Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 20:14, контрольная работа
1. Назовите основные элементы культуры Вашего нынешнего социального окружения в образовательной сфере
2. Перечислите конкретные образцы массовой культуры, с которыми Вы сталкиваетесь в повседневной жизни
3. Укажите социальных субъектов современного мира, являющихся носителями контркультур
4. Назовите доминирующие ценности, характерные для культуры Вашей образовательной среды
5. Определите, руководствуясь основными признаками исторических типов общества (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное), тот тип, к которому более приближено современное российское общество
6. Оцените темпы и масштабы модернизации российского общества на современном этапе
7. Назовите признаки культурно-информационной глобализации, характерные для города, где Вы живете 6
8. Приведите факты, являющиеся проявлениями экономического аспекта глобализации
СОДЕРЖАНИЕ:
Когда заходит разговор о культуре, её роли в нашей жизни, чаще всего мы упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование и культуру поведения.
Контроль поведения, в том числе и контроль человека над своими природными инстинктами, на мой взгляд, являются важнейшими элементами культуры.
В нашем нынешнем социальном окружении, в образовательной сфере переплетаются контроль человека над своим инстинктом и культурный контроль за поведением. Так, предрасположенность эмоционального человека к бурным формам реагирования, к быстрой возбудимости, острым формам выражения своих идей, замечаний, (что, как правило, объясняется типом темперамента, другими врожденными свойствами) может быть существенно нейтрализовано, облагорожено выработанным умением контролировать себя и т.д. В различных культурах конкретные формы контроля, что и в какой степени контролируется, в какой степени подавляется и по какому поводу инстинкт - приобретают достаточно ощутимую специфику.
В повседневном быту мы сталкиваются с образцами массовой культуры чаще всего в ее наиболее коммерциализированных проявлениях: эстрадно-музыкальном, эротическом и развлекательно-игровом шоу-бизнесе, в жанрах кино и литературы, назойливой и безвкусной рекламе, низкопробных публикациях и передачах СМИ и т.п. В обществе сложилось несколько однобокое представление о массовой культуре как о сугубо коммерческой, безвкусной и безнравственной «контркультурной» тенденции, характерной своей откровенностью в сексуальной сфере, нездоровым интересом к проблемам человеческой физиологии и психопатологии, образам насилия, жестокости, антиэстетизма и пр., по существу паразитирующей на всем том, что в традиционной культуре всегда считалось запретным, тайным или, по крайней мере, не рекомендуемым к публичной демонстрации. Разумеется, все это имеет широкое распространение в массовой культуре, но отнюдь не потому, что она не способна к самовыражению в других образных системах, на других более эстетических языках.
В настоящее время у людей нет единой точки зрения на массовую культуру - одни считают ее благом, потому что она все-таки несет в себе смысловую нагрузку, заставляет общество обратить внимание на какие-либо факты. Другие считают ее злом, орудием управления массами руководящей верхушкой.
У меня лично, двоякое отношение к феномену массовой культуры: с одной стороны я считаю, что любая культура должна вести людей вверх, а не опускаться до их уровня ради коммерческой прибыли, с другой стороны если не будет массовой культуры, то массы окажутся отделенными от культуры вовсе.
С моей точки зрения, в основе контркультуры лежит противостояние или оппозиционность по отношению к основной культуре, что вызвано предлагаемыми ею новыми культурными реалиями. Реализация основной цели контркультуры осуществляется через ряд задач, первой и главной из которых является устранение «старой» культуры, следующей, вытекающей из первой, - построение новой. Решение этих задач вариативно и зависит от того, кто из социальных субъектов в современном мире является носителем контркультуры: интеллигенция, социальные маргиналы или возрастные и профессиональные субкультуры. В итоге выбирается путь, по которому пойдет развитие контркультуры. В современном мире социальный слой, в котором возникает и формируется контркультура, является ответственным за все последующие происходящие в ней процессы.
Если место зарождения контркультуры маргинальные слои общества, то ее движение проходит через отрицание и разрушение господствующей культуры. В случае, когда интеллигенция носитель контркультуры, последняя осуществляется через отрицание (без разрушения) старого и созидание нового. Решение поставленных задач и достижение основной цели контркультуры осуществляется теми методами, которые выбираются в зависимости от типа контркультуры и ее носителя.
Если это интеллигенция, то методами реализации контркультуры становится «возрождение», культурный «взрыв», смена культурных эпох и т.п. Все это, несомненно, негативно по отношению к «отцветающей» культуре, но подобная «операция» необходима для дальнейшего развития и движения культуры вперед. Типичными методами действия контркультуры, возникшей и развившейся в среде маргиналов, является циничное отрицание и пренебрежение культурных ценностей, нравственных идеалов, моральных основ общества. В этом случае «сексуальная революция», массовое «промывание мозгов», наркомания, и т.п. становятся средствами воздействия контркультуры, что приравнивает последнюю к антикультуре.
Таким образом, мы видим, что движение контркультуры может осуществляться по двум составляющим ее аспектам: отрицательно-разрушительному и отрицательно-созидательному.
На мой взгляд, ценности - это обобщенные представления людей относительно наиболее значимых целей и норм поведения, которые определяют приоритеты в восприятии действительности, задают ориентации их действиям и поступкам во всех сферах жизни и в значительной мере формируют «жизненный стиль» общества. Система или совокупность доминирующих ценностей в концентрированном виде выражает особенности культуры.
