Культура Таджикистана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 23:07, доклад

Описание работы

Корни культуры Таджикистана уходят в глубокую древность. На территории Таджикистана сохранились остатки поселений 6-5 вв. до н. э., глинобитных и сырцовых укреплений, найдены художественнее изделия из металла, камня, терракоты I-го тысячелетия до н. э. Раскопки города Пенджикента обнаружили жилые и культовые постройки, замечательные монументальные росписи, скульптуру, относящиеся к периоду формирования феодализма (VII -VIII вв). Наиболее значительными из сохранившихся архитектурных памятников культуры Таджикистана являются мавзолеи ХI — ХIVвв. находящиеся в с. Саят, в с. Мазари-Шериф, памятники Гиссарской долины, мечеть в Ура-Тюбе(ХVв).

Файлы: 1 файл

Таджикистан.docx

— 31.20 Кб (Скачать файл)

Корни культуры Таджикистана уходят в глубокую древность. На территории Таджикистана сохранились остатки поселений 6-5 вв. до н. э., глинобитных и сырцовых укреплений, найдены художественнее изделия из металла, камня, терракоты I-го тысячелетия до н. э. Раскопки города Пенджикента обнаружили жилые и культовые постройки, замечательные монументальные росписи, скульптуру, относящиеся к периоду формирования феодализма (VII -VIII вв). Наиболее значительными из сохранившихся архитектурных памятников культуры Таджикистана являются мавзолеи ХI — ХIVвв. находящиеся в с. Саят, в с. Мазари-Шериф, памятники Гиссарской долины, мечеть в Ура-Тюбе(ХVв). 
Наличие мечетей, свидетельство исповедуемой религии- ислама. Накануне арабских завоеваний (в начале VII века н.э.) основными религиозными культами, были зороастризм, манихейство, буддизм и индуизм. Однако, все названные выше культы были постепенно вытеснены исламом. После разделения ислама на суннизм и шиизм, таджиками было выбрано первое направление. 
Религия таджиков определила их стремление к познанию мира через науку, литературу. 
Таджикский народ на протяжении тысячелетий бережно, как самое дорогое достояние, хранил свой язык, передавая из поколения к поколению. Во времена арабского ига завоеватели приложили немало усилий, чтобы уничтожить язык покоренного народа — дари. Однако, после длительной и героической борьбы во времена язык дари вновь обрел былую славу, на нем были созданы немеркнущие шедевры художественной литературы, научные трактаты и Период расцвета культуры Таджикистана, развитие науки, литературы, укрепление государственных устоев приходится на время правления династии Саманидов, и в особенности, одного из самых выдающихся ее представителей Исмаила Сомони. 
Благоприятные условия, создаваемые для развития науки и культуры Таджикистана, явились той почвой, на которой расцвел талант целой плеяды великих ученых, поэтов, государственных деятелей. Лучшие сыны народа, цвет нации собрались во дворце Саманидов, с которыми связан золотой век таджикской цивилизации. Сегодня не только таджики, но и всё прогрессивное человечество гордится именами родоначальника персидско-таджикской литературы у Рудаки, ученых — Авиценны, Фирдоуси с его знаменитой героической эпопеей «Шахнаме», мудрого визиря Балъами. Золотыми буквами вписаны в летопись человечества имена Саади, Гафиза, Джалолиддина Балхи, Носира Хисрава и многих других. Трудно представить такие науки, как астрономия, математика, естествознание, философия, без величайших открытий и достижений Омара Хайяма, Ал-Беруни, Ал-Хоразми, Имома Тирмизи, Закария Рози, Фороби и других.

Продолжателем традиций и одновременно основателем новой таджикской литературы стал С. Айни, осветив различные аспекты истории, социальной, политической, культурной и литературной жизни своего народа. Современную культурную жизнь Таджикистана невозможно представить Государственного театра оперы и балета им. Айни, таджикского театр драмы им. Лахути, Русского драматического театра, Академии наук, государственных университетов, исторических музеев, музеев изобразительных искусств, ботанических садов, и прочих культурных заведений.

Таджики — народ, сохраняющий национальные традиции в быту, одежде, еде. До сих пор таджики ходят в национальных костюмах: мужчины в вышитых халатах и тюбетейках, а женщины в цветных вышитых платьях со штанами, обязательно косынка, а девушки по-прежнему заплетают по 40-60 косичек. А, собираясь за достарханом, едят национальные блюда, такие как: чак-чак-чак, форель по-вахшски, кала поча и другие не менее вкусные яства.

