Курение как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Следует отметить, что некоторые курильщики считают курение для себя безвредным, а в некотором отношении и полезным. При этом вредные стороны действия наркотического вещества выставляются в качестве привлекательных и полезных. Например, курение в определенной ситуации могут рекомендовать для заглушения чувства голода.
Таким образом, если причинами начала курения у мужчин являются стремление подражать взрослым, отождествление курения с представлениями о самостоятельности, силе, мужественности, то у девушек начало курения часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
§1.1 Появление табака в Европе и России
§1.2 Курение как социальная проблема
§1.3 Влияние социальной рекламы на современную молодежь
ГЛАВА 2. КУРЕНИЕ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ, МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ
§ 2.1 Методы социальной работы по профилактике курения среди молодежи
§ 2.2 Исследовательская работа на тему «Проблема курения среди молодежи
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 46.85 Кб (Скачать файл)

Распространение табака встречало  в странах сильное противодействие. В Турции курение табака рассматривалось  как нарушение законов Корана, и виноватых сажали на кол. Персидский шах Аббас приказал сжечь торговца, который завез табак в военный  лагерь. Римский папа Урбан VII отлучал  от церкви тех, кто курил или нюхал  табак, а однажды за курение сигар  монахов живыми замуровал в стену.

В распространении же табачной эпидемии заинтересована вполне конкретная корпоративная группа - табачная индустрия. Она теряет своих клиентов ежедневно: кто-то бросает курить, кто-то погибает из-за болезней, вызванных курением. Поэтому если наши дети не будут  становиться курильщиками, табачная индустрия через некоторое время  перестанет существовать. Именно поэтому  она внушает родителям, педагогам, самим подросткам те представления  о курении, которые удобны табачной индустрии. Безусловно, табачная индустрия  не сама выдумала эти представления. Она просто очень внимательно  следит за тем, что говорят и делают разнообразные специалисты в  области курения и оценивает  эффективность их слов и действий. Только оценка эффективности у них  имеет противоположный знак - ей чрезвычайно выгодны любые действия, которые создают видимость борьбы против курения и забирают крайне ограниченные средства на профилактику курения, но при этом не приводят к  сокращению уровней курения среди  людей, и, следовательно, уровней прибыли  табачной индустрии. К сожалению, слишком  много людей, которые занимаются профилактикой курения, разделяют  представления, которые приводят лишь к безрезультатному расходованию имеющихся  скудных ресурсов.

В чем сущность представлений  о курении, которые удобны табачной индустрии?

Международный опыт показывает, что неэффективные подходы к  профилактике курения базируются на следующих основных представлениях.

Подчеркивается важность именно проблемы курения подростков (а не курения взрослых, которые  зачастую служат примером).

Началу курения подростками (потому что это явление, на которое  трудно повлиять) уделяется гораздо  больше внимания, чем прекращению  курения (поскольку считается, что  у подростков еще нет зависимости, и они могут с легкостью  отказаться от курения).

Обращается особое внимание на вред курения для здоровья (хотя следует заметить, что эти акценты  делает не табачная индустрия, которой  не выгодно подчеркивать вред курения  для здоровья, этим больше занимаются медики и педагоги, занимающиеся профилактикой), но для подростков в силу их возрастных особенностей этот вред не актуален, подросткам свойственно рисковать, чтобы стать  взрослыми.

Табачной индустрии также  чрезвычайно выгодно поддерживать миф о том, что курение является результатом свободного выбора человека (и, следовательно, что решать проблему «курить - не курить» нужно на индивидуальном уровне), а потому все проблемы, связанные  с курением, являются следствием собственного неразумного поведения курильщика.

Перечисленные представления  узнаваемы и хорошо знакомы. Мы пытаемся удержать наших детей от начала курения, внушая им, что капля никотина убивает  лошадь, а в старости курильщиков  ждет смерть от рака легких. Но это не действует, и все новые и новые  подростки начинают курить.

Всё больше и больше моих друзей, знакомых затягивает эта привычка. Многие уже не мыслят своей жизни  без сигареты. Мне стало интересно, каково распространение курения  среди молодежи и как ими воспринимается социальная антитабачная реклама.

Проблема подросткового  курения становится год от года все  острее. Установили, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают  от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Смертельная доза никотина для взрослого - пачка, выкуренная сразу. Для подростка  – пол пачки(!). Говорят, что "Капля  никотина убивает лошадь." Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить 3-х лошадей. А ведь кроме никотина в сигаретах содержится очень много ядовитых веществ, губительных  для растущего организма.

