Летняя трудовая занятость как профилактика подростковой безнадзорности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать явление подростковой безнадзорности и рассмотреть летнюю трудовую занятость как профилактику данного явления.
Задачи:
1.Дать определение социального явления подростковая безнадзорность;
2.Рассмотреть причины подростковой безнадзорности;
3.Рассмотреть пути преодоления подростковой безнадзорности;
4.Оценить возможности летней трудовой занятости в процессе профилактики подростковой безнадзорности;
5.Проанализировать данные исследования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..…3
Глава 1. Безнадзорность как социальное явление
1.1. Понятие подростковой безнадзорности…………………………………...….5
1.2. Причины возникновения подростковой безнадзорности………………….…8
1.3. Пути преодоления подростковой безнадзорности…………………………..12
Глава 2. Готовность подростков к летней трудовой занятости
2.1. Летняя трудовая занятость как профилактика подростковой безнадзорности..........................................................................................................15
2.2. Исследование готовности подростков к летней трудовой занятости.………………………………………….…..……………………….….21
Заключение…………………………………………………………………….......23
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Летняя трудовая занятость.docx

— 202.43 Кб (Скачать файл)

Школа как социальная среда  может провоцировать различное  поведение ребенка. Факторами формирования социального поведения, прежде всего, являются система отношений, школьный уклад. Поэтому очень важно, чтобы  в школе были созданы условия, обеспечивающие нормальное развитие ученика, в том числе соблюдение его  прав, доступ к качественному образованию  и др.

Среди причин, по которым  подростки покидают школу, можно  выделить следующие:

–      неподготовленность школы к работе с «проблемными»  детьми;

–      формирование у части учащихся отрицательного опыта учебы;

–      проблемы со здоровьем;

–      физическое и моральное насилие учителей;

–      плохое поведение;

–      неуспеваемость;

–      отсутствие интереса к учебе и др.

Перечисленные причины позволяют  говорить о необходимости реализации в школе как мер общей профилактики, создающей условия для активного  вовлечения учеников в школьную жизнь, предупреждения потери интереса к учебе, неуспеваемости, так и специальной  профилактики по выявлению нуждающихся  в особом педагогическом внимании, индивидуальной работе.[17, с. 201-205]

Ребенок приходит в школу  семилетним и покидает ее уже во многом сформировавшейся личностью  в 17–18 лет. Здесь он не только учится, он проживает в школе тот период, в котором интенсивно происходит становление его личности. Между  тем традиционную школу считают  учебным заведением, полагая, что  подростка здесь,  прежде всего - учат, насыщают знаниями, а он учится, приобретает знания и умения, необходимые для будущей жизни. 

Вместе с тем следует  учитывать и то, что нормы и  правила, которые устанавливаются  взрослыми в школе и дома, не осознанные ребенком, не ставшие потребностью (просто так удобно взрослым), вызывают у него естественное стремление уйти из-под опеки и влияния взрослых. А это влечет за собой чувство  одиночества, неприкаянность, желание  заявить о себе. Как итог —  уход ребенка из-под влияния взрослых, на улицу, побеги.

 

1.3.Пути преодоления подростковой  безнадзорности

Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных противоречий  у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. [20, с.107]

Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который  приводит в действие системы и  структуры, способные предотвратить  возможные проблему или решить поставленные задачи.

Работа по преодолению  безнадзорности подростков основывается на следующей правовой основе:

-  Всеобщую декларацию  прав человека;

-  Декларацию прав ребенка;

-  Конвенцию о правах  ребенка;

-  Конституцию РФ;

На федеральном уровне работа по организации профилактики безнадзорности осуществляется Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ. Координатором  в системе министерств и ведомств выступает Министерство труда и  социального развития России. Так  же участниками межведомственного  взаимодействия по предотвращению подростковой безнадзорности выступают центры социального  обслуживания населения, органы управления образованием, образовательные учреждения, органы управления и учреждения здравоохранением, отделы по делам молодежи, отделы и  учреждения культуры, физической культуры и спорта, службы занятости населения, уголовно-исполнительные инспекции, органы внутренних дел. [2, с.72]

