Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 09:39, контрольная работа
Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа по дисциплине «Социология»
Тема: «Личность и ее социальные роли» .
Личность и ее социальные роли.
1. Теория социальных ролей о личности. Социальная роль: понятие и виды.
Социальная роль - это поведение, ожидаемое
от того, кто имеет определенный социальный
статус. Социальные роли - это совокупность
требований, предъявляемых индивиду обществом,
а также действий, которые должен выполнить
человек, занимающий данный статус в социальной
системе. У человека может быть множество
ролей.
Статус детей обычно подчинен взрослым,
и от детей ожидается почтительность по
отношению к последним. Статус солдат
отличен от статуса штатских; роль солдат
связана с риском и выполнением присяги,
чего нельзя сказать о других группах
населения. Статус женщин отличается от
статуса мужчин, и потому от них ожидают
иного поведения, чем от мужчин. Каждый
индивид может иметь большое число статусов,
и окружающие вправе ожидать от него исполнения
ролей в соответствии с данными статусами.
В этом смысле статус и роль - это две стороны
одного феномена: если статус является
совокупностью прав, привилегий и обязанностей,
то роль - действием в рамках этой совокупности
прав и обязанностей. Социальная роль
состоит:
Социальные роли могут быть
институционализированными и конвенциональными.
Институционализированные: институт брака,
семьи (социальные роли матери,дочери,жены)
Конвенциональные: принимаются по соглашению
(человек может отказаться принятьих).
Нормы культуры усваиваются в основном
через обучение ролям. Например, человек,
осваивающий роль военного, приобщается
к обычаям, нравственным нормам и законам,
характерным для статуса данной роли.
Только немногие нормы принимаются всеми
членами общества, принятие большинства
норм зависит от статуса той или иной личности.
То, что приемлемо для одного статуса,
оказывается неприемлемым для другого.
Таким образом, социализация как процесс
обучения общепринятым способам и методам
действий и взаимодействий является важнейшим
процессом обучения ролевому поведению,
в результате чего индивид действительно
становится частью общества.
2 Виды социальных ролей.
Виды социальных ролей определяются разнообразием
социальных групп, видов деятельности
и отношений, в которые включена личность.
В зависимости от общественных отношений
выделяют социальные и межличностные
социальные роли.
Социальные роли связаны с социальным
статусом, профессией или видом деятельности
(учитель, ученик, студент, продавец). Это
стандартизированные безличные роли,
строящиеся на основе прав и обязанностей,
независимо от того, кто эти роли исполняет.
Выделяют социально-демографические роли:
муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина
- это тоже социальные роли, биологически
предопределенные и предполагающие специфические
способы поведения, закрепленные общественными
нормами, обычаями.
Межличностные роли связаны с межличностными
отношениями, которые регулируются на
эмоциональном уровне (лидер, обиженный,
пренебрегаемый, кумир семьи, любимый
и т. д.).
В жизни, в межличностных отношениях, каждый
человек выступает в какой-то доминирующей
социальной роли, своеобразном социальном
амплуа как наиболее типичном индивидуальном
образе, привычном для окружающих. Изменить
привычный образ крайне трудно как для
самого человека, так и для восприятия
окружающих его людей. Чем более длительный
период времени существует группа, тем
привычнее становятся для окружающих
доминирующие социальные роли каждого
участника группы и тем сложнее изменить
привычный для окружающих стереотип поведения.2.
Ролевой набор личности как результат
социализации.
Каждый человек одновременно занимает несколько статусных позиций. Мужчина может одновременно быть украинцем, губернатором, мужем, отцом, сенатором и т. д. Совокупность статусных позиций называется статусным набором. В нем выделяются:
предписанный статус - тот статус, который человек получает "автоматически" при рождении или по прошествии времени. К этому типу относятся статусы, связанные с полом, национальностью, расой, входящие в системы кровного родства и аристократических титулов. Пример: женщина, американка, европеоид, брат, герцог, пасынок;
достигаемый статус - получаемый человеком благодаря своим собственным силам или удаче. Пример: муж, инженер, изобретатель, кочегар;
смешанный статус - обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по желанию человека. Пример: инвалид, беженец, безработный.
Главный статус - статус, определяющий положение личности в общественной иерархии. Чаще всего главный статус человека обусловлен его работой. Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: «Чем занимается этот человек, как он зарабатывает на жизнь?». Ответ на этот вопрос многое говорит о нем. К главным статусам относят статус бывшего заключенного, чемпиона Олимпийских игр, проститутки и др..
Каждый статус имеет не одну, а несколько ролей, на что впервые обратил внимание Р.Мертон. Так, отец выполняет роли кормильца, слесаря, плотника, электрика, опекуна, воспитателя и т. д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Человек обладает комплексом статусов, каждый статус имеет собственный набор социальных ролей, причем любая из них требует особой манеры поведения и общения с людьми. Все это говорит о том, наличие набора социальных ролей является результатом социализации.
