем досуга по своему собственному усмотрению в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Культурно-досуговая деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса. Стабильность и целостность  системы досуговой деятельности в учебно-творческом и воспитательном процессах в вузах культуры и  искусства определяются наличием взаимодействия всех ее элементов: идей, ценностей  и формы, в которой заключено  содержание средств, то есть его носителей.

В настоящее время социально-культурная сфера является ведущим звеном общества для развития демократии, осмысления происходящих реформ. Это во многом способствует развитию широкого спектра  мнений, утверждению уважения к альтернативе, свободному доступу к информации через организацию независимых  клубов, библиотек, сбор, хранение и  распространение альтернативных изданий, проведение встреч с людьми, придерживающимися  неординарных позиций, и т.д.

Отсюда необходимы поиски новых современных технологий культурно-досуговой деятельности среди людей различных сословий и разных возрастных категорий: детей, подростков, молодежи, взрослых и пенсионеров

Культурно-досуговая деятельность в нашем обществе является автономным образованием, в то же время она  тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической [3, Internet].

 

Список использованных источников

 

  1. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика : учеб. пособие— М. : Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2010. — 200 с.
  2. Столяров В.И., Фирсин С.А. Спартианские игры в гуманистической системе воспитания и организации досуга студентов: Учебное пособие для педагогов и организаторов досуга  студенческой молодежи. – Саратов: ООО Издательский центр «Наука»,2011. – 176 с.
  3. http://o-dosuge.ru/
  4. http://www.schoolbuild.ru/
  5. http://spbhram.ru/
  6. М. Каплан. Основные модели досуга. М.2008.

Информация о работе Краткая история досуговой деятельнос