 

Культура Таджикистана — это изящное и спокойное восточное миропонимание. Во все времена таджики были привержены созиданию и творчеству, науке и просвещению, почитали независимость и добрососедское существование, храня гордость, как горные вершины и стойкость.

История таджикского народа уходит корнями в глубину веков, к началу человеческой цивилизации. Древнейшие находки, обнаруженные на территории современного Таджикистана тому подтверждение. Открытие первых памятников каменного века в 1956г. явилось своеобразной сенсацией. На территории страны было зафиксировано 60 пунктов с находками каменных орудий. В найденных стоянках, расположенных на высоте 4200 метров над уровнем моря, в труднодоступных районах высокогорья, раскопано более 10 тысяч изделий из камня. Они представлены крупными орудиями типа скребел, скребков, выемчатых орудий, которые сохраняют в обработке палеолитические традиции. Возраст открытых памятников каменного века относится в основном VIII-V тысячелетиям до нашей эры. Наскальные изображения — петроглифы, выбитые на скалах или отдельных камнях фигурки животных, людей или целые композиции, представляют отдельную, очень специфическую область археологических исследований в Таджикистане и к настоящему времени открыто более 10 тысяч рисунков на скалах. Горы и долины Таджикистана, народы, жившие на его территории, упоминаются еще в древних источниках античных авторов Плиния и Птолемея. О своих путешествиях на Памир писал венецианский путешественник Марко Поло.

Наиболее значительными из сохранившихся архитектурных памятников культуры Таджикистана являются мавзолеи ХI — ХIVвв. находящиеся в с. Саят, в с. Мазари-Шериф, памятники Гиссарской долины, мечеть в Ура-Тюбе(ХVв). Наличие мечетей, свидетельство исповедуемой религии- ислама. Накануне арабских завоеваний (в начале VII века н.э.) основными религиозными культами, были зороастризм, манихейство, буддизм и индуизм. Однако, все названные выше культы были постепенно вытеснены исламом. После разделения ислама на суннизм и шиизм, таджиками было выбрано первое направление.

В начале IX века стали проявляться тенденции к национальному самоопределению народа, появились первые государственные образования таджиков, крупнейшим из которых стало Государство Саманидов со столицей в городе Бухаре, основоположником которого являлся Исмоили Сомони из династии Саманидов. Документальные свидетельства, оставленные путешественниками и учеными, посетившими Государство Саманидов, говорят об опередившей своё время структуре государственного управления.

Таджики внесли значительный вклад в духовную сокровищницу цивилизации, дали миру выдающихся и замечательных ученых, философов, литераторов, поэтов и зодчих, труды которых стали неотъемлемой частью научного и культурного багажа, накопленного мировой цивилизацией. Примеры тому лирика родоначальника персидско-таджикской литературы Абуабдулло Рудаки, бессмертная национально-эпическая поэма «Шахнаме» Абдулкосима Фирдавси, вобравшая в себя легендарную историю персов и таджиков, и «Канон врачебной науки» Абуали Ибн Сино (Авиценны) трактат, который на протяжении многих веков послужил основным руководством по медицине учебных заведениях Европы. Ученые Аль-Хоразми, Аль-Фороби и Абурайхон Беруни, такие (по словам Гете) звезды первой величины на небосклоне мировой поэзии, как Хайям, Руми, Саади, Хафиз, Джами, мастера художественного творчества Борбад, Мани, Бехзод были известны далеко за пределами древнего Согда, Хорасана и Мовароуннахра (Двуречья) — основной территории современной Центральной Азии.

Территория Таджикистана с древнейших времен лежала на важных исторических путях Великого шелкового пути соединяющего Восток и Запад. Она занимала важное место в международной торговле и культурном обмене, связывая издревле владения Бактрии — Тахаристана (Чаганиан, Шумон, Ахорун, Кубодиён, Вахш, Хутал, Рашт, Кумед, Дарвоз, Вандж, Рушан и Вахан), Согда, Истаравшана (Уструшаны) и Ферганы с Индией, Афганистаном и Китаем. Великий Шелковый путь стал не только обменом товарами между Востоком и Западом, но и идеями, культурами и людьми. В результате возникла некая культурная общность, удивительный сплав, в котором с разной степенью интенсивности проявляются как «западные», так и «восточные» черты. По всему Великому Шелковому пути славилось, к примеру, оружие, изготовленное согдийскими мастерами. Известен факт, что правители Согда в 718 году подарили в Китай кольчугу, которую местные оружейники взяли за образец и распространили в китайском войске. Прекрасной репутацией пользовались согдийские изделия из кожи и ювелирные украшения, шелковые ткани и цветная соль. На экспорт из Согда шли поражавшие иностранцев «золотые персики», белые и желтые вишни, овцы и грациозные быстроногие скакуны.

