Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 00:13, реферат
Описание работы
Преемственность в культуре, сохранение созданных, создание и распространение новых ценностей, их функционирование - все это поддерживается и регулируется с помощью социальных институтов культуры. Обратившись к исследованию культуры и культурной жизни общества, невозможно обойти стороной такое явление, как социальные институты культуры (или культурные институты).
Преемственность в культуре,
сохранение созданных, создание и распространение
новых ценностей, их функционирование
- все это поддерживается и регулируется
с помощью социальных институтов культуры.
Обратившись к исследованию
культуры и культурной жизни общества,
невозможно обойти стороной такое явление,
как социальные институты культуры (или
культурные институты). Термин "культурный
институт" сегодня все более широко
входит в научный оборот. Он широко используется
в различных контекстах представителями
социальных и гуманитарных наук. Как правило,
им пользуются для обозначения разнообразных
и многочисленных культурных феноменов.
Однако у отечественных и зарубежных исследователей
культуры пока нет его единой трактовки,
как и не существует в настоящий момент
разработанной целостной концепции, охватывающей
сущность, структуру и функции социального
института культуры, или культурного института.
Понятия "институт", "институализация"
(от лат. institutum - установление, учреждение)
традиционно используются в социальных,
политических, юридических науках. Институт
в контексте социальных наук предстает
как компонент социальной жизни общества,
существующий в виде организаций, учреждений,
объединений (например, институт церкви);
в другом, более широком смысле понятие
"институт" трактуется как комплекс
устойчивых норм, принципов и правил в
какой-либо сфере социальной жизни (институт
собственности, институт брака и т.п.).
Таким образом, социальные науки связывают
понятие "институт" с высокоорганизованными
и системными социальными образованиями,
отличающимися устойчивой структурой.
Истоки институционального
понимания культуры восходят к трудам
видного американского социального антрополога,
культуролога Б. Малиновского. В статье
"Культура" (1931) Б. Малиновский отмечает:
Реальные составные части культуры,
имеющие значительную степень постоянства,
универсальность и независимость, - это
организованные системы человеческой
деятельности, называемые институтами.
Каждый институт выстраивается вокруг
той или иной фундаментальной потребности,
перманентно объединяет группу людей
на основе какой-то совместной задачи
и имеет свою особую доктрину и особую
технику.
Институциональный подход нашел
дальнейшее развитие и в современных отечественных
культурологических исследованиях. В
настоящее время отечественная культурология
трактует понятие "культурный институт"
в двух смыслах - непосредственном и расширительном.
Культурный институт в прямом
смысле чаще всего соотносится с различными
организациями и учреждениями, непосредственно,
напрямую осуществляющими функции сохранения,
трансляции, развития, изучения культуры
и культурно значимых явлений. К таковым,
например, относятся библиотеки, музеи,
театры, филармонии, творческие союзы,
общества по охране культурного наследия
и пр.
Наряду с понятием культурного
института в различных публикациях часто
используется традиционное понятие учреждение
культуры, а в теоретических культурологических
исследованиях - культурная форма: клуб
как учреждение культуры, библиотека,
музей как культурные формы.
Образовательные учреждения,
такие как школы, университеты, мы также
можем соотнести с понятием культурного
института. В их числе и образовательные
учреждения, непосредственно имеющие
отношение к сфере культуры: музыкальные
и художественные школы, театральные вузы,
консерватории, институты культуры и искусств.
Социальный институт культуры
в широком смысле - это исторически сложившийся
и функционирующий порядок, норма (институция)
осуществления какой-либо культурной
функции, как правило, порождаемой стихийно
и не регулируемой специально при помощи
какого-то учреждения, организации. К ним
мы можем отнести различные ритуалы, культурные
нормы, философские школы и художественные
стили, салоны, кружки и многое другое.
Понятие института культуры
охватывает не только коллектив людей,
занятых тем или иным видом культуротворческой
деятельности, но и сам процесс создания
культурных ценностей и процедуры исполнения
культурных норм (институт авторства в
искусстве, институт богослужения, институт
инициации, институт похорон и т.п.).
Очевидно, что вне зависимости
от выбора аспекта трактовки - непосредственного
или расширительного - культурный институт
является важнейшим инструментом коллективной
деятельности по созданию, сохранению
и трансляции культурных продуктов, культурных
ценностей и норм.
