Криминальное поведение подростков: причины и пути предотвращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 14:37, контрольная работа

Описание работы

Криминальное поведение подростков обладает выраженной возрастной спецификой. Это связано с психологическими и психофизиологическими особенностями подросткового возраста как переходного между детством и юностью. Значительный психоэндокринный сдвиг играет большую роль в возникновении или манифестации различных психических расстройств, поведенческих реакций, на основе которых возникают поведенческие девиации, в том числе такие, как криминальный стереотип поведения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Проблема причин побуждающих подростков к криминальному поведению в литературных источниках
1.1 Психофизиологические особенности подростка и подросткового возраста
1.2 Семья
1.3 Криминальная активность несовершеннолетних и ее мотивация
1.4 Последствия криминального поведения подростков
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Социальная педагогика.docx

— 41.59 Кб (Скачать файл)

Костанайский государственный педагогический институт

Факультет заочного обучения

Кафедра начального, дошкольного и специального образования

 

 

 

 

Копейкина Зинаида Владимировна

 

 

Специальность 5В010200 – Педагогика и методика начального образования

1 курс 

Зачетная книжка № 809114

 

Дисциплина «Социальная педагогика»

 

Контрольная работа № 2

Криминальное поведение подростков: причины и пути предотвращения

 

 

 

 

 

 

 

 

Костанай, 2015

ПЛАН

 

Введение

Глава 1. Проблема причин побуждающих подростков к криминальному поведению в литературных источниках

1.1 Психофизиологические особенности  подростка и подросткового возраста

1.2 Семья

1.3 Криминальная активность несовершеннолетних  и ее мотивация

1.4 Последствия криминального поведения  подростков

Заключение

Список литературы

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонян Ю.М., Саличев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. --М., 1983.

2. Башкатов И.П. Психология неформальных  подростково-молодежных групп. М.: Информпечать, 2000.

3. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М.: РУ ВНИИМ, 1992.

4. Беседин А.Н., Липатов И.И., Тимченко А.В., Шапарь В.Б. Книга практического психолога. Харьков, РИП Оригинал, Т. 1-2, 1996.

5. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М.: Эксмо-пресс, 2002. -

6. Вострокнутов Н.В., Дозорцева Е.Г., Пережогин Л.О., Русина В.В. Социальная  и психиатрическая помощь детям  с риском безнадзорности и  криминальной активности. Методические  рекомендации. М.: РИО ГНЦ ССП им. В.П. Сербского. 2002.

7. Выготский Л.С. Психология детского возраста (1930) // Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо-пресс, 2000. - 1008 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Не в том беда, что наглой челяди

Доступен жирный ананас.

А в том, что это манит в нелюди

Детей, живущих возле нас.

И.Губерман.

 

Криминальное поведение подростков обладает выраженной возрастной спецификой. Это связано с психологическими и психофизиологическими особенностями подросткового возраста как переходного между детством и юностью. Значительный психоэндокринный сдвиг играет большую роль в возникновении или манифестации различных психических расстройств, поведенческих реакций, на основе которых возникают поведенческие девиации, в том числе такие, как криминальный стереотип поведения. Смена ведущего типа деятельности ведет к усилению взаимодействия между подростками, возникновению подростковых групп, в том числе и асоциальной направленности. Недостаточная устойчивость морально - нравственной сферы, упрямство и противодействие советам с внушаемостью и склонностью к индуцированию, подростковый максимализм, стремление к признанию в своей группе, подчинение себя случайным кумирам - особенности подростков, которые наряду с неблагоприятными социальными, микросоциальными условиями, а также конституциональными особенностями способствуют возникновению и закреплению девиантного, делинквентного и криминального поведения.

Формирование криминального стереотипа поведения происходит через формирование делинквентного поведения в результате воздействия неблагоприятных социальных, а в частности, микросоциальных факторов (дисгармоничность внутрисемейных отношений и, прежде всего, стиля воспитания; дисгармоничность морально- этических принципов и предъявляемых ребенку требований; диссоциация родительских ролей в семье), на почву конституционально-типологической недостаточности мозга и личности. В таких случаях можно говорить об аномальном, дисгармоничном личностном развитии с выраженными конституциональными аномалиями личности. Таким образом, анализ литературных данных позволяет увидеть сочетание, взаимодействие биологических и социальных факторов, социальных и индивидуальных детерминант. Это приводит к формированию таких особенностей, как агрессивность, утрированная полоролевая идентификация и самоутверждение за счет физической силы, преобладание элементарных материально- физических потребностей, нарастанию выраженности эпилептоидных и шизоидных черт характера.

Изучение психологических особенностей подростков с криминальным стереотипом, причин и условий его формирования необходимо для разработки эффективных методов и программ профилактики и диагностики отклоняющегося поведения и, в частности, - криминального стереотипа поведения подростков.

