Культура и общество. Социалогия культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 19:39, реферат

Описание работы

Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни.

Однако, несмотря на это раннее упоминание, вплоть до XVII в. термин "культура" означал противоположность естественному состоянию, то есть природе. В его содержании происходил постепенный переход от "возделывания чего-то" к "возделыванию" вообще, от "воспитания ума" к "воспитанию" в более широком смысле.

Содержание работы

Введение
Содержание и сущность культуры
Понятие общества
Социология культуры: история культуры и предмет
Структура и принципы культуры
Функции и формы культуры
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Культура и общесвто.docx

— 32.68 Кб (Скачать файл)

Министерство науки и образования  Республики Казахстан

 Северо-Казахстанский Государственный  Университет имени М.КОЗЫБАЕВА

Факультет Информационные Технологии

Кафедра «Информационные системы»

 

 

 

 

СРC №13  по дисциплине:

«Социология»

по  теме: Культура и общество. Социалогия культуры.

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы ИН(о)13 Мажитов Т.Е.

 Проверил: Чухно А.В.

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск 2013

Содержание

 

  1. Введение
  2. Содержание и сущность культуры
  3. Понятие общества
  4. Социология культуры: история культуры и предмет
  5. Структура и принципы культуры
  6. Функции и формы культуры
  7. Заключение
  8. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание, воспитание.

 

Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком смысле, был  немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни.

 

Однако, несмотря на это  раннее упоминание, вплоть до XVII в. термин "культура" означал противоположность  естественному состоянию, то есть природе. В его содержании происходил постепенный переход от "возделывания чего-то" к "возделыванию" вообще, от "воспитания ума" к "воспитанию" в более широком смысле.

 

Значительное внимание проблеме культуры уделял идеолог немецкого  Просвещения XVIII в. И.Г. Гердер. Он обращал  внимание на "гуманный дух" культуры. Она, по его мнению, означает благородство и мудрость, справедливость и уважение достоинства каждого народа, сплачивает людей, используя для этого законы и воспитание, традиции и символы.

 

Выдающийся немецкий философ И. Кант культурой называл  только то, что служит благу человека. Поэтому все созданное человеком  можно отнести к культуре. Цель культуры, по Канту, состоит в развитии природных задатков и особенностей человека, в передаче от поколения  к поколению знаний и опыта, в  завоевании свободы от природных  сил, в моральном совершенствовании  человека, в преодолении в нем "грубости и животности".

 

В настоящее время  существует около 300 вариантов определения  культуры. Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что культура в жизни человечества занимает особое место. Она является показателем  материальной и духовной зрелости общества. В ней воплощены способности  общества в каждый конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной жизни. Эти способности характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах общества.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

 

Культура, очевидно, выступает  как качественная сторона любой  деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные ценности, как  материальные, так и духовные. В  реальной жизни они слиты, но есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема. Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной оболочке, но и в акте творческой деятельности.

 

Компоненты материальной культуры имеют четкое стоимостное  выражение. Этого нельзя сказать  о духовной культуре: многие ее предметы бесценны, уникальны. Одни исследователи  отождествляют культуру со всей социальной сферой, другие - с духовной жизнью, третьи представляют ее как совокупность материальных и духовных ценностей  и т.п.

 

Однако, представляется, что содержание указанной категории  не может быть ограничено какой-либо одной сферой жизни (материальной или  духовной), одной ценностной характеристикой (эстетической, нравственной или политической), одной формой деятельности (познавательной, просветительной, организационной  и т. п.).

 

Специфика культуры состоит  в том, что она, представляя собой  известные ценности, в то же время  характеризует различные явления  общественной жизни.

 

Каждый этап общества отличается определенной культурно-исторической спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных предметов  культуры и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений, связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и культурой человека, дух  культуры, влияющий на систему принципов, норм и правил социальной жизни.

 

Современная культура - это сложная система материально-производственных, научных, духовных, общественных компонентов.

