Культура в общественной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:53, реферат

Описание работы

Когда заходит разговор о культуре, её роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы — небольшая, хотя и очень важная частица культуры.

Содержание работы

Введение…………………………...………………………………….3
Глава1.
Основные признаки культуры…………………………………….....4
§ 1. Культура и природа…………………………………………......4
§ 2. Культура и сознание: менталитет……………………………....5
§ 3. Культура и деятельность: образцы поведения………………....7
§ 4. Культура: преемственность и социализация………………......11
Глава 2.
Основные элементы культуры……………………………….…........12
§ 1. Язык………………..………………………………………….....12
§ 2. Знание, убеждения……………….………………………...…....14
§ 3. Ценности………………………………………….…………...…16
§4. Идеология…………………………………………………....…...20
Заключение………………………………………………...………….23
Список использованной литературы……………………....…………24

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение…………………………...………………………………….3

Глава1.

Основные признаки культуры…………………………………….....4

§ 1. Культура и природа…………………………………………......4

§ 2. Культура и сознание: менталитет……………………………....5

§ 3. Культура и деятельность: образцы поведения………………....7

§ 4. Культура: преемственность  и социализация………………......11

Глава 2.

Основные элементы культуры……………………………….…........12

§ 1. Язык………………..………………………………………….....12

§ 2. Знание, убеждения……………….………………………...…....14

§ 3. Ценности………………………………………….…………...…16

§4. Идеология…………………………………………………....…...20

Заключение………………………………………………...………….23

Список использованной литературы……………………....…………24

 

Введение.

Когда заходит разговор о культуре, её роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы — небольшая, хотя и очень важная частица культуры.

Культура — это, прежде всего, характерный (для данного человека, общества) образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро — ценности, регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность — общество. Следовательно, культура — важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах, включая художественную культуру.

Данная работа лишь вкратце представляет анализ культуры как социального феномена, приоткрывая то многообразие проблем, которое обнаруживает социологический взгляд на это уникальное творение человеческого общества.

В науке, да и в обыденной жизни, трудно найти термин, который мог  бы сравниться с "культурой" по частоте  употребления и многозначности толкования. Он сопровождает специалистов в области  гуманитарных и социальных наук повсеместно: рассматриваем ли мы историю древних цивилизаций или современную молодёжь, эстетические проблемы или политику, занимаемся ли мы археологией или этнографией и т. д. Дать этому термину однозначную трактовку чрезвычайно трудно именно по причине того, что культура проникает во все поры нашей жизни и в каждом случае приобретает свой оттенок.

 

 

Глава 1. Основные признаки культуры.

§ 1 Культура и природа.

Слово "культура" произошло от латинского cultura и первоначально имело смысл возделывания, облагораживания земли. Очевидно, что смысл слова "возделанное человеком", "облагораживание" стал одним из главных для культуры. Здесь, видимо, основной источник, который рождает тот широкий круг явлений, свойств, объединённых словом культура.

Культура включает в себя те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы.

Прежде всего, в круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе. Таковыми следует признать изготовление орудий труда и спортивные состязания; политическую организацию общественной жизни, её элементы (государство, партии и т. д.) и обычай дарить подарки; язык, мораль, религиозные обряды и колесо; науку, искусство, транспорт и одежду, украшения, шутки. Как видно, круг этих вне природных явлений нашей жизни очень широк, он включает как сложные, "серьёзные" феномены, так и простые, казалось бы, незатейливые, но очень важные и нужные для человека.

В круг явлений, объединяемых словом "культура", входят такие свойства людей, которые не регулируются биологическими инстинктами.

Конечно, в современной жизни чисто инстинктивные действия человека крайне редки и соответственно крайне узок круг проблем подобных явлений. Но нельзя отрицать, что есть элементы человеческой жизни, которые впрямую зависят лишь от биологической конституции человека, физического здоровья, взаимоотношений мужчины и женщины. Сюда также входят непроизвольные реакции на свет, боль и т. д. Ко многим подобным явлениям впрямую культурной оценки не применишь.