Несмотря на предпринятые в последние годы значительные изменения в уголовно-правовом законодательстве, рост качественных и количественных показателей (за исключение последних нескольких лет) преступности несовершеннолетних и, соответственно, необходимость адекватного реагирования на это, в том числе в уголовно-процессуальном плане, остается актуальным.

Цель исследования: изучение причин и последствий криминального поведения подростков.

Объект исследования: криминальное поведение подростков.

Предмет исследования: изучение причин, побуждающих подростков к криминальному поведению.

Гипотеза исследования:

1. Положительный эффект при предупреждении  криминального поведения подростков  возможен при проведении планомерной, целенаправленной работы с подростками  данной категории.

2. В генезисе криминальной активности  подростков лежит нестабильная  семейная ситуация, депривация ближайшего социального окружения;

Методы:

1. Изучение причин и последствий  девиантно- криминального поведения.

2. Изучение нормативной документации.

3. Сравнительный эксперимент по  материалам отчета Управления  по делам семьи и молодежи, центра социальных инициатив, РОУМВД  Украины в г. Севастополе.

Задачи исследования:

В рамках настоящей работы мы ставили перед собой следующие задачи:

· оценить социальную ситуацию несовершеннолетних правонарушителей, выявить роль и удельный вес семейной депривации, ближайшего социального окружения в генезе криминальной активности;

· оценить влияние возрастного и нозологического факторов на характер криминальной активности несовершеннолетних;

обозначить основные направления реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, оптимизировать подходы к реабилитации в зависимости от характера психических расстройств, личностных особенностей, социального статуса подростков.

Решая данные задачи, мы будем опираться на имеющиеся в нашем распоряжении литературные данные и результаты собственных исследований.

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРИЧИН ПОБУЖДАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ К КРИМИНАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКАХ

1.1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Психофизиологические особенности подростка и подросткового возраста, являющиеся предпосылками девиантно-криминального поведения, рассматриваются нами с позиций, представленных в работах А.И. Личко, Д.И. Исаева, Р.В. Овчаровой, С. Чесс и А. Томаса, Р. Кемпебла.

Подростковый период - один из наиболее сложных и ответственных в жизни человека. В этом возрасте идёт коренная перестройка всех систем организма, и на фоне физических изменений происходят более глубокие изменения психики, происходит завершение формирования характера.

Существенные изменения происходят в сфере личностных интересов или доминант подростка. Ведущей становится «эгоцентрическая доминанта» по Л. С. Выготскому (1930) - интерес подростка к своему физическому и психическому «Я», к происходящим в нем переменам. Существенно повышается внимание к телу, к отклонениям от представляемой нормы. В когнитивные представления о схеме тела включаются новые соматические изменения, ощущения, переживания, которые определяют меняющееся отношение окружающих (одобрение, отсутствие реакции, неприятие, насмешка). Поэтому процесс формирования новой идентичности обычно сопровождается переоценкой действительных или мнимых признаков отклонений (диспропорций тела), субъективно значимыми комплексными, аффективно-личностными реакциями и определенной неустойчивостью самоидентичности.

При ответе на вопрос: «Кто Я?» подросток активно отвергает свою принадлежность к детям, он начинает думать о себе и чувствовать себя как взрослый, стремится быть и считаться взрослым. Однако, это часто вызывает противодействие со стороны родителей, воспитателей, учителей, посторонних взрослых. Оно может быть явным, резким, ироничным или не явным, но чаще при формальном признании такого права за подростком выражается стремление «отодвинуть во времени» признание «взрослости». Это вызывает трудности в отношениях: негативизм, упрямство, стремление доказать аутентичность своего «Я» через неожиданные поступки, потому что иначе его не услышат. Тем же объясняется и влечение к запрещенному, необычному, которое обладает для подростка особой притягательностью. С «эгоцентрической подростковой доминантой» может быть связана первичная мотивация алкоголизации и наркотизации, раннего начала половой жизни, бравада риском в поведении.

Вторая доминантная установка связана с тем, что семья и родители утрачивают свой авторитет. Требования родителей или их тревога больше не производят на подростка сдерживающего действия. Он больше не хочет, чтобы его направляли, становится «глух к голосу, призывающему к послушанию» (Ж.Ж. Руссо). Его поведение начинает определяться новым отношением: «Если родители не принимают меня таким, какой я есть, пусть остаются одни, без меня». Интересы, ценности родителей, их установки начинают восприниматься анахроничными, везде видится только отрицательное. В этот переломный в отношениях момент большинство родителей склоны обвинять своих детей в эгоизме. Поэтому с доминантой отхода от семьи у подростка может быть связано острое переживание своего одиночества и отверженности в окружающей его жизни.