Продолжателем традиций и одновременно основателем новой таджикской литературы стал С. Айни, осветив различные аспекты истории, социальной, политической, культурной и литературной жизни своего народа. Современную культурную жизнь Таджикистана невозможно представить Государственного театра оперы и балета им. Айни, таджикского театр драмы им. Лахути, Русского драматического театра, Академии наук, государственных университетов, исторических музеев, музеев изобразительных искусств, ботанических садов, и прочих культурных заведений.

Таджики — народ, сохраняющий национальные традиции в быту, одежде, еде. До сих пор таджики ходят в национальных костюмах: мужчины в вышитых халатах и тюбетейках, а женщины в цветных вышитых платьях со штанами, обязательно косынка, а девушки по-прежнему заплетают по 40-60 косичек. А, собираясь за достарханом, едят национальные блюда, такие как: чак-чак-чак, форель по-вахшски, кала поча и другие не менее вкусные яства.

Таджикистан – страна с древней культурой и традициями. Культура таджиков по-своему уникальна и требует приумножения и сохранения национальных ценностей. Таджики внесли значительный вклад в духовную сокровищницу цивилизации, дали миру выдающихся и замечательных ученых, философов, литераторов, поэтов и зодчих, труды которых стали неотъемлемой частью научного и культурного багажа, накопленного мировой цивилизацией. Примеры тому – лирика родоначальника персидско-таджикской литературы Абуабдулло Рудаки, бессмертная национально-эпическая поэма «Шахнаме» Абдулкосима Фирдавси, вобравшая в себя легендарную историю персов и таджиков, и «Канон врачебной науки» Абуали Ибн Сино (Авиценны) трактат, который на протяжении многих веков послужил основным руководством по медицине учебных заведениях Европы. Ученые Аль-Хоразми, Аль-Фороби и Абурайхон Беруни, такие (по словам Гете) звезды первой величины на небосклоне мировой поэзии, как Хайям, Руми, Саади, Хафиз, Джами, мастера художественного творчества Борбад, Мани, Бехзод были известны далеко за пределами древнего Согда, Хорасана и Мовароуннахра (Двуречья) – основной территории современной Центральной Азии. Самой яркой страницей культурных событий в Таджикистане в 1999 году стало празднование 1100-летия государства Саманидов. В государстве Саманидов (874-1005 н.э.) сформировалась таджикская нация с общим языком, территорией и культурой. Из корней этого первого государства выросли цивилизация и государственность последующих поколений таджиков; и сейчас на заре третьего тысячелетия Таджикистан известен во всём мире как независимая страна. В дни празднования состоялись симпозиумы и международные конференции. Самый символичный из них, IV Международный форум таджиков и зарубежных соотечественников, проходил в г. Душанбе. Многие таджики из других стран мира приехали на это торжество. Ряд конференций на тему: "История, цивилизация и культура Саманидов" прошли в Душанбе, Санкт-Петербурге и Иране, а также во всех районах и городах страны. В национальном историческом музее открылись новые выставочные залы, посвящённые Дню независимости, а также с экспозициями орудий труда, музыкальных инструментов, монет, одежды эпохи правления Саманидов.

История литературы Таджикистана

Таджикско-персидская поэзия, проза, рукопись, миниатюра развивались на протяжении многих веков. Наиболее прославленный период развития таджикской литературы приходится на время становления феодального общества, которому предшествовали завоевания Ирана и Средней Азии арабами и последующая исламизация этих народов. Эта идеологическая база была единой для ряда территорий и народов, что и обусловило общность развития культуры в целом. 
 
