Культура как ориентир духовного развития человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению составляют культуру. Культура это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, приёмы поведения, и манеры общения, проявление чувств, а также уровень мышления– ведь от того как ты например разговариваешь или даже просто здороваешься можно охарактеризовать тебя либо в положительную либо в отрицательную сторону по отношению к твоей культуре.

Файлы: 1 файл

Культура как ориентир духовного развития человека.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)
 

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

г. Москва 

Курсовая  работа

   по  дисциплине «Социология»

   на  тему: Культура как ориентир духовного развития человека. 

Студента      Королёв Д.А.

 

№ личного дела       06ффд41758 

Группа                   1С-ФК 420

Дисциплина                                                         Социология

Преподаватель               Подвойская Л.Т. 
 
 

Москва 2012 год 

Совокупность  материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению составляют культуру. Культура это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, приёмы поведения, и манеры общения, проявление чувств, а также уровень мышления– ведь от того как ты например разговариваешь или даже просто здороваешься можно охарактеризовать тебя либо в положительную либо в отрицательную сторону по отношению к твоей культуре.

И с самого начала важно сказать что ответ на вопрос  что есть духовный путь,  надо искать с раннего детства… Детство представляет собой, своеобразный культурный взрыв, период бурного роста  и овладения культурными навыками, период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. Еще с ранних лет нам говорят что надо здороваться с людьми, говорить до свиданья, читают сказки которые прямое поясняют что такое добро, что такое зло, попадая в детский сад мы знакомимся с правилами поведения за столом, на учат быть дружелюбнее по отношению к своим сверстникам, не отнимая игрушки, не воруя – достаточно ведь просто попросить. Образцы поведения которые демонстрирую родители, сознательно или бессознательно перенимают дети, определяя тем самым своё поведение. И конечно родитель должен являться достойным примером. Как известно к духовной жизни личности относят: знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Я не буду акцентировать сейчас своё внимание на все эти аспекты, хочу лишь сказать о ЗНАНИЯХ, хотя бы  для чего нам необходимо всё знать.

Всем мы когда-нибудь станем родителями, ну кто то  уже им стал, с ранних пор наверно все задавались вопросом когда готовили домашнее задание: - “Ну зачем, зачем мне знать все эти предметы, учить их прям так досконально, я не собираюсь становится великим математиком, астрономом, географом, космонавтом и так далее и тому подобное. И конечно кому то отвечали, что всё это в жизни пригодиться, или кому то говорили просто - человек должен знать всё, не так ли? Для себя же я определил, что мы это делаем для того чтобы в будущем так же помогать своим детям, и отвечать на любой их вопрос, ведь мы должны быть для ребёнка авторитетом, тем у кого он попросит помощи , совета, и даст ответ на любой вопрос, ведь если мы для него таковым не являемся мы можем просто его потерять…

Духовный мир  человека выражает неразрывную связь  индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развития личности бесконечен…

Детство важнейший  период социализации, это процесс  непрерывный , когда усваивается  социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается культурная традиция. Поэтому , усвоив для данной культуры комплекс  знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности, к музыке, к поэзии, к математике или технике.

Целью воспитания и обучение человека является приобщение его к культуре, усвоение им накопленных  обществом  знаний, умений привычек, а также духовных ценностей и норм поведения. С понятием “культура” связан процесс приобретений знаний и опыта в той или иной области деятельности, усвоения человеком определённой системы ценностей, выбора собственной линии поведения… 

Свой путь найти совсем не просто!  
По жизни всем нам предстоит  
Решить быть одного со всеми роста  
Или на крыльях в небесах парить.
 

Помните те случаи, когда Ваше мнение шло полностью  вразрез с мнением окружающих? Это – самые ценные моменты, в  которые нужно вцепляться мертвой хваткой. Мир вокруг нас развивается так быстро, что общепринятые убеждения на наших глазах становятся издевательством над здравым смыслом. Слушать внутренний голос не означает оставаться глухим к мнению окружающих. Однако – голос деятельного мыслителя, меняющего мир, должен быть для Вас стократ более значим, чем голос праздного обывателя с его правом на мнение. Но менее значим, чем Ваш собственный. Ваша вера в возможность иного пути намного важнее для человечества и для всех нас.

Дело еще и в том что, общество и индивиды осуществляют свою жизнедеятельность в системе объективных условий, которые складываются независимо от воли и желания людей и развитие которых подчиняется действию объективных законов природы и общества. Поэтому люди для обеспечения своей жизни вынуждены согласовывать свою деятельность с законами развития природы, общества, мышления, учитывать результаты воздействия своей сознательной деятельности на окружающий мир и на самих себя. На этой основе формируется особая ступенька духовного мира, которая называется "разум" Поэтому разумное отношение и разумная деятельность охватывает все стороны жизнедеятельности человека, начиная с проблем непосредственной индивидуальной жизни и кончая глобальными проблемами, которые ставит жизнь перед индивидом и всем человечеством. Иными словами, разум включает в себя заботу человека о будущем.

