Лекция по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:02, лекция

Описание работы

Под «социальной системой» в современной социологии принято понимать упорядоченную, построенную, как правило, иерархически совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, объединенных устойчивыми связями и отношениями, взаимодействующую со средой как единое целое.

Файлы: 1 файл

Sotsiologia_lektsia_4.ppt

— 1.44 Мб (Скачать файл)
  • Под «социальной системой» в современной социологии принято  понимать упорядоченную, построенную, как правило, иерархически совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, объединенных устойчивыми связями и отношениями, взаимодействующую со средой как единое целое.
  • Категория социальной системы показала себя как эффективный познавательный инструмент в социологии, так как позволяет исследовать любые виды социальных общностей от малой группы — семьи — до всего человечества.
  • В системном анализе понятие «социальная система» тесно связано с такими категориями, как «социальная структура» и «функции», что дает возможность описывать состав, характер связей между элементами как внутри социальной общности, так и ее взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой.

Производным от социальной системы  является понятие социетальной системы (от латинского societas — общность).

Впервые данный термин был  введен А.Г. Келлером для выделения в особый класс социальных систем большого масштаба — государств, региональных социокультурных систем, локальных цивилизаций, человечества в целом.

 Социетальные системы отличаются большим разнообразием функций и включают в себя несколько подсистем:

      • экономическую,
      • собственно социальную,
      • политическую,
      • культурную

Наряду с понятием «социальная система» в современной социологии используется категория «общество».

«Общество» можно определить как социокультурную систему, отличающуюся от других объединений людей — групп, общностей, организаций — длительностью существования и самодостаточностью, т. е. обладающую всеми необходимыми ресурсами для своего воспроизводства и развития.

Категория «общество» используется во многих гуманитарных науках — в философии, истории, антропологии, этнографии и т. д., этот термин широко распространен в обыденной речи, — вот почему он чрезвычайно многозначен.

Наиболее полное определение  признаков общества принадлежит  американскому социологу Эдварду  Шилзу.

По его мнению, понятие «общество»  применимо к любой исторической  эпохе и любому объединению  людей (независимо от его численности), если:

      • объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного человека;
      • оно не является частью какой-либо более крупной социальной системы;
      • оно имеет территорию проживания, которую считает своей собственной;
      • у него есть собственное название и своя история;
    • браки заключаются преимущественно между представителями этого объединения;
    • оно пополняется преимущественно за счет естественного прироста, т. е. рождения детей внутри объединения;
    • его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой;
    • объединение обладает собственной системой управления.

 

Аспект социальной системы

 

Основной структурный  элемент

 

1) как взаимодействие личностей,  каждая из которых является  носителем индивидуальных качеств;

 

Индивидуальность

 

2) как социальное взаимодействие,  имеющее своим следствием становление  социальных отношений и образование  социальной группы;

 

Социальная группа

 

3) как групповое взаимодействие,  в основе которого лежат те  или иные общие обстоятельства  (город, деревня, трудовой коллектив  и т. д.);

 

Социальная общность

 

4) как иерархия социальных  позиций (статусов), которые занимают  личности, включенные в деятельность  данной социальной системы, и  социальных функций (ролей), которые  они выполняют на основе данных  социальных позиций;

 

Социальная организация

 

5) как совокупность норм и  ценностей, определяющих характер  и содержание деятельности (поведения)  элементов данной системы

 

Социальный институт и культура

 

Социальная система, согласно В.Г. Осипову, может быть представлена в пяти аспектах:

 

 

Первый аспект, характеризующий социальную систему, связан с понятием индивидуальности,

второй — социальной группы,

третий — социальной общности,

четвертый — социальной организации,

пятый — социального института и культуры.

 

Таким образом, социальная система  выступает как взаимодействие  ее основных структурных элементов.

 

Термин институт имеет множество значений.

В европейские языки он пришел  из латинского: institutum — установление, устройство.

Со временем он приобрел два  значения:

1. узкое техническое — название специализированных научных и учебных заведений

2. широкое социальное — совокупность норм права в определенном кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования.

Одним из первых развернутое  определение социального института  дал известный американский социолог и экономист Т. Веблен.

 

Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор.