Найти подходы к раскрытию сути
феномена культурного института можно,
базируясь на системно-функциональном
и деятельностном подходе к культуре,
предложенном М.С. Каганом.
Культурные институты являются
устойчивыми (и одновременно исторически
изменчивыми) образованиями, нормами,
возникшими в результате человеческой
деятельности. В качестве компонентов
морфологической структуры человеческой
деятельности М.С. Каган выделил следующие:
преобразование, общение, познание и ценностное
сознание. Исходя из этой модели, мы можем
выделить основные направления деятельности
культурных институтов:
· культуропорождающие, стимулирующие
процесс производства культурных ценностей;
· культуросохраняющие, организующие
процесс сохранения и накопления культурных
ценностей, социально-культурных норм;
· культуротранслирующие, регулирующие
процессы познания и просвещения, передачи
культурного опыта;
· культуроорганизующие, регулирующие
и оформляющие процессы распространения
и потребления культурных ценностей.
Создание типологии и классификации
культурных институтов - сложная задача.
Это обусловлено, во-первых, огромным разнообразием
и количеством самих культурных институтов
и, во-вторых, многообразием их функций.
Один и тот же социальный институт
культуры может выполнять несколько функций.
Так, например, музей выполняет функцию
сохранения и трансляции культурного
наследия и является также научным и образовательным
учреждением. Вместе с тем в расширительном
плане понимания институализации музей
в современной культуре представляет
собой один из наиболее значимых, сложных
по своей сути и многофункциональных культурных
институтов. Если рассматривать важнейшие
функции музея в культуре, он может быть
представлен:
· как коммуникативная система
(Д. Камерон);
· как "культурная форма"
(Т.П. Калугина);
· как специфическое отношение
человека к действительности, осуществляемое
посредством наделения объектов реального
мира качеством "музейности" (З. Странский,
А. Грегорова);
· как научно-исследовательское
учреждение и образовательное учреждение
(Й. Бенеш, И. Неуступный);
· как механизм культурного
наследования (М.С. Каган, З.А. Бонами, В.Ю.
Дукельский);
· как рекреационное учреждение
(Д.А. Равикович, К. Хадсон, Ю. Ромедер).
Очевиден разброс предлагаемых
моделей - от узко учрежденческой до возводящей
музей в степень фактора, определяющего
развитие культуры, сохранение культурного
многообразия. Причем среди исследователей
нет единого мнения по поводу того, какую
из функций музея следует считать основной.
Некоторые, например Й. Бенеш, на первое
место выдвигают общественное значение
музея, его роль в развитии общества. В
связи с этим предполагается, что главная
задача музеев - развивать и просвещать
посетителей, и все остальные функции,
например, эстетическая, должны быть ей
подчинены. Другие, в частности И. Неуступный,
рассматривают музей, в первую очередь,
как научно-исследовательское учреждение,
особо отмечая необходимость проведения
музейными работниками фундаментальных
исследований. Функции собирания, хранения
и популяризации коллекций являются вторичными
и должны быть подчинены требованиям научно-исследовательской
работы, которая обязана использовать
весь потенциал научного знания, накопленный
в данной области, а не ограничиваться
имеющимися коллекциями. Так или иначе,
музей - это один из наиболее существенных,
многофункциональных культурных институтов.
Ряд функций в рамках деятельности
культурного института носит опосредованный,
прикладной характер, выходящий за пределы
основной миссии. Так, многие музеи и музеи-заповедники
осуществляют релаксационные и гедонистические
функции в рамках туристических программ.
Различные культурные институты
могут комплексно решать общую задачу,
например, просветительскую функцию осуществляет
подавляющее большинство из них: музеи,
библиотеки, филармонии, университеты
и многие другие.
Некоторые функции обеспечиваются
одновременно разными институтами: сохранением
культурного наследия занимаются музеи,
библиотеки, общества охраны памятников,
международные организации (ЮНЕСКО).
Основные (ведущие) функции
культурных институтов определяют в конечном
счете их специфику в общей системе. Среди
этих функций можно выделить следующие:
· охрана, реставрация, накопление
и сохранение, защита культурных ценностей;
· обеспечение доступа для изучения
специалистами и для просвещения широких
масс к памятникам мирового и отечественного
культурного наследия: артефактам, обладающим
исторической и художественной ценностью,
книгам, архивным документам, этнографическим
и археологическим материалам, а также
заповедным территориям.