Как раз здесь  и проявляется социальная активность. Социальная активность - способ самореализации личностью понимаемых ею целей и  смысла жизни. Социальная активность - это также показатель степени социальной зрелости личности, ее гражданственности.

Человечество  перешагнуло порог нового тысячелетия. С надеждой и тревогой за судьбы цивилизации мы смотрим в будущее. Какие прогнозируемые сценарии воплотятся в действительность? А может быть, это будут некие неведомые нам варианты развития? Ответы даст сама жизнь. Однако ясно, что никакое заранее уготованное и уже сейчас ожидающее нас будущее не существует. Даже апокалипсис до последнего мгновения предоставляет человечеству свободу выбора: умножать силы зла или активно созидать добро. 
 

Общественное  развитие, особенно в переломные моменты, содержит в себе различные, нередко  альтернативные возможности. Какие  из них осуществятся на практике? Каким  станет наше Отечество через несколько  лет? В конечном счете, это зависит  от сознательной и активной деятельности людей. Но вот если б всё это было так легко…И я хочу процитировать одного русского писателя, вот что он писал по этому поводу “В последнее время, я встречаю очень много прекрасных и умных людей которые совершенно сбились…Они уверены что преобразованиями и реформами можно исправить эту страну, но уровень благосостояния не изменит людей в лучшую сторону, человеку нужно вспомнить что он вовсе не материальная скотина, а высокий гражданин высокого небесного гражданства, и пока он не научится жить, жизнью небесного гражданина, до тех пор не придёт в порядок его гражданство” 

В духовной сфере  рождается и реализуется важнейшее  отличие человека от других живых  существ - духовность. Человек, его дух  и его культура - венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего "Я", на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о "душе" является элементом личностного развития.

Взаимоотношения человека и окружающей его культуры в процессе развития цивилизации постоянно менялись, но сохранялось главное - взаимозависимость национальной и мировой культуры и культуры отдельной личности. Ведь человек выступает и как носитель общей культуры человечества, и как ее творец, и как ее критик, а национальная и мировая культура - как непременное условие становления и развития духовной культуры личности.

Чем более развит человек, чем выше его культура, тем  богаче его духовная жизнь. Диапазон духовной культуры, накопленной человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни.

Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и ответственное отношение к жизни - к природе, другим людям, к самому себе. Признак духовной культуры личности - готовность личности к самоотдаче и саморазвитию.

В жизни человека особую роль играют ориентиры его  деятельности, своего рода духовные "маяки", которые не являются продуктом деятельности лишь того человека, который "носит" их в себе, а, как правило, они выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению, от родителей к детям, от учителей к учащимся. Их совершенно обоснованно называют ценностями жизни и культуры.

Ценности - это  то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться  в нем. Ценность вырастает из идеалов  личности, представляют собой предмет  устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социальные ценности - общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности - идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни.. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов Общечеловеческие ценности приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное существование и развитие каждой отдельной личности. 

Характеристика  духовной культуры человека не может  быть полной, если в ней не затрагивается  его нравственный облик. Хорошо, когда человек стремится к знаниям, повышает уровень развития своего интеллекта. Однако важно знать и то, на что направлены эти знания, в какой мере связаны они с гуманистическими целями.

Понимание человеком целей и смысла жизни, ориентирует его на деятельность, которая находит свое выражение в стремлении личности к достижению счастья. Счастлив может быть каждый человек, безотносительно к тому, каков уровень его социальной зрелости, уровень интеллектуального развития, независимо от возраста, мировоззренческих установок, т.к достижение человеком счастья зависит, прежде всего, от того, в чем он видит смысл своего бытия.

Иоган Гёте еще  писал:

Счастлив, кто от хлада лет,

Сердце  охранил,

Кто без ненависти  свет ,

Бросил  и забыл,

Кто делит с душой родной

В тайне от людей,

То, что презрено толпой,

Или чуждо ей. 
 
 
 
 

И в довершении своего доклада хочу сказать что  Духовность это постижение бессмысленности самого стремления к духовности, что с раннего детства общество формирует нас ограниченными, нацеленными на честолюбивые устремления к чему либо, к деньгам, к власти, к славе, к престижу но в один прекрасный момент мы уже обнаруживаем себя по макушку полными всей это бежутерией  и нас уже начинает манить более дорогостоющие ценности, Бог , просветление…и мы уже устремляемся к духовности точно так же как раньше устремляемся к материальным вещам,  мы начинаем посещать разные духовные сообщества, садимся в неудобную позу медитации, покупаем странные мантры и молитвы, но просветление не возможно купить, его изначально невозможно достичь оно ни где то там за поворотом, затем поворотом еще один поворот и так далее, оно изначально здесь, внутри…

"В духовной  жизни каждого человека наступает  момент, когда он приходит к  убеждению , что подражание - это  самоубийство ; Что какими бы благами не изобиловала вселенная , хлеба насущного ему не найти коль скоро он не станет прилежно возделывать свой отведенный ему клочок земли. Силы , заложенные в нем , не имеют подобных в природе , и лишь ему самому дано узнать на что он способен , а это не проясниться , пока он не испытает себя." 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Культура как ориентир духовного развития человека