 

Культура есть социальный феномен, и в этом смысле она противопоставляется  натуре (природе). Можно сказать, что  культура - это специфическая, генетически  не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

 

В культуре фиксируются:

общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических  форм жизни;

качественное своеобразие  форм жизнедеятельности в рамках отдельных эпох, стран, классовых, национальных, демографических общностей людей;

особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах жизни.

 

3. Понятие общества

 

Системный подход к анализу  общества

 

Категория «общество» является одной из ключевых для социологической  науки. Поэтому неудивительно, что  разработка этого понятия, его определения  является очень важной для раскрытия  всей социологии.

 

На сегодняшний день можно выделить два подхода к  пониманию общества. В широком  смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного  и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и  в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы  к его определению.

 

Так, Э. Дюркгейм определял  общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

 

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся  совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений  отражает какие-то определенные характерные  для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет  дать наиболее полное и точное определения  понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз. Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:

 

1) оно не является органической  частью какой-либо более крупной  системы;

 

2) браки заключаются между представителями  данной общности;

 

3) оно пополняется за счет  детей тех людей, которые являются  членами данной общности;

 

4) оно имеет свою территорию;

 

5) у него есть самоназвание  и своя история;

 

6) оно обладает своей системой  управления;

 

7) оно существует дольше средней  продолжительности жизни отдельного  индивида;

 

8) его сплачивает общая система  ценностей, норм, законов, правил.

 

Учитывая все эти  признаки, можно дать следующее определение  обществу: это исторически сложившаяся  и воспроизводящая себя общность людей.

 

Аспектами воспроизводства  является биологическое, экономическое  и культурное воспроизводство.

 

Данное определение  позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже  общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

 

Изучение общества в  рамках социологии основано на системном  подходе. Использование именно этого  метода также обуславливается рядом  характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное  системное образование; целостная  система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

 

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.

 

Система – это определенным образом упорядоченное множество  элементов, взаимосвязанных между  собой и образующих некоторое  целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

 

Таким образом, в качестве основных элементов общества как  социальной системы можно выделить следующие:

 

1) люди;

 

2) социальные связи и взаимодействия;

 

3) социальные институты, социальные  страты;

 

4) социальные нормы и ценности.

 

Как и для любой  системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений  более или менее связанных  и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация  и субординация ее элементов.

 

Координация – это  согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация –  это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.

 

Социальная система  самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность  саморазвития.

 

На основе системного подхода к анализу общества был  разработан функционализм. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером  и развит в работах Р. Мертона  и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом).

 

4. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕДМЕТ

 

Понимание культуры как  социального феномена дает право  и возможность вычленять в  обширном мире социологической науки  особое направление - социологию культуры. Социологи культуры как специфическая  отрасль общей социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е  г.г. ХХ века. Она опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии.

 

Социология культуры возникла как реакция на известную  ограниченность позитивистской социологии, не справляющейся с анализом сложных  социальных процессов, в том числе - процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии. Свою задачу разработчики социологии культуры видели в том, чтобы соизмерить и связать смысловые конструкции  с определенными общественными  условиями, раскрыть их собственную  динамику. Социология культуры стремится  к социологическому раскрытию историко-культурного  материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия  идей на социальную структуру общества, на социальные институты, социальные движения, на скорость и характер социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько на фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм.

 

Что можно считать  предметом социологии культуры? Вероятно, саму культуру как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу  и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, с помощью  которых обеспечивается взаимопонимание  людей в различных социальных ситуациях.

 

Культура как "вторая природа" порождается материальными  потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и  другими запросами, практическими  интересами различных социальных общностей, групп и индивидов.

 

Социология культуры активно изучает тенденции культурного  развития общества. Она выявляет воздействие  научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние  средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменения  национальных, духовных, семейных, бытовых  отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности  учреждений культуры и т.д.

Информация о работе Культура и общество. Социалогия культуры