Такие функции выполняют музеи,
библиотеки, архивы, музеи-заповедники,
общества охраны памятников и др.
Выделяется еще целый ряд функций
социальных институтов культуры:
· государственная и общественная
поддержка функционирования и развития
художественной жизни в стране;
· способствование созданию,
демонстрации и реализации художественных
произведений, их закупок музеями и частными
коллекционерами;
· проведение конкурсов, фестивалей
и специализированных выставок;
· организация профессионального
художественного образования, участие
в программах эстетического воспитания
детей, развитие наук об искусстве, профессиональной
художественной критики и публицистики;
· издание специализированной,
фундаментальной учебной и периодической
литературы художественного профиля;
· материальная помощь художественным
коллективам и объединениям, персональное
социальное обеспечение деятелей искусства,
помощь в обновлении фондов и инструментария
художественной деятельности и т.п.
К институтам, занимающимся
вопросами развития художественной деятельности,
относятся художественные школы и музыкальные
училища, творческие союзы и объединения,
конкурсы, фестивали, выставки и галереи,
архитектурные, художественные и реставрационные
мастерские, киностудии и кинопрокатные
учреждения, театры (драматические и музыкальные),
концертные структуры, цирки, а также -
книгоиздательские и книготорговые учреждения,
средние и высшие учебные заведения художественного
профиля и др.
Культурные институты воплощают
устойчивость культурных форм, но они
существуют в исторической динамике.
Так, например, библиотека как
культурный институт существовала на
протяжении многих веков, изменяясь и
преобразуясь внешне и внутренне. Ее главной
функцией было сохранение и распространение
знания. К этому добавлялись различные
аспекты бытийного содержания и различия
в понимании сущности библиотеки в тот
или иной период истории и культуры общества.
Сегодня существует мнение
о том, что традиционная библиотека изживает
себя, что она отчасти утратила свое истинное
предназначение и уже не удовлетворяет
тех требований, которые к ней предъявляет
современное общество, и поэтому ее вскоре
вытеснит "виртуальная библиотека".
Современные исследователи говорят о
необходимости осмысления и оценки изменений,
происходящих с современными библиотеками.
Библиотеки, сохраняя свой статус хранилища
интеллектуальных ценностей, становятся
более демократичными, оснащаются электронными
носителями информации, связываются во
всемирную сеть. Вместе с тем уже просматриваются
и опасные последствия. Выведение информации
на мониторы, выход в Интернет радикально
преобразуют не только библиотеку, но
также пишущего и читающего человека.
В современных информационных системах
различие между автором и читателем почти
исчезает. Остаются тот, кто посылает,
и тот, кто воспринимает информацию.
К тому же в прошлом библиотека
была преимущественно государственным
институтом и проводила политику государства
в духовной жизни общества. Библиотека
как культурный институт устанавливала
определенные культурные нормы и правила,
и в этом смысле она была "дисциплинарным
пространством". Но при этом она была
своеобразным пространством свободы именно
потому, что личный выбор (а также личные
библиотеки) позволял преодолеть нечто
запретное, регламентированное свыше.
Культурные институты можно
разделить на государственные, общественные
и частные. Взаимодействие культурных
институтов и государства - важная проблема.
Некоторые культурные институты
непосредственно связаны с системой государственного
управления культурной жизнью и культурной
политикой государства. Сюда относятся
Министерство культуры, различные государственные
учреждения, академии, организации, выдающие
награды - государственные премии, почетные
звания в сфере культуры и искусств.
Основными органами, планирующими
и принимающими решения по вопросам культурной
политики, являются органы государственной
власти. В демократическом государстве,
как правило, к принятию решений привлекаются
эксперты и широкая общественность. Органами,
реализующими культурную политику государства,
являются культурные институты. Патронируемые
государством, включенные в его культурную
политику, они, в свою очередь, призваны
осуществлять функцию трансляции образцов
социальной адекватности людей в образцы
социальной престижности, т.е. пропаганду
норм социальной адекватности как наиболее
престижных форм социального бытия, как
путей к общественному статусу. Например,
присвоение государственных премий, академических
званий ("артист императорских театров",
"академик живописи", "народный
артист" и т.п.) и государственных наград.