3. Ролевые конфликты и способы их разрешения.
Было бы идеально, если бы каждая личность
могла достигать желаемых статусов в группе или обществе с одинаковыми
легкостью и непринужденностью. Однако
лишь немногие индивиды способны на это.
В процессе достижения определенного
статуса и исполнения
соответствующей социальной роли может
возникнуть ролевое напряжение — трудности
при выполнении ролевых обязательств
и несоответствие внутренних установок
личности требованиям роли. Ролевое напряжение
может повышаться в связи с неадекватной
роле-
вой подготовкой, или ролевым конфликтом,
или неудачами, возникающими при исполнении
данной роли.
Неадекватная ролевая подготовка. Обучение
исполнению социальных ролей может быть
успешным только при последовательной
подготовке к переходу от одной роли к
другой на протяжении всей жизни индивида.
Маленькая девочка поет колыбельную кукле,
маленький мальчик строит модель самолета,
ученик выполняет сложную техническую
работу, данную мастером, студент проходит
стажировку в должности инженера — все
это отдельные моменты непрерывной социализации
через опыт, путем обучения навыкам, мастерству
и установкам в определенный период жизни
для того, чтобы использовать их впоследствии
в следующих ролях.
При непрерывной социализации опыт каждого
жизненного этапа служит подготовкой
к следующему. В примитивных обществах
это осуществляется успешно и неукоснительно.
Например, маленький мальчик из охотничьего
племени индейцев почти с рождения знакомится
с игрушечным луком и стрелами, а через
некоторое время он уже бегает с настоящим
луком, что делает его похожим на одного
из мужчин данного племени. Животные и
птицы, убитые на охоте, даются ему для
того, чтобы он подвешивал их, подкрадывался
к ним и
пронзал их стрелами. Затем наступает
знаменательный момент, когда его в первый
раз берут на охоту, где он подражает поведению
мужчин и учится у них охотиться. Он несет
вместе со всеми добычу и гордится буйволами,
которых убил его отец. Когда же, в конце
концов, он сам убивает буйвола и становится
мужчиной, это является только последним
шагом в его непрерывной детской подготовке
к исполнению новой, взрослой роли, которая
органично соединяет его долговременный
детский опыт со взрослым делом.
Такая ранняя подготовка к переходу от
одного статуса к последующим — далеко
не всеобщее явление в социальной жизни.
Наше общество, как и все современные сложные
общества, характеризуется ролевым обучением,
основанным на прерывности, которая делает
социализирующий опыт, полученный в одном
возрастном периоде, малопригодным для
последующих возрастных периодов. Так,
большинство современных мужчин и женщин
выполняют свою основную работу вдали
от дома, в связи с чем их дети не могут
наблюдать за нею
и помогать отцу или матери. В большинстве
семей нашего сложного современного общества
дети мало занимаются работой по дому
и девочки плохо обучаются мастерству,
установкам и эмоциональному вознаграждению
будущей домохозяйки. Детская игровая
активность,
как правило, очень слабо связана с задачами
взрослых и не способствует должным образом
воспитанию в детях необходимых способностей
для будущей деятельности. Очень часто
юноша, закончивший школу, не знает, кем
он будет в дальнейшем, чему ему обучаться
и
какие роли он будет играть в ближайшем
будущем. Отсюда возникает ролевое напряжение,
связанное с неправильным пониманием
будущей роли, а также со слабой подготовкой
к ней и, как следствие этого, со слабым
исполнением этой роли. В жизни каждого
человека в современном обществе может
оказаться несколько критических точек,
когда индивид может быть не подготовлен
к исполнению будущих ролей. Например,
помимо начала работы по основной профессии
критическим периодом можно справедливо
считать выход на пенсию, когда женщина
или мужчина после 55-60 лет вдруг начинают
понимать, что вся предшествующая деятельность
совершенно не подготовила их к роли пенсионера.
Другим источником ролевого напряжения
в процессах социализации является то,
что моральная подготовка личности к исполнению
ролей включает в себя в основном формальные
правила социального поведения. При этом
часто игнорируется обучение неформальным
модификациям этих правил, которые реально
существуют в окружающем нас мире. Другими
словами, обучающиеся определенным ролям
индивиды усваивают, как правило, идеальную
картину окружающей действительности,
а не реальную культуру и реальные человеческие
взаимоотношения. Например, молодой человек,
закончивший школу, часто бывает воспитан
на чувстве справедливости в отношении
его социального окружения, на чувстве
равенства возможностей в проявлении
своих сил и способностей на любом поприще.
