Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 04:13, реферат
Цель работы – изучить особенности организации молодежного досуга.
Задачи исследования:
1. Определить сущность досуга детей и молодежи.
2. Рассмотреть социальные функции досуговой деятельности.
3. Выделить принципы досуговой деятельности
Введение
Глава I. Краткая история досуговой деятельности
Глава II. Теоретические аспекты досуговой
2.1 Понятие досуга, свободного времени
2.2 Социальные функции досуговой деятельности детей и молодежи
2.3 Принципы досуговой деятельности детей и молодежи
Заключение
Список литературы
2.2 Социальные
функции досуговой
Социальные функции культурно-
Быть специалистом культурно-досуговой
деятельности – значит овладеть знаниями,
умениями и навыками использования
средств эмоционального воздействия,
сочетания просвещения с
Умение стимулировать, направлять деятельность людей в учреждениях культуры, вовремя замечать и подхватывать их полезную инициативу, пробудить заинтересованность населения общественно полезными видами деятельности – основа профессионального мастерства [см. 3].
2.3 Принципы досуговой деятельности детей и молодежи
Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.
К ним относятся:
1. Принцип всеобщности
и доступности – то есть
возможность приобщения, вовлеченности
всех людей в сферу
2. Принцип самодеятельности
– реализуется на всех уровнях:
3. Принцип систематичности
и целенаправленности –
4. Принцип преемственности
– предполагает культурное
Досуговая сфера, являясь
одной из доминирующих в жизни
людей, имеет важнейшее значение
и оказывает решающее влияние
на развитие личности. Культурно-развивающая
значимость досуговой деятельности
заключается в ее влиянии на развитие
творческих задатков и способностей
молодых людей. В условиях досуга
происходит активный контакт формирующегося
человека с окружающим миром, трансляция
духовно-культурных ценностей, обеспечивается
преемственность поколений, передача
традиций, стимулирование творчества.
Благодаря этому культурно-
Досуговая педагогика исходит из ряда положений, которые определяют содержание, методы, формы организации воспитательного процесса.
Наиболее общими исходными положениями являются: принцип интереса, единства рекреации (отдыха и восстановления сил) и познания совместной деятельности (А.Ф. Воловик, В.А. Воловик).
1.Принцип интереса. Побуждение человека к тому или иному виду досуговой деятельности, как и включение в нее, должно исходить из учета его интересов, поскольку неучтенный интерес — это неудовлетворенная потребность. Кроме того, интерес не только удовлетворяет потребность, но и способен породить ее. То, чем раньше человек интересовался без видимой пользы (проявлял поверхностный интерес), может его увлечь, превратиться в объект постоянной деятельности, а следовательно, в потребность (стать интересом постоянным, глубоким). Возникает своеобразная цепочка: потребность — интерес, интерес — потребность, потребность — интерес и так далее. В этой цепочке как раз и содержится та отправная точка, которая позволяет побудить или включить человека в содержательную, социально значимую досуговую деятельность.
2.Принцип единства рекреации и познания. Познание — это приобщение человека к культуре. Личность живет и действует в условиях культуры, культура наполняет собой личность. Усвоение культуры требует от человека активных усилий, напряжения, способности к самообразованию и саморазвитию. Однако большинство людей не спешат или не умеют воспользоваться имеющимися возможностями для овладения культурой и предпочитают проводить досуг на уровне пассивного потребления развлекательных впечатлений. Досуговая деятельность человека с недостаточно высоким уровнем культуры всегда более шаблонна, стереотипна, обладает признаками конформизма. На досуге он ищет не познания и развития, а развлечения, и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. Все это обусловливает одну из важнейших задач досуговой педагогики — поиск таких путей, таких форм, средств и методов, которые позволяют соединить познание и развлечение, наполнив последнее содержанием и смыслом. К наиболее популярным формам, которые представляют собой источники массового распространения информации, относятся телевидение, радио, пресса, популярные лекции, встречи.
3.Принцип совместной деятельности. Досуговая деятельность, как и любой другой вид деятельности, может осуществляться человеком как индивидуально, так и совместно с другими людьми. Совместность предполагает такое взаимодействие, в процессе которого люди находятся в определенных отношениях взаимной зависимости и взаимной ответственности. Такая зависимость возникает тогда, когда успех одного из членов досугового объединения определяет успешность досуговой деятельности остальных и неудача одного влияет на результат другого. Эти условия в полной мере проявляют себя в педагогически организованной деятельности самодеятельных объединений, кружков, клубов по интересам и др., функционирующих на основе ярко выраженной предметной деятельности на уровне творчества или перехода к нему.
В определении принципов
Данные принципы связаны между
собой и являются
На сегодняшний день существует потребность в подготовке специалистов, способных управлять досуговой деятельностью детей и подростков (заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-организаторов, классных руководителей) [1, с. 7].
Досуг выступает в качестве
структурного элемента свободного времени,
его содержание наполнено деятельностью,
позволяющей не только преодолевать
стрессы и усталость, но и развивать
духовные и физические качества исходя
из потребностей личности. В то же время
досуг является относительно самостоятельной
сферой жизнедеятельности молодежи.
Основной признак, отличающий время
досуга от свободного времени - это
возможность выбора видов деятельности
исходя из своих интересов и духовно-
Культурно-досуговая
В настоящее время социально-
Отсюда необходимы поиски новых современных технологий культурно-досуговой деятельности среди людей различных сословий и разных возрастных категорий: детей, подростков, молодежи, взрослых и пенсионеров
Культурно-досуговая
Список использованных источников