Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:03, реферат
Особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. В силу индивидуального восприя¬тия окружающей среды каждая личность по-своему понимает социаль¬ные отношения, создавая уникальный личностный образец проявления общих правил, обычаев и традиций. Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, и соответствующие им мате¬риальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры.
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "КУЛЬТУРА"
2. КУЛЬТУРА И СИСТЕМА НОРМ.
3. СВОЙСТВА КУЛЬТУРЫ
4. УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ
5. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
ПЛАН:
5. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. В силу индивидуального восприятия окружающей среды каждая личность по-своему понимает социальные отношения, создавая уникальный личностный образец проявления общих правил, обычаев и традиций. Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, и соответствующие им материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры.
Выделяют два аспекта культуры –
1.содержательный. Этот аспект складывается из информации, которую можно подразделить на четыре сферы:
• религию;
• науку и технологии;
• искусство;
• быт и поведение.
Информация, составляющая каждую из сфер, может быть консервативной и эволюционирующей.
2.функциональный. Культура обеспечивает структурную определенность социальной жизни. Набор и иерархия ее функций исторически изменчивы.
В науке различают два взгляда на культуру:
• культурологический, при котором главной является проблема понимания.
• социологический (функциональный), рассматривающий культуру как регулятор человеческого поведения (систему норм и ценностей, регулирующих поведение данного человеческого сообщества). Эти нормы социолог трактует в связи с социальной реальностью, которую призвана регулировать данная культура. То есть смысл для такого исследователя произведен от ценности;
Выделяют два уровня культуры:
• ее социальную оболочку, составленную из традиций и привычек, вырастающих из быта и повседневной жизни, систему гласных и негласных, осознанных и неосознанных норм. Изменения в этой сфере следуют за изменениями в социальной сфере - новый социальный порядок рождает новую социальную оболочку, новые ценностные нормы и правила;
• сферу культурного моделирования - консервативную, обладающую стойкой генетической памятью.
Двухслойная модель культуры повторяет универсальную модель любой развивающейся системы, всегда эволюционирующей под влиянием двух групп факторов - внутренних, генетически обусловленных, и внешних - воздействия среды. Генетические факторы обеспечивают самоидентичность и устойчивость системы во времени. Эти факторы консервативны и слабо связаны со средой, но испытывают с ее стороны давление. Под средой системы «культура» можно понимать реалии общего уровня. Различают культуру региональную, национальную, общегосударственную, континентальную. Любая культура - подсистема культуры более общего характера.
Характеристики культуры:
1. Культура - это порожденное обществом явление, выражающее его качественное состояние, что определяет генетический аспект культуры и позволяет рассматривать общество как объект культуры.
2. Культура - процесс активной
деятельности человека, направленной
на освоение, познание и преобразование
мира. Отражение мира в чувствах,
представлениях, идеях людей, в
их индивидуальном и
3. Культура - это совокупность
материальных и духовных
4. Культура - важный фактор
развития личности человека, его
творческих способностей. Это составляет
гуманистический аспект
5. Культура обеспечивает
регулирование социальных
6. Культура - деятельность
исторически конкретного
В целом культура присуща всему обществу и выступает как качественная характеристика того, как люди производят, познают, общаются, потребляют. Культура это целое, создаваемое совместной деятельностью основных подсистем: религии, науки, искусства. Эти сферы жизнедеятельности наиболее активно формируют картину мира и определяют важнейшие параметры поведения личности. Каналами их распространения являются образование и средства массовой информации.
Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но для реализации совместного и целенаправленного действия люди должны иметь общее представление о том, как им действовать правильно. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий.
Человек, как существо социальное, создает множество общепринятых шаблонов поведения, регулирующих это поведение в определенном направлении, эти шаблоны называют социальными нормами. Культурная норма – это система поведенческих ожиданий, образ того, как люди предполагают действовать.
Рассмотрим основные типы норм в порядке повышения их общественной значимости.
Обычаи - это привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности.
Новые поколения людей воспринимают обычаи частично путем бессознательного подражания, частично путем сознательного обучения. При этом новое поколение выбирает из этих способов то, что ему представляется необходимым для жизни.
Нравственные нормы. Некоторые обычаи, принятые в результате социальной практики в определенной группе или в обществе в целом, оказываются наиболее важными, затрагивающими жизненные интересы всех членов группы, способствующими их безопасности и социальному порядку.
Таким образом, можно различать два типа обычаев:
2. те образцы поведения, которым мы должны следовать, так как они считаются существенными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно.
Нравственные нормы являются самообосновывающимися и саморазвивающимися. Они приобретают оттенок святости, и общество наказывает тех, кто нарушает их.
Нравственные нормы передаются последующим поколениям не как система практических выгод, а как система незыблемых "священных" абсолютов. В результате нравственные нормы твердо устанавливаются и выполняются автоматически. Когда они усваиваются индивидом, вступает в силу нравственный контроль поведения, что делает для этого индивида психологически трудным совершение запрещенных действий.