Но воспитанный таким образом молодой
человек в скором времени замечает, что
процесс получения многих ролей зависит
не от способностей и таланта, а от обилия
знакомств, положения родителей, наличия
денег и т.д. Таким же образом многие молодые
люди, считающие, например, политиков выдающимися
общественными деятелями, убеждаются,
что основной их задачей являются компромиссы
со священными принципами; военные, призванные
защищать отечество, могут меньше всего
думать об этом.
Все социальные роли в реальной их модификации
и многообразии кажутся чуждыми молодым
людям, воспитанным на идеальном представлении
о многих сторонах человеческой деятельности.
Поэтому у них может возникнуть внутреннее
ролевое напряжение, и в последующий период
они перейдут от наивного идеализма к
наивному цинизму, отрицающему основополагающие
нравственные и институциональные нормы
общества.
Некоторый разрыв между формальными впечатлениями
и действительными механизмами ролевого
поведения, вероятно, характерен для всех
современных обществ. Хотя он бывает весьма
велик, каждое общество старается в какой-то
степени его сократить. Так, студентам
в целях социализации к будущей роли специалиста
предоставляется возможность выполнять
лабораторные работы, проводить полевые
испытания, проходить производственную
практику. Однако разрыв сохраняется,
и поэтому у молодых людей следует воспитывать
не только теоретические навыки, но и способности
адаптироваться к широкому кругу ролей,
к решению действительных, реальных проблем.
Ролевые конфликты. В самом общем виде
можно выделить два типа ролевых конфликтов:
между ролями и в пределах одной роли.
Часто две или более ролей (либо независимые,
либо части системы ролей) заключают в
себе несовместимые, конфликтующие обязанности
личности. Например, работающая жена находит,
что требования ее основной работы могут
прийти в конфликт с выполнением ею домашних
обязанностей, или женатый студент должен
примирять требования, предъявляемые
к нему как мужу, с требованиями, предъявляемыми
к нему как студенту, или работник милиции
иногда должен выбирать между выполнением
им своего должностного долга и арестом
близкого друга. Подобного рода конфликты
относятся к ролевым конфликтам между
ролями.
Примером конфликта, происходящего в
пределах одной роли, может служить положение
руководителя или общественного деятеля,
публично провозглашающего одну точку
зрения, а в узком кругу объявляющего себя
сторонником противоположной, или индивида,
который под давлением обстоятельств
исполняет роль, не отвечающую ни его интересам,
ни его внутренним установкам. Во многих
исполняемых индивидами ролях — от сантехника
до преподавателя высшего учебного заведения
— существуют так называемые конфликты
интересов, в которых обязанности быть
честным по отношению к традициям или
людям входят в конфликт с желанием «делать
деньги». Опыт показывает, что очень немногие
роли свободны от внутренних напряжений
и конфликтов. Если конфликт обостряется,
он может привести к отказу от выполнения
ролевых обязательств, отходу от данной
роли, к внутреннему стрессу.
Существует несколько видов действий,
с помощью которых ролевая напряженность
может быть снижена и человеческое Я защищено
от многих неприятных переживаний. Сюда
относят обычно рационализацию, разделение
и регулирование ролей. Первые два вида
действий считаются неосознанными защитными
механизмами, которыми личность пользуется
чисто инстинктивно. Однако если эти процессы
осознаются и используются преднамеренно,
их эффективность значительно повышается.
Что касается третьего способа действий,
то он используется в основном осознанно
и рационально.
Рационализация ролей — один из способов
защиты против болезненного восприятия
личностью какой-либо ситуации с помощью
понятий, которые для нее социально и персонально
желательны. Классической иллюстрацией
этого считается случай с девушкой, которая
не может найти жениха и убеждает себя
в том, что она будет счастлива, если не
выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики,
грубияны и себялюбцы. Рационализация,
таким образом, скрывает реальность ролевого
конфликта путем бессознательного поиска
неприятных сторон желаемой, но недостижимой
роли. Стоит убедить себя в том, что женщины
в интеллектуальном плане находятся на
уровне детей, как нас уже не будет мучить
вопрос о равноправии женщин в обществе.
Американские рабовладельцы искренне
считали, что все люди рождаются равными,
но невольники — это не люди, а имущество,
в связи с чем не стоит беспокоиться об
их бесправном положении. Евангелическая
заповедь «не убий» для католиков средневековья
была справедлива только в отношении людей
истинной веры, неверные же не могли считаться
людьми, и их можно было уничтожать с чистой
совестью. В данном случае путем рационализации
ситуация определяется таким образом,
что исчезают ролевой конфликт и ролевая
напряженность.
Разделение ролей снижает ролевую напряженность
путем временного изъятия из жизни одной
из ролей и выключения ее из сознания индивида,
но с сохранением реагирования на систему
ролевых требований, присущих данной роли.