Арабская экспансия оказала огромное воздействие на судьбы народов Персии и Средней Азии. Были уничтожены следы богатой домусульманской культуры, рушились дворцы с настенной росписью, сжигались книги, рукописи. Господствующей религией стал ислам, господствующим языком – арабский. Прошло немало времени до наступления ренессанса культуры, который начался на новой основе и проходил в новых условиях. Формирование нового литературного языка – форси (таджикско-персидский) приходится на IX-X вв. Рудаки – гениальный поэт, основоположник таджикской литературы, усовершенствовал язык, впервые использовав его в светской поэзии, заложил основы ряда литературных жанров.  
С этого момента начинается длительное и блестящее развитие литературы, расцвет которой привел ее к всемирной славе. 
 
В конце X в. Фирдавси создает ныне всемирно известную героическую эпопею «Шахнаме», превосходящей по объему все существующие ныне произведения. XI-й век ознаменовался созданием такого жанра, как романтический эпос. Появляется ряд поэм, написанных Унсури, Айюки, Гунгури в этом стиле, но венцом законченности и красоты стала «Хамсе» («Пятерица») Низами, созданная им в XII-м веке. В XIII-м веке появляются на свет «Бустан» и «Гулистан» Саади, в XIV-м веке – произведения продолжателей традиций романического эпоса – Амира Хусрава Дихлави и Хаджу Кирмани, Камала Ходжанди и мастера газели Хафиза. XV-й век – поэзия Джами, охватившая по замыслам и стилистике все жанры предшествующей литературы, тем самым как бы подытожившая ее. 
 
Персидско-таджикская литература развивалась на обширной территории, распространяясь по ней благодаря странствиям поэтов, ученых, путешественников, купцов и пересылкам иллюстрированных миниатюрами рукописей.

Начнем с того, что таджики – очень древняя нация. Следовательно, культура этого народа по-настоящему самобытна и уходит корнями в глубокую древность. Таджики сумели сохранить традиции и обычаи своего народа, на которых, в свою очередь, и построена вся культурная жизнь нации.

Культовые постройки и находки, свидетельствующие о процветающем культурном развитии относятся к VI - V вв. до н. э. Это художественные изделия из металла, камня, терракоты. Раскопки близ Пенджикента обнаружили жилые и культовые постройки, замечательные монументальные росписи, скульптуру, относящиеся к VII -VIII вв.

А какие великолепные образцы архитектуры представляют собой древние мечети! Их стенные росписи – это настоящие произведения искусства.

Таджики всегда стремились к познанию мира. И опыт этот отражали в науке, литературе, искусстве. Особенно трепетно таджики относятся к своему родному языку. Тысячелетиями они бережно хранили его, передавая из поколения в поколение, подобно реликвии, не искажая и не привнося ничего чужеземного. Арабские завоеватели практически уничтожили оригинальный язык таджиков - дари. Однако, таджикам удалось вернуть ему былое великолепие. И на нем вновь зазвучали истинные шедевры таджикской классики: художественная литература, песни, научные трактаты и др. письменность.

Все это говорит о том, что таджикам всегда была свойственна тяга к культуре, искусству, всему красивому, эстетичному, тонкому и изящному. Они всегда были просвещенным народом, воспевающим свое видение мира.

Но кульминацией культурного развития таджикского народа стал период правления государства Саманидов (874-1005 н.э.), особенно время правления Исмаила Самани. В этот момент пышным цветом расцветает наука, литература, астрономия, математика, естествознание, философия. Исмаил Самани, являясь образованнейшим человеком, создал в своем государстве благоприятные условия для культурного расцвета. Это время еще называют «Золотым веком таджикской цивилизации». При дворе Исмаила Самани были собраны лучшие ученые, писатели, философы, поэты, астрономы, живописцы, алхимики. Двери дворца всегда были открыты для гостей, привозящим новости развития мировой культуры.

Имена таких самородков как Ибн-Сино, Абу-Райхан Беруний, Ал-Хорезмий, Имом Термезий, Фараби, Рудакий, Фирдоуси, Саади, Омара Хайяма сегодня известны всему миру. А ведь они жили и творили на территории современных государств Таджикистана и Узбекистана.

Таджики очень уважительно относятся к той эпохе, когда собственно и сформировалась таджикская нация с общим языком, территорией и культурой.

В 1999 году грандиозным праздником для всей страны стало празднование 1100-летия государства Саманидов. В дни празднования состоялись симпозиумы и международные конференции, не только в Таджикистане, но и во многих городах мира.

Информация о работе Культура Таджикистана