Основными задачами деятельности по преодолению  безнадзорности  подростков являются:

- оказание своевременной и квалифицированной помощи семьям имеющим  трудностями в воспитании подростков и нуждающимся в социальной поддержке: социально-экономической, психолого-педагогической,  медико-социальной,  реабилитационной, правовой;

- предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных  действий подростков, выявление  и устранение причин и условий,  способствующих этому;

- обеспечение защиты прав  и законных интересов подростков;

- социально-педагогическая  реабилитация подростков, находящихся  в социально опасном положении;

- выявление и пресечение  случаев вовлечения подростков  в совершение преступлений и  антиобщественных действий.

Деятельность по преодолению  безнадзорности основывается на принципах  законности, демократизма, гуманного  обращения с подростками. Поддержки  семьи и взаимодействия с ней. Индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной  поддержки деятельности органов  местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.  Обеспечения  ответственности должностных лиц  и граждан за нарушение прав и  законных интересов несовершеннолетних.

Закон существенно изменил  функции субъектов профилактики подростковой безнадзорности. Подростки, занимающиеся бродяжничеством, помещают в специализированные учреждения социальной защиты или возвращают в семью. В  том случае если это возможно. Несовершеннолетних правонарушителей помещают в специализированные учреждения.

Приоритетной так же является задача социально-трудовой адаптации. Подразумевает формирование условий  для участия  безнадзорных подростков в общественно полезном труде, повышающем уровень их социальной защищенности. Основным условием, определяющим социальную допустимость занятости несовершеннолетних, является обеспечение сочетания  продуктивного и приносящего  доход труда с получением профессиональных навыков, знаний и личностным становлением.

Как следствие подросток  имеет возможность самостоятельно сделать выбор профессии и  места работ.  Избранная в соответствии с природными склонностями и одновременно с учетом потребностей рынка труда  профессия, когда это касается всей совокупности вступающих в трудовую жизнь молодых людей, способна превратиться в фактор существенного роста  эффективности труда, дать молодежи чувство удовлетворенности своей  трудовой деятельностью, способствовать предотвращению безработицы.

Таким образом, можно сделать вывод, что преодоление подростковой безнадзорности ведется на всех уровнях социальной политики государства. Это огромный механизм, где задействовано огромное количество различных органов и отделов, целью которых является именно предупреждение явления безнадзорности среди подростков.

 

 

Глава 2. Готовность подростков к летней трудовой занятости

 

 

 

2.1 Летняя трудовая занятость как профилактика подростковой безнадзорности

Потребность подростков в  трудоустройстве возрастает год  от года (по данным служб занятости). Для решения этой проблемы на условиях временной занятости большое  значение имеет наличие у подростков навыков при выборе работы и трудоустройстве. Позиция государственных органов  занятости населения – обеспечение  подростков рабочими местами. [6, с. 249]

Организация занятости подростков - сложная и многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находится на стыке интересов  целого ряда структур - службы занятости, образовательных учреждений и органов  управления образованием, органов местного самоуправления, предприятий, общественных организаций.

Проблема профориентации безнадзорных подростков, рассматривается  на современном этапе в двух аспектах: социально-педагогическом и организационно-техническом.

Организационные вопросы  подобного рода должны решаться на федеральном и региональных уровнях  в рамках социальных служб и служб занятости населения. 

Что касается социально-педагогического  аспекта, то здесь требуется разработка условий для формирования у подростков профессионального самоопределения, и стремления к трудовой деятельности.

Формирование трудовых навыков, опыта работы в коллективе, профилактика безнадзорности и правонарушений подростков – основные цели временного трудоустройства  несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы  время.

