Культура как способ духовного освоения действительности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 13:22, контрольная работа

Описание работы

Культура — это, прежде всего, характерный (для данного человека, общества) образ мыслей и образ действий . В социологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро — ценности, регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность — общество. Следовательно, культура — важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах, включая художественную культуру .

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 35.18 Кб (Скачать файл)

 

 

Культурология и социология: общее и особенное

   Социология как наука, изучающая закономерности человеческого общежития, неразрывно связана с миром культуры — миром, созданным творческой инициативой. Самое понятие «культура» (отлат. cultura — возделывание, развитие, воспитание) восходит к преобразующей деятельности людей. И в этом смысле культура противопоставляется природе. Так, девственный лес — явление природы, а парк, будучи продуктом человеческой деятельности, — явление культуры. При этом культура подразумевает и преобразование самого человека в процессе «возделывания души». Данную трактовку культуры предложил Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.) в своем произведении «Об обязанностях», заложив традицию использования этого понятия.

      Особняком стоит теория социокультурной динамики П. Сорокина, соединившая социологический и культурологический подходы к изучению закономерностей смены типа культуры и общественных отношений, а также свойственных им феноменов.

    Необходимо отметить, что социология, институционо анализировавшаяся еще в XIX в., во многом предопределяет становление более молодой науки «культурологии», задавая тон исследовательским направлениям. Этим объясняется и тот факт, что заметная часть культурологических теорий разработана социологами. Спорный статус культурологии в мировой гуманитарной науке по сей день затрудняет ее институционализацию.

  Само понятие «культурология» ввел в научный лексикон американский исследователь Лесли Уайт в начале XX в. Однако ее разработка как самостоятельной науки с предметом и методом долгое время не осуществлялась. На сегодняшний день существует три основных подхода к культурологии.Первый предлагает трактовать ее как лишь учебную дисциплину, призванную сформировать у учащихся (студентов и старших школьников) представление о культуре как важной сферы человеческой деятельности. Второй отводит культурологии роль синтетической научной области,объединяющей направления разных наук, изучающих различные аспекты культуры. К таковым, в частности, относятся социология культуры, культурная антропология, этнология, история культуры, этнография и др. Сторонники третьего подхода считают культурологию становящейся самостоятельной наукой, предметная область которой включает такие проблемы, как ти-пологизация культур, соотнесение понятий «культура» и «цивилизация», смысл культурно-исторического процесса, субъект культуры, диалог культуры и другие сущностные вопросы, находящиеся за пределами внимания существующих наук о культуре.

  Согласно этому подходу культурология — научная область, лежащая на стыке многих наук о культуре, человеке и обществе. Объединяя различные отрасли научного знания, культурология пытается пролить свет на сложные феномены общественной жизни, выявляя закономерности развития культуры, влияния культурных особенностей на мировоззрение различных социальных общностей. Подобного рода знания позволяют находить общий язык людям, живущим в разных культурах, с разными ожиданиями, нормами и ценностями. В качестве метода культурологии рассматривают реконструкцию (моделирование культуры как целостной системы) и интерпретацию(аналитические операции со смыслами).

   Одной из важнейших задач культурологи видят для себя разработку универсальной типологизации культур. Данной проблематикой занимались специалисты, чьи научные интересы лежат в различных научных областях. На сегодняшний день предложено множество вариантов типологизации, в основу которых кладутся различные основания:

• хронология (древняя, античная, средневековая, культура Возрождения, культура Просвещения, культура Нового времени и т.д.);

• миры (материальная и духовная культура);

•  виды деятельности (трудовая, экономическая, эстетическая, правовая, организационная и т.п.);

• субъекты (народная, групповая, общественная и д.д.);

• уровни (всемирная, региональная, местная);

• общественное значение (культура, антикультура).