В первую очередь страдают органы дыхания. 98% смертей от рака гортани, 96% смертей от рака легких, 75% смертей  от хронического бронхита и эмфиземы легких обусловлены курением. Табачный дым содержит более 4000 химических соединений, более сорока, из которых, вызывают рак, а также несколько сотен  ядов, включая никотин, цианид, мышьяк, формальдегид, углекислый газ, окись  углерода, синильную кислоту и  т.д. В сигаретном дыме присутствуют радиоактивные вещества: полоний, свинец, висмут. Пачка сигарет в день - это около 500 рентген облучения  за год!

Рассмотрим мифы о курении  среди студентов:

1. Сигареты позволяют расслабиться.

В современной культуре масса  недостатков, и один из них тот, что  люди практически утратили способность  расслабляться. Многие из нас не только не знают, как нужно отдыхать, но даже не желают этого знать. Курение  помогает расслабиться, потому что, как  и музыка, этот процесс обладает определенным ритмом. Курение дает нам законное оправдание задержаться  чуть дольше после еды, приостановить  работу в течение нескольких минут, чтобы просто посидеть дома, не делая  ничего, что требует усилий. Вот  комментарий одного из респондентов на эту тему: «После долгого учебного дня спокойно выкурить сигарету –  вот все о чем я могу думать». Успокоительный эффект умеренного курения  объясняет, почему люди, постоянно испытывающие стресс, курят больше.

2. Курение помогает мне  «думать»

Опрошенные нами курильщики утверждают, что им намного проще  сосредоточиться, когда отключены  все внешние раздражители. Курение  в буквальном смысле представляет собой  своего рода «дымовую завесу», которая  помогает не отвлекаться. Это объясняет, почему многие люди не могут думать и писать без сигареты. Они утверждают, что умеренное курение позволяет  им сконцентрировать свое внимание.

3. Курение как развлечение

В чем природа психологического удовольствия от курения? Скорее всего, его можно отнести к всеобщему  стремлению к самовыражению. Никто  из нас никогда полностью не перерастает  свое детство. Нам постоянно хочется  ощутить свободу и беззаботность, которые мы имели в детстве. Курение  для многих из нас становится заменой  детской привычки следовать спонтанным прихотям, законным оправданием для  перерыва в работе, когда удается  урвать считанные мгновения удовольствия. Один из тех, кто участвовал в опросе, так объяснил эту ситуацию: «Иногда  просто устаешь постоянно напряженно работать. Если откинуться на спинке стула  и выкурить сигарету, гораздо свежее потом себя чувствуешь. Не думаю, что мог бы позволить себе такое без сигареты. Сигареты – это просто повод».

 

§1.3 Влияние социальной рекламы  на современную молодежь

 

Социальная реклама - вид  некоммерческой рекламы, направленной на изменение моделей общественного  поведения и привлечения внимания к проблемам социума. Сюда можно  отнести: газеты, журналы, интернет-рекламу, рекламу по ТВ, рекламу в фильмах (сериалах, мультфильмах и т.д.)

Можно отметить тот факт, что именно информация является основой  рекламы и социальной рекламы  в частности. Рекламируя, мы, прежде всего, доносим до потребителя то основное, что мы можем и должны передать посредством информации.

Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками  и своим статусом в обществе: переход  от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными  молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального  становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности  активного участия в определённых сферах жизни социума.

Являясь частью массовой культуры, направленной, в основном, на молодёжь, реклама имеет особенно сильное  влияние на эту группу общества, воспринимающую данную форму культуры как учебник жизни. Реклама воспринимается современной молодёжью как нормативный  элемент культуры в контексте, приобретая значение привычного элемента окружающей среды. С этой точки зрения она  интерпретируется как естественная часть культуры. Для современного молодого человека реклама становится, своего рода, демонстрационным материалом, миром идей и ценностей, поскольку  говорит не только о товарах, но выставляет типичные ситуации социального взаимодействия. Учитывая, что сознание молодёжи является одним из наименее защищённых, предполагая  меньший иммунитет воздействию  массовой культуры, весьма вероятно, что  реклама способна стать средством  просвещения молодёжного населения  в современном обществе, представляя  недорогой, удобный источник информации.

Можно с полной уверенностью сказать, что, как минимум третья часть всей социальной рекламы рассчитана на молодежь, часто объектами воздействия  такой рекламы становятся дети. И  здесь нет необходимости проводить  исследования об этих причинах, ведь, это  и так очевидно, что за детьми и молодежью – будущее страны и будущее нации. Соответственно, нужно изначально обратить их внимание на общественно важные социальные аспекты  жизни, чтобы они сделали правильные выводы и стали на верный путь. А  так ли это происходит на самом  деле? Существует ли вообще влияние  социальной рекламы на современную  молодежь?