Значителен круг человеческих действий, в котором переплетаются инстинктивные  и культурные начала. И идёт ли речь о половом влечении или о потребности  в пище — даже в этих случаях  мы сталкиваемся чаще всего с переплетением  инстинктивной основы и окультуренного содержания. Инстинкт проявится в чувстве голода, аппетите, предрасположенности к употреблению определённой пищи: высококалорийной в условиях холода, больших физических нагрузок; к пище, насыщенной витаминами, — весной. Культура же проявится в том, как будет убран стол, в красоте и удобстве посуды, в том, сядет ли человек за стол, или будет есть на ковре, усевшись, скрестив под собой ноги. И в сочетании приправ, как будет приготовлено мясо и др. Здесь скажутся и кулинарные традиции того или иного народа, и мастерство кулинара и т. д.

Существует ещё одна категория явлений, где переплетается инстинкт и культурный контроль за поведением. Так, предрасположенность эмоционального человека к бурным формам реагирования, к быстрой возбудимости, острым выражениям своих идей, замечаний (что, как правило, объясняется типом темперамента, другими врождёнными свойствами) может быть нейтрализовано, облагорожено выработанным умением контролировать себя и т. д. И этот контроль, в том числе контроль человека над своими природными инстинктами — важнейший элемент культуры. Причём в различных культурах конкретные формы контроля, что и в какой степени контролируется, в какой степени подавляется и по какому поводу инстинкт — приобретают достаточно ощутимую специфику.

Итак, культура связана с внеприродным в человеческой жизни, с тем, что отлично от животного, с тем, что возделано человеком в себе, в других, а не рождено в нём от природы.

Культура не противостоит природе, в ней содержатся определённые природные "отпечатки", связанные с особенностями географических условий, доминирующего темпа темперамента. Следовательно, будучи отличной от природы, культура, в особенности на ранних этапах её становления, в какой-то мере учитывает природные факторы, но не противостоит им.

 

§ 2 Культура и  сознание: менталитет.

Сознание является источником внеприродного  и в действительности делает надынстинктивное в жизни людей. Всё, что связано  с "возделанным" в человеческой жизни, так или иначе порождено  и "отягощено" сознанием. Идёт ли речь о хозяйственной деятельности людей или политике, применении совершенных технологий или нравственных поисках людей, поведении в быту или восприятии художественных ценностей — везде мы имеем дело со знаниями, навыками людей, их ценностями, предпочтениями, традициями, приверженностями и т. д.

Естественно, культура связана не только с рациональным, она охватывает всю духовную жизнь человека. Мы говорим о культуре чувств, эмоций — важнейшем элементе культуры. Или обратим внимание на культуру навыков, умений, бытовых привычек. Они в реальной жизнедеятельности реализуются, как правило, автоматически, непроизвольно. Но и том и в другом случае роль рационального, осознанного приобретает доминирующее значение.

Культура чувств — это  способность управлять, контролировать себя, умение радоваться, наслаждаться явлениями, событиями, художественными произведениями… Она не носит врождённого, инстинктивного характера. Когда мы говорим о культуре именно применительно к чувствам, то мы обращаем внимание на наполненность эмоций определённым сознательным элементом.

Навыки, умения до того как  отойти в область неосознаваемого, автоматического скрупулёзно прививались, контролировались нашим сознанием: "Так ли я это делаю, не лучше  ли сделать иначе?". Другое дело, что мастерски крася окно, мы специальных усилий уже не делаем.

 

Культура как феномен соткана  из сознания, его элементов. К культуре с полным основанием должны быть отнесены те преимущества, которыми наделяет сознание человека, та роль, которую оно играет для становления и развития социального, значимости ценностей в функционировании социальных связей, институтов и общностей.

Но культура — это не всеобщее сознание, не отдельные его элементы. Культура — это способ, метод ценностного освоения действительности.

В поисках путей и вариантов удовлетворения своих потребностей (материальных, социальных, духовных и т. д.) человек, чаще всего встаёт перед необходимостью оценки явлений, средств их достижения с точки зрения пользы и вреда, добра и зла, допустимого или запретного и т. д. Другими словами, активная, практически осмысленная деятельность сразу же ставит человека в позицию, в которой он должен определить (или хотя бы предположить) ценность для себя, для других тех объектов, которые ему необходимы. Без этого нет мотива, без этого нет сознательного социального действия. Способ, метод выявления ценностей и есть культура. Культура — взгляд на мир сквозь призму добра и зла, полезного и вредного, умного и глупого, прекрасного и безобразного и т. д.