Третья доминанта связана с поиском того, кто может понять - компании сверстников, с которыми можно разделить интересы, оценки, увлечения; поиском друга. Чаще подросток тянется к компании юношей старше себя, где стремится стать «своим», он испытывает потребность взрослеть среди них. Таким образом, выйдя из семьи и включившись в значимую для себя группу, которая в этот момент играет для него роль поддержки, он обретает самостоятельность. Однако это не полное описание потребности в человеке, разделяющем те же ценности и живущем по тем же законам. Психические сдвиги, которыми сопровождается половое созревание, несомненно, пробуждают потребность подростка в любви своих сверстников, делают его неудовлетворенным своим состоянием. По мнению Ш. Бюлер, психическая пубертатность характеризуется тем, что «Я» подростка должно раскрыться для встречи с «Ты». Это раскрытие может быть осуществлено как восприятие другого по принципу «дополнительности», значимого для своих пробуждающихся влечений, или как более высокая (романтическая) форма созвучия душ, основанная на совместном переживании, на общей оценке окружающего мира. Отчасти, подобного мнения придерживались некоторые представители новой психоаналитической школы (Берн Э., 1997, Лоуэн А., 1997) и Э. Эриксон (1996).

Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера. А.И. Личко определяет акцентуации характера как крайние варианты нормы, при которых «отдельные черты характера чрезмерно усилены, от чего обнаруживается чрезмерная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей или даже пониженной чувствительности к другим».

Акцентуации в большей степени обусловлены врождёнными свойствами нервной системы, чем приобретёнными качествами, поэтому устранить их либо кардинально скорректировать не предоставляется возможным, но своевременное их распознавание и построение воспитательной тактики, учитывающей характерологические особенности ребёнка, помогло бы предотвратить многие проблемы личностного развития, не допустить эмоциональных срывов или серьёзных отклонений в поведении подростка. Более того, любая акцентуация, при создании для неё правильных условий, делает своего обладателя яркой, интересной личностью, способной добиться успеха в жизни (и даже оставить след в истории) именно благодаря акцентуированным качествам.

Акцентуации зачастую служат благоприятной почвой для проявления специфических поведенческих реакций, свойственных подростковому возрасту.

В последние годы в отечественной литературе выделяется самостоятельная акцентуация характера по «криминогенному» типу, под которой понимается «определённый тип развития подростка, когда с раннего детства определяется неуправляемость поведения и трудности социализации в сочетании с нарушениями построения общепринятой системы ценностей» (Абрумова А.Г., Трайнина Е.Г.) (12). Их поведение отличается бездумной жестокостью, отсутствием корыстных побуждений на фоне постоянной ожесточённости и агрессивности. М. Клайн указывает, что поведению представителей данного типа акцентуации в раннем детстве присущи следующие признаки:

- сверхактивность (ребёнок беспокоен, непоседлив, очень энергичен и агрессивен, он постоянно задевает детей-сверстников, обижает их);

- отвлекаемость и рассеянность  внимания (ребёнок испытывает трудности  сосредоточения, не способен довести  начатое дело до конца);

- импульсивность (ребёнок  неожиданно бросает начатое, поступает необдуманно, может легко солгать, взять чужую вещь, нарушить запрет, абсолютно не задумываясь о последствиях)

- возбудимость (ребёнок крайне  раздражителен, неуравновешен, часто  плачет, быстро обижается, начинает  кричать, ломать вещи, драться).

По утверждению И.А. Горьковской у 75 процентов подростков из специальных и коррекционных школ отмечаются признаки криминогенного типа акцентуации характера.

Таким образом, психофизиологические особенности подростка могут служить основанием для отклонений в его поведении, но они могут либо значительно корректироваться, либо усугубляться в зависимости от типа материнства (семейной атмосферы в целом).

1.2 Семья

Психологами описаны основные типы семейного воспитания, деструктивно действующие на формирование личности подрастающего человека. В основе каждого из них лежит нелюбовь, которая, в конечном итоге приводит к результатам, описанным американскими исследователями.

Психологи выделяют такие деструктивные типы семейного воспитания как: [3]

-безнадзорность, сопровождающаяся  отсутствием необходимой заботы, интереса к нуждам ребёнка  и контроля над его поведением;

-повышенная моральная  ответственность - когда ребёнок  вынужден брать на себя не  соответствующую возрасту и развитию  роль (такое зачастую бывает в  семьях алкоголиков, где один  из детей как бы берёт на  себя роль родителя);

- эмоциональное отвержение  со стороны родителей, которые  заботятся о материальных нуждах  ребёнка, его развитии и воспитании, но лишают эмоционального тепла;

Информация о работе Криминальное поведение подростков: причины и пути предотвращения