На что пытаются обратить внимание современной молодежи разработчики социальной рекламы? Естественно, это, прежде всего – здоровье. Нужно  каким-то образом, сохранить здоровье нации, уберечь детей от разных соблазнов  и предупредить о пагубном вреде  таких общественных проблем, как  наркомания, алкоголизм, курение, СПИД, большая скорость на дорогах и  многие другие.

Для того чтобы эффективно исследовать влияния социальной рекламы против курения на молодежь, важно отчетливо представлять ее сущность. Табачную проблему часто  называют эпидемией. И масштабы человеческих потерь от табачной эпидемии в настоящее  время (по данным Всемирной Организации  Здравоохранения ежегодно в мире от вызванных табаком болезней умирает 5 миллионов человек) действительно  превышают потери от большинства  инфекций. Хотя инфекционные заболевания  могут представлять очень серьезную  проблему, но по сравнению с табачной эпидемией с ними в некотором  смысле проще справиться, поскольку  никто фактически не заинтересован  в их распространении, если исключить  случай применения биологического оружия.

Опять же, основные социальные функции рекламы призваны обратить внимание на негативную ситуацию в  обществе и показать возможные последствия. Опять хочется вспомнить про  такое понятие, как эффективность  социальной рекламы. Почему-то разработчики редко задумываются об этом. Главное  – картинка, фраза и отчитаться перед руководством, что дело сделано. А сделано ли оно? Будет ли иметь  такая реклама нужное воздействие?

Влияние социальной рекламы  – это достаточно тонкий вопрос. По большому счету, любая информация может оказать влияние, если она  грамотно и продуманно преподнесена, тем более на детей и молодежь, которые обладают повышенной восприимчивостью. Если над этой информацией трудились  специалисты разных направлений, и  при этом преследующих одинаковую цель.

Поэтому, грамотно передать задумку и основную идею конкретно  социальной рекламы – это задача не из простых, вот только мало кто  из разработчиков об этом беспокоится.

По большому счету сейчас не используется тот огромный потенциал, который в себе может содержать  социальная реклама, так как в  большинстве своем она сделана  непрофессионально. Хотя, что ожидать, если в основном заказчиками выступает  государство? Создание рекламы, даже социальной подразумевает собой определенные затраты и привлечение конкретных специалистов, людей с креативной мыслью, которые могу уловить настроение современной молодежи. Почему не привлекаются к этому рекламные компании и  СМИ? Ведь, если государство пойдет определенным образом им на встречу, к примеру, вопросами по снижению налогового давления и применением  определенных налоговых льгот –  скорее всего и СМИ и рекламщики откликнуться таким ходом и с  удовольствием примут участие в  разработке и распространении, вот  тогда будет совсем другое влияние  социальной рекламы. Это будет глубоко  продуманное, грамотно оформленное  воздействие на современную молодежь. Пусть это даже будет нестандартно, пусть это будут абсолютно  разные виды социальной рекламы, главное  – эффект.

Уже не первый десяток лет  курение среди подростов считается  модной и привилегированной привычкой. Бороться с этим можно только идеологически. Руководство многих школ старается  справиться с этой проблемой самостоятельно с помощью запретов и угроз. Учеников не выпускают из школ на переменах, вводят систему санкций за курение  на территории, сообщают родителям. Эти  методы эффективны лишь для незначительной части курящих подростков. Остальные  считают вдвойне доблестным идти против правил, курение напоказ считается  бунтарским поступком, причиной уважения и одобрения товарищей. Таким  образом, прямые запреты со стороны  старших лишь разжигают стремление подростков курить. Следовательно, необходимо найти способы повлиять на сознание подростков социологическими методами и психологическими приемами.

Таким образом, подводя итог из первой главы, мы видим, что проблеме курения несколько сотен лет. Пропаганда табака исходит не только от родных и близких, но и от СМИ. Поэтому общество нуждается в  профилактической работе с подростками  по борьбе с курением. Главным направлением является пропаганда здорового образа жизни, приобщение подростков к спорту, борьба с вредными привычками.

 

 

ГЛАВА 2. КУРЕНИЕ СРЕДИ  МОЛОДЕЖИ, МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ

 

§2.1 Методы социальной работы по профилактике курения среди молодежи

 

Методы воспитания - это  способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с  целью выработки у них заданных качеств.

«Искусство воспитания, - писал в свое время известный  русский педагог К.Д. Ушинский, - имеет  ту особенность, что почти всем оно  кажется делом знакомым и понятным, а иным - делом легким, и тем  понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним  знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умения, то есть навыки; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности  и навыка необходимы еще и специальные  знания...» Для того чтобы успешно  осуществлять воспитательную деятельность, социальному работнику нужно  овладеть искусством воспитания, конкретными  педагогическими методами.

Информация о работе Курение как социальная проблема