Институциональные нормы. Определенные взаимосвязанные системы обычаев и нравственных норм могут служить для регулирования процессов удовлетворения наиболее значимых потребностей. Речь идет, например, о формировании и функционировании семей в обществе, управлении государством, обучении школьников и студентов, распределении произведенного обществом продукта и др. Совокупность обычаев и норм, касающихся таких важных моментов в деятельности общества, воплощается в его социальных институтах.
Отличие институциональных норм от обычаев и нравственных норм заключается в том, что они сознательно разрабатываются и устанавливается формальный или неформальный кодекс следования им.
Законы. В то время как нравственные нормы базируются в основном на моральных запретах и разрешениях, существует сильная тенденция их объединения и реорганизации в законы. Закон - это усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд, колонии для преступников и т.д.).
Независимо от того, в какое время и в каком регионе возникает культура, независимо от того, является ли она культурой отдельной личности или культурой общества, — у всех культур есть общие свойства.
Наиболее важными свойствами культуры являются ее стабильность или нестабильность, потому что именно они показывают, насколько та или иная культурная система выполняет (или не выполняет) свою основную задачу — обеспечивать психологический комфорт.
Следующей парой свойств является толерантность и интолерантность. Толерантность означает терпимость; она признает право на существование других культур.
Следующие два противоположных свойства культуры — открытость и замкнутость. Открытостью называется готовность данной культуры к контакту с другими культурами.
Сложную проблему представляет собой соотношение таких свойств культуры, как демократизм и элитарность. Демократическая культура рассчитана на широкие слои общества. Она либо является порождением этих кругов (фольклор), либо создается культурными верхами в расчете на восприятие любым, даже специально неподготовленным.
Элитарность представляет собой особое свойство культуры, которое характеризуется тем, что культурные ценности создаются, во-первых, вне народной среды и без опоры на народную культуру, и, во-вторых, создаются для «избранных» в расчете на интеллектуальную верхушку общества. На практике это означает, что для адекватного восприятия элитарной культуры необходима специальная подготовка.
Последние три свойства культуры — прогрессивность, регрессивность и консервативность. Это разные качества культуры, означающие ориентацию на разные системы ценностей. Названные категории характеризуют в основном культуру общества, а не отдельной личности, хотя есть и исключения.
Под прогрессивностью будем понимать стремление культуры развиваться. Противоположным свойством культуры является регрессивность, которая означает стремление перенести в настоящее и будущее культурные ценности прошлого и отказ от всех новых ценностей, если они отличаются от традиционных. Регрессивная культура ценна тем, что она бережет и охраняет устоявшиеся, традиционные ценности; ей не грозит утрата исторической памяти. Консерватизм как свойство культуры стоит ближе к регрессивности, чем к прогрессивности, прежде всего потому, что скептически относится к новым ценностям и склонен скорее идти проторенными путями, нежели искать новые дороги. Сущность консерватизма состоит в стремлении сохранить существующую культуру в неприкосновенности.
Изучая малые и большие, традиционные и современные общества, социологи выявляли элементы, которые обязательно присутствуют в каждой социальной культуре. К таким универсальным компонентам М. Мид и К. Клакхон относят следующие элементы общества:
С позиций фрейдизма в каждой культуре выделяют два непременных элемента:
1) правила брачных отношений, отражающих сложившуюся социальную культуру воспроизводства;
2) правила спортивных состязаний, в которых закреплялась культурная, санкционированная обществом форма выплеска агрессии.
1. Этноцентризм. Социолог Уильям Саммер назвал этноцентризмом такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, и все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней.
Этноцентризм делает нашу культуру эталоном, с которым мы соизмеряем все другие культуры. Этноцентризм присущ всем обществам.
Группы, в которых существуют явно выраженные проявления этноцентризма более жизнеспособны, чем группы, полностью терпимые к другим культурам или субкультурам. Этноцентризм сплачивает группу, оправдывает жертвенность и мученичество во имя ее благосостояния. Этноцентризм - необходимое условие появления национального самосознания и даже обычной групповой лояльности. Возможны крайние проявления этноцентризма, например национализм, презрение к культурам других обществ. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах, и его основная установка такова: я предпочитаю мои обычаи, хотя допускаю, что некоторые обычаи и нравы других культур могут быть в чем-то лучше.
2. Культурный релятивизм. Если члены одной социальной группы будут рассматривать культурные обычаи и нормы других социальных групп только с точки зрения этноцентризма, то прийти к пониманию и взаимодействию очень сложно. Поэтому существует подход к другим культурам, который смягчает действие этноцентризма и позволяет находить пути к сотрудничеству и взаимному обогащению культур различных групп.
Информация о работе Культура как объект социологического анализа