 

Он рассматривал эволюцию  общества как процесс естественного  отбора социальных институтов. По  своей природе они представляют  привычные способы реагирования  на стимулы, которые создаются  внешними изменениями.

 

П. Бергер институтом называет  обособленный комплекс социальных  действий, например, юридический закон, социальный класс, брак, организационно оформленную религию.

По мнению Л. Бовье, социальный  институт — это система культурных  элементов, ориентированных на удовлетворение  набора конкретных социальных  потребностей или целей. Собственно институт образуют взаимодействующие индивиды. Социальный институт — это фактически культурно санкционированный способ выполнения определенного вида деятельности или совокупности определенного вида деятельностей. Индивид участвует в институте через механизм социальных статусов.

В современной социологической  отечественной литературе понятию  социального института также  отводится центральное место.

Социальный институт определяется  как основной компонент социальной  структуры общества, интегрирующий  и координирующий множество индивидуальных  действий людей, упорядочивающий  социальные отношения в отдельных  сферах общественной жизни.

Согласно С. С. Фролову, «социальный  институт — это организованная  система связей и социальных  норм, которая объединяет значимые  общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям  общества»

Если суммировать все многообразие  изложенных выше подходов, то социальный институт представляет собой:

 

    • ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;
    • совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
    • формальную и неформальную организацию;
    • совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
    • обособленный комплекс социальных действий.

 

ВЫВОДЫ:

Социальный институт —  это устойчивый комплекс формальных  и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие  людей в определенной сфере  жизнедеятельности и организующих  их в систему ролей и статусов.

Иными словами, социальные институты суть крупномасштабные объединения социальных статусов и ролей.

Под институтом, кроме того, подразумевают  относительно стабильную и интегрированную  совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной  сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

 

 

Роль социальных институтов  в обществе сродни функции  биологических инстинктов в природе.

Они помогают ему бороться  за существование и удовлетворять  важнейшие жизненные потребности.

 

Функцию инстинктов в человеческом  обществе выполняют социальные  институты — мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они также помогают человеку бороться за существование и успешно выживать. Но не отдельному индивиду, а целым сообществам.

Неудивительно, что институты  появились не ранее и не  позднее, чем возникла культура. Оба эти устройства выполняют  схожие функции — помогают  человечеству приспосабливаться  к окружающей социальной реальности.

 

Процесс формирования и развития  социальных институтов называют институционализацией.

Институционализация представляет  собой выработку, определение и  закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение  их в систему, которая способна удовлетворять некоторой общественной потребности.

Кроме того, институционализация включает в себя интернализацию членами общества этих норм и статусов, т. е. перевод внешних требований на уровень внутренней системы ценностей.

Институционализация — это замена  спонтанного и экспериментального  поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Институционализации противостоит институциональный кризис

— обратный процесс, характеризующийся падением авторитета данного института, например семьи, снижением доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно исполнять свои главные функции.

 

Институциональные нормы  существуют, они провозглашены, но  никем не соблюдаются.

Институциональный кризис  обнажает какие-то неполадки в  механизме функционирования института  и помогает избавиться от них, а в результате — лучше приспособиться  к изменяющейся реальности.

Без кризисов не бывает развития  института, как без болезни нет  человеческой жизни.

Институт образования в США  трижды испытывал серьезные кризисы  — в 60-х, 70-х и 80-х годах, когда  страна в погоне за ушедшими  вперед странами (сначала СССР, а  позже Японией) пыталась повысить  уровень академических знаний  школьников.

США и сейчас не достигли  поставленной цели, и, тем не менее, многого добились, поскольку из  всех стран молодые люди едут  получать американское образование, считающееся очень престижным.

 

Г. Ландберг, С. Шраг и О. Ларджен, раскрывая поэлементную структуру  социального института, тесно связывают  ее с выполняемыми институтом  функциями

По мнению С. С. Фролова, правильнее  говорить не об элементах, входящих  в структуру института, а о  неких институциональных признаках, т. е. общих для институтов чертах  и свойствах.   Таковых существует  пять:

  • установки и образцы поведения (например привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);
  • символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);
  • утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);
  • устный и письменный кодекс (запреты, правовые гарантии, законы, правила);
  • идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).

Информация о работе Лекция по "Социологии"