История дает нам многочисленные примеры
жестоких правителей, палачей и убийц,
которые одновременно были добрыми и заботливыми
мужьями и отцами. Их основная деятельность
и семейные роли были полностью разделены.
Торговый работник, который нарушает законы
днем, а вечером с трибуны ратует за их
ужесточение, не обязательно должен быть
лицемером. Он просто переключает свои
роли, избавляясь от неприятного несоответствия.
Униформа милиционера, военного, белый
халат хирурга и профессиональные титулы
помогают людям в разделении своих ролей.
Многие не могут «расслабиться» (полностью
отойти от роли) до тех пор, пока не снимут
с себя униформу. Принято образно говорить,
что каждый член общества, который успешно
социализировался, расширяет «гардероб»
ролевых личин и надевает то одну, то другую
из них в зависимости от ситуации: дома
он сама мягкость и покорность, на работе
жесток и официален, в обществе женщин
мужествен и предупредителен и т.д. Такой
процесс ролевого перерождения создает
возможность снятия эмоциональной напряженности
всякий раз, когда установки, присущие
одной роли, сталкиваются с потребностями
другой. Если индивид не
защитил себя путем разделения ролей,
эти противоречия становятся психологическими
конфликтами.
Ролевые конфликты и несовместимости,
вероятно, можно найти в каждом обществе.
В хорошо интегрированной культуре (т.е.
имеющей единые, традиционные, разделяемые
подавляющим большинством культурные
комплексы) эти несовместимости так рационализированы,
разделены и блокированы одна от другой,
что индивид их вовсе не ощущает. Например,
члены некоторых индейских племен относятся
друг к другу с величайшей терпимостью
и мягкостью. Но их человечность распространяется
только на членов племени, всех же остальных
людей они считают животными и могут спокойно
убивать, не испытывая никаких угрызений
совести. Однако сложные общества, как
правило, не имеют высокоинтегрированной
традиционной культуры, и потому ролевые
конфликты и ролевая напряженность в них
представляют серьезную социальную и
психологическую проблему.
Регулирование ролей отличается от защитных
механизмов рационализации и разделения
ролей прежде всего тем, что является осознанным
и преднамеренным. Регулирование ролей
— формальная процедура, посредством
которой индивид освобождается от личной
ответственности за последствия выполнения
им той или иной роли. Это означает, что
организации и общественные ассоциации
берут на себя большую часть ответственности
за негативно воспринимаемые или социально
неодобряемые роли. На практике это выглядит
как ссылка индивида на влияние организаций,
в силу которого он вынужден действовать
определенным образом. Муж оправдывается
перед женой за длительное отсутствие,
говоря, что этого требовала его работа.
Нечестный работник торговли не чувствует
своей вины потому, что он уверен, что его
заставляет так поступать система торговли.
Как только у индивида появляется напряженность
или ролевой конфликт, он немедленно начинает
искать оправдание в организации или ассоциации,
в которой он выполняет конфликтную роль.
В итоге можно сказать, что каждая личность
в современном обществе в силу неадекватной
ролевой подготовки, а также постоянно
происходящих культурных изменений и
множественности играемых ею ролей испытывает
ролевое напряжение и конфликт. Однако
она имеет механизмы бессознательной
защиты и осознанного подключения общественных
структур для избежания опасных последствий
социальных ролевых конфликтов.
1. Перечислите ваши врожденные
и приобретенные социальные
Ответ: Младенец, женщина, дочь, ученица, студент, сестра, жена, мать, диспетчер.
2. Охарактеризуйте содержание
одной социальной роли (но выбору).
Какие права и обязанности
закреплены за данной
Ответ: К обязанностям социальной роли матери относится воспитание ребенка и уход за ним. За матерью закреплены права такие, как получение различных пособий на ребенка, посещение ребенком детского сада и право на бесплатное медицинское обслуживание ребенка.
3. Приведите примеры ролевых конфликтов из жизни, кино, литературы.
Ответ: Женщина-руководитель давно планировала в субботу поехать вместе с супругом и детьми отдохнуть за город, и вдобавок большое внимание к работе постоянное плохо сказываться на семейных отношениях. В пятницу вечером у ее непосредственного начальника возникли проблемы относительно выполнения срочной задачи, и он настоял, чтобы она взялась решать эти проблемы по выходным дням и даже вышла на работу в субботу. Иначе под угрозой срыва оказался бы очень выгодный для фирмы контракт, за выполнение которого отвечает подраздел именно этой женщины.
Список используемой литературы:
1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. Пособие для студентов вузов/ Е.М. Бабосов. - Мн., 2002.
2. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. - М.: Прометей , 2004 г.
3. Фролов С. С. Социология: учебник для высших учебных заведений.
2- е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация " Логос " , 2007 .