Данные подходы к типологизации  культур в большей степени  присуши социальной философии, истории, социологии и теории культуры. В рамках культурологии на сегодняшний день наиболее популярен подход, выделяющий два аспекта: культура в масштабах человечества с акцентом на социокультурных суперсистемах с их внутренним многообразием (культура отдельного общества, города с акцентом на субкультурах) и культура отдельного общества. В ней выделяется высокая (элитарная), народная (фольклорная), массовая, а также культура, обусловленная образовательным уровнем ее носителей. Культурологические разработки широко используется социологами, насыщающими типологические каркасы кровью и плотью представлений о культуре. Прежде всего, это находит отражение в социологии культуры как специфической отрасли социологической науки, которая сосредоточивает внимание на социальных группах, институтах и процессах применительно к культурной сфере. Социология культуры объединяет более частные области социологического знания, к которым относятся социология духовной жизни, социология религии, социология искусства, социология кино, социология чтения и др.

    Социология изначально концентрировала внимание на социальной природе культуры и ее детерминирующей роли применительно к социальному поведению. Именно в культуре вырабатываются нормы и ценности, принимаемые конкретной социальной общностью, а также ожидания, предпочтения — все то, что в конечном счете обусловливает человеческое мировоззрение. Как для социологии, так и для культурологии указанные выше феномены являются важными составляющими проблемного поля. Близость объекта и метода делают две науки предельно родственными. В качестве отличий, пожалуй, нужно подчеркнуть разный угол зрения, который в случае с социологией концентрируется прежде всего на групповых ментальных характеристиках, а в случае с культурологией — на самой их природе.

    Культурология и социология являются смежными науками, сосуществующими на основе взаимодополнения. Культурология пользуется наработками социологии в области функционирования социокультурных институтов (образование, церковь, СМИ и пр.), социальных групп (интеллигенция, элиты, молодежь и пр.), социокультурных процессов (ассимиляция, маргинализация, глобализация и пр.) и отдельных феноменов (субкультуры, массовый человек, социальная коммуникация и пр.). В свою очередь социологами широко используются культурологические концепции, прежде всего в части теоретической разработки исследований сложных социокультурных явлений и процессов, а также для интерпретации соответствующих данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Культура как явление  многозначно и ему сложно дать научное определение, которое могло  бы достаточно точно вскрыть его  столь подвижную и труднофиксируемую  сущность.

Культура не наследуется  генетически, это возделанное, сотворённое  самим человеком в себе, в других людях, во внешней среде.

Культура — это способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, представляющий собой целостную систему логически сопряжённых, устойчивых идей, оценок, ориентаций, норм, приёмов, воплощаемых в образцах деятельности, объективируемых в вещественно-предметных и знаково-символических формах, передаваемых от поколения к поколению в процессе социализации. Культура выступает решающим способом регуляции социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.*

В рамках любой культуры, общества встречаются социокультурные  различия между поколениями, существуют контркультуры и т. д. Важно учитывать, что в принципе целостность культуры — состояние, далёкое от однообразия, застоя. Она (целостность) обеспечивается через многообразие субкультур, в  её недрах формируются и развиваются  новые элементы, а вместе с этим возникают и существенные различия, которые могут привести к противоречиям, конфликтам. Целостность культуры достигается  не автоматически, а предполагает усилия, обеспечивающие синтез общечеловеческого, общенационального и специфического начала, поиск компромиссов ценностей  в рамках единой культуры, преодоление  конфликтов. Западники как сто  лет назад, так и сегодня "воюют" со славянофилами, коммунисты — с  либералами и т. д. В наличии конфликта  ценностей ничего сверхестественного и необычного нет. Но сегодня в  нашей стране, находящейся в стадии фактического обновления системы ценностей  — самого сложного, драматичного (и  даже подчас трагичного) социального  процесса — резко увеличивается  конфликтность общества.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. Под ред. Т. Парсонса. — М.: 1972.

2. Войтова С. А., Зубань Е. Н. Трудовая этика и управление в различных культурах. М.: 1992.

3. Уледов А. К. Духовное обновление общества. М.: 1990.

4. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М..: 1996.

5. Ионин М. Г. Социология культуры. М.:1998.

6. Основы социологии. Курс лекций под ред. А. Г. Эфендиева. М.:1993.

7. Рукавишников В. и др. Политические культуры и социальные изменения. М.:1998.

Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М.:1992.

Социологический словарь. Минск, 1991.

Человек и общество. Основы современной цивилизации. М.: 1992.

 


Информация о работе Культура как способ духовного освоения действительности