Традиционно самая активная работа в этом направлении приходится на летние месяцы. Основные виды временных  работ, на которые привлекаются подростки  – уборка и благоустройство территорий, ремонт и благоустройство школ, уборка  помещений, посадка деревьев и оформление клумб и т.п.  В первую очередь  трудоустраиваются подростки, находящиеся  в трудной жизненной ситуации. [7 с. 121]

          Безработный несовершеннолетний  – трудоспособный гражданин,  достигший возраста 16 лет, который  не учится и не имеет работы  и  заработка, зарегистрирован  в органах службы занятости  в целях поиска    подходящей  работы и готов приступить  к ней. 

Свободное время - это время  досуга, которым человек располагает  сам, по собственному усмотрению, может  использовать для удовлетворения своих  потребностей и стремлений. Наиболее распространенное определение досуга звучит так: досуг – это свободное  от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. [12, с. 102]

Определенное число подростков отказывается от дальнейшего получения  образования после получения  неполного среднего образования. Как  правило, так поступают подростки, за которыми нет должного контроль, со стороны родителей. Мальчики-подростки нередко занимаются тяжелыми небезопасными формами труда: погрузка, разгрузка, малярные работы и т.д. Очень часто отмечаются нарушения их трудовых прав. Девочки устраиваются чаще в сферу обслуживания (торговля, распространение газет, работа на компьютере, переводы).

Но особую озабоченность  вызывает распространение занятости  детей наихудшими формами детского труда. Исследования занятости подростков, проведенные впервые в 1999 г., показало, что среди опрошенных уличной  торговлей занимаются 10,0%, заправкой  и мойкой машин (работа на АЗС) 15,2%, на подсобных работах 12,6%, на сельскохозяйственных работах 7,6%, занимались попрошайничеством 16,5%, проституцией 8,9%, воровством 2,5%, бродяжничеством 1,3% [8, с. 113].

Таким образом, можно заметить, что наихудшие формы труда  подростков отмечены в первую очередь  среди безнадзорных детей, с девиантным поведением, из бедных и асоциальных  семей. Как правило, подростки именно этих категорий чаще всего, обманным путем или по своей правовой неграмотности, попадают в тяжелые условия труда.

  В настоящее время  в России для обеспечения занятости  подростков применяются специфические  технологии, как правило, базирующиеся  на субсидированных формах занятости.  Наибольшее распространение получила  программа "Временная занятость  несовершеннолетних граждан".

 При организации занятости  в рамках данной программы  особую роль приобретает реальное  социальное партнерство. Чем лучше  отработаны механизмы взаимодействия  между органами местного самоуправления, службой занятости, учебными заведениями,  тем выше экономическая и социальная  значимость программы для подростков, шире сфера приложения труда,  более разнообразны предлагаемые  им рабочие места.

 К основным технологиям, организации занятости подростков, действующих в рамках субсидируемых форм занятости (выделение определенного числа мест, которые могут быть заняты только работником определенной социальной категории), можно отнести подростковые производственные места, специализированное подростковое производство. Систематическая работа по «Содействию занятости» молодежи с применением разнообразных форм и методов четкое распределение обязанностей между различными структурами. Широкое привлечение общественных организаций позволяет отработать механизмы социального партнерства по обеспечению занятости подростков. 

В ориентации на труд, в формировании интересов, склонностей и способностей у подростков большую роль играет активная проба сил в различных  областях трудовой деятельности. В  наше время подросток получил  новую мотивацию для участия  в трудовой деятельности – это  возможность заработать деньги. Здесь  важно вовремя увидеть склонности подростка и поддержать его. Важно  правильно сориентировать подростка  на качество труда, на ответственное  отношение к результату труда.

Таким образом, по вопросам  летнего трудоустройства подростки  могут обращаться: в  службу занятости  населения и центры социального  обслуживания населения по месту  жительства. А так же всю информацию о вакансиях для несовершеннолетних можно найти на официальных сайтах этих служб.

Информация о работе Летняя трудовая занятость как профилактика подростковой безнадзорности