Главными доминирующими ценностями, характерными для культуры моей образовательной среды являются:
1) «Собственный престиж», т. е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям;
2) «Развитие себя», т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик;
3) «Достижение», т.е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.
Я считаю, что в XXI веке общество России прогрессирует от индустриального общества (то, что занимается производством и переработкой сырья) к постиндустриальному (приоритетом в таком обществе является развитие в области технологий и инноваций). На сегодняшний день в стране наблюдается заинтересованность в области компьютерных технологий, новейших разработок в сфере нанотехники, а так же информационные новшества. Появляется большое количество специалистов и профессионалов в этих сферах. Будем надеяться, что Россия не остановится на достигнутом, и твердо станет на путь постиндустриального развития общества.
Как мы знаем, что российская модернизация состоит в том, что в России традиционное общество с его сословиями, общинным укладом и основанная на автократии политическая система, а также адекватный всему этому ценностной строй были разрушены, но дальнейшая эволюция так и не привела к образованию политического, экономического и социокультурного порядков, которые бы соответствовали парадигме современного общества.
В результате чего мы видим, что российская политика длительное время переживает столь беспрецедентные превращения, что они далеко не всегда вписываются в «классические» модели модернизации в самых различных вариантах. Следовательно, любая попытка изучения российских модернизационных процессов требует нового обращения к общей теории модернизации для переосмысления и развития некоторых ее положений, с тем, чтобы расширить ее эвристический потенциал.
Особенность модернизационного процесса в России состоит в периодически выражающейся разнонаправленности процессов модернизации государства и модернизации общества. Из-за неразвитости гражданского общества и исключительной роли государства в России, широкие общественные преобразования постоянно подменяются модернизацией самого государства либо только тех сфер, к которым оно имеет непосредственное отношение, - его военной мощи, бюрократического аппарата, репрессивных органов, государственного сектора экономики и т.п. В итоге задачи форсированной военно-индустриальной модернизации, усиления державного могущества часто решаются за счет контрмодернизации и даже частичной «архаизации» общества как такового, которое впадает в состояние стагнации. На мой взгляд, что в России это расхождение модернизационных процессов в государстве и обществе становится столь сильным, что внедрение современных и даже наукоемких производств в военизированных отраслях государственной экономики может происходить за счет восстановления тотального коллективизма и деиндивидуализации социума, ликвидации частной собственности, сворачивания интенсивного развития в пользу экстенсивного и других подобных процессов, усиливающих характеристики не современности, а скорее архаичности (или псевдоархаичности) общественной эволюции. Игнорирование этих разнонаправленных тенденций в российском модернизационном процессе, как нам представляется, существенно затрудняет его осмысление.
Глобализация - эта система социальных отношений производства и воспроизводства, поддерживаемая неравномерным развитием разного масштаба - от местного и регионального до национального и сверхнационального. Глобализация - это интенсивное (все быстрее и дальше) движение людей, капиталов и информации.
В культурно-информационной сфере нашего города, глобализация обусловлена развитием технологий, облегчающих перемещение людей и предметов; быстрый рост интенсивности информационных коммуникаций в обществе; существенно возрастает интенсивность международных связей, идет широкое развитие экономического, научного, образовательного и культурного сотрудничества. Также глобализация формируется в средствах массовой информации, искусства и попкультуры нашего города.
Я считаю, что еще одним важным признаком глобализации нашего города является культурно-информационный образ жизни людей, его стиль жизни и профессиональной деятельности. У нас достаточно быстро формирует новые привычки, стереотипы поведения, новые культурные запросы и даже новые ценности. Характерным примером является сокращение транспортных коммуникаций с целью обмена информацией. Ведь сегодня можно вполне успешно организовать совместную работу людей над общим проектом, даже если они проживают в разных городах или в различных странах. Сетевая экономика, сетевые распределенные коллективы - все это уже становится реальностью сегодня, и, безусловно, будет развиваться в будущем.
Как мы видим, процессы глобализации являются неоспоримым фактом, меняющим лицо современного мира. Одним из проявлений глобализации в современном мире выступает: расширение деятельности транснациональных корпораций; рост объемов промышленного производства; возрастание доли среднего класса в составе населения; развитие национальной культуры.
Глобализация синхронизирует цикличную динамику разных стран и цивилизаций, способствует быстрейшему распространению финансовых, экономических, экологических, социально-политических кризисов по территории планеты, определяет необходимость объединения усилий правительств разных стран и межгосударственных объединений в поиске и реализации путей преодоления кризисов. Пространство планеты становится все более цельным, пронизанным десятками и сотнями глобальных сетей и взаимосвязей, что требует от мирового сообщества выработки и соблюдения общей согласованной, взаимоприемлемой стратегии, делающей выгоды глобализации доступными всем. Все это, на мой взгляд, и являются главными фактами проявления экономического аспекта глобализации.
Таким образом, я считаю, что процессы глобализации во всех своих противоречивых ипостасях являются реальностью современного мира, с которой необходимо считаться. Они образуют неизбежный, объективно и субъективно обусловленный, противоречивый фактор становления постиндустриального общества, мировой цивилизации XXI в.