Как способ освоения действительности, культура — это не отдельные оценки, нормы, не их набор, сумма, а лишь ценностные элементы, взятые как целостность. Последняя проявляется в нескольких отношениях:

Когда мы говорим о культуре, то прежде всего имеем в виду культуры, то есть разнообразные варианты культур как варианты знаний, ценностей, предпочтений, норм поведения согласованные, сопряжённые друг с другом. Внутреннее сопряжение культуры проявляется в виде устойчивой, логически прослеживаемой в основных элементах сознания определённости восприятия мира, оценки реальных явлений, ценностей, — ментальности. Логически прослеживаемая определённость может характеризовать духовный мир как конкретного общества (культура американского общества, культура российского общества), представителей той или иной социальной общности (к примеру, территориальной: москвичи, одесситы, петербуржцы; этнической: русские, казахи и т. д.), так и отдельной личности.

Культура как феномен сознания представляет собой целостность и в другом отношении. Культура — это не мёртвый багаж невостребованных, нереализованных знаний, умений, чётких убеждений. Она представляет собой своеобразный процесс, внутреннюю деятельность, в основе которой взаимодействие, взаимопереход и сопряжённость знаний, навыков и убеждений, информационного, чувственного и волевого компонентов.

 

§ 3 Культура и деятельность: образцы поведения.

Культура как способ ценностного  освоения действительности воплощается  в практической деятельности людей: в производственной и бытовой, художественной и политической, в научной и учебной и т. д. Известно, что в любой практической деятельности относительно независимо взаимодействуют внутренняя и процессуально-внешняя деятельность. В ходе внутренней деятельности формируются мотивы, тот смысл, который придают люди своим поступкам, отбираются цели действий, разрабатываются схемы, проекты, технологии будущих деяний. Именно культура как менталитет наполняет внутреннюю деятельность вполне определённой системой ценностей, предлагает сопряжённые с ней проекты, выборы, предпочтения и т. д. В этом проявляется ещё одна характеристика культуры — это элемент, который организует, определяет содержание, направленность практической деятельности людей.

Во взаимосвязи культуры и деятельности сделаем акцент на следующих моментах:

Значимость культуры как социального феномена объясняется, прежде всего, тем, что это непосредственный, актуальный "виновник" содержания, стиля практической жизни людей. Естественно, сама культура не развивается изолированно как "сама в себе" и "для себя" сущность. Она вбирает в себя импульсы, проистекающие от природных условий жизни данной группы людей, социально-экономических обстоятельств, в которых они осуществляют свою деятельность. Но на пути импульсов внешней среды к конкретному человеку, его поступкам, культура отнюдь не неприметный полустанок, который можно легко проскочить. Это сложная духовная система, в которой переваривается, осмысливается, оценивается внешняя информация, которая непосредственно определяет, как ему действовать.

Здесь и таится разгадка вопроса: почему представители разных народов по-разному реагируют, действуют в аналогичных ситуациях, почему при совпадении коренных устоев японцы ведут один образ жизни, а французы — другой, у англичан одна система поощрений, стимулов к продвижению, а у американцев — другая. Иными словами, импульсы, идущие от внешнего мира, проходя "чистилище" культуры, по-своему расшифровываются.

И наоборот, все действия людей, в том числе в сфере  производства, политики несут на себе мощный отпечаток культуры данного  общества, народа, группы людей. Если двух художников, японца и европейца, посадить рядом и попросить написать пейзаж, то одними и теми же красками, на одном и том же холсте мы увидим достаточно различное изображение одной и той же местности.

Культура стремится самореализоваться в практике. Нацеленностью на практику и определяется особая значимость культуры в социальной жизни. То, что стало её достоянием, культура обязательно воплощает прямо или опосредованно на практике. И когда мы хотим познать культуру другого человека, мы должны судить о ней не столько по его высказываниям, словам, заявлениям о намерениях, целях, а по его действиям. Реальная практическая деятельность, в том числе художественная, научная — это и реальное воплощение культуры, и её показатель.

Информация о работе Культура в общественной системе