Личность и её социальные роли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 21:39, реферат

Описание работы

Тема проблемы личности является одной из наиболее интересных и актуальных в социологии.
Еще в дореволюционной России ученый П.Л. Лавров считал, что «теория личности имеет немаловажное значение в практической жизни общества». Он утверждал, что общества существуют «лишь в личностях, их составляющих» и «без критически мыслящих личностей обществу грозит застой, гибель цивилизации».
Выдающийся русский социолог М.М. Ковалевский не мыслил науки без комплексного изучения личности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Личность и социальные роли
1.1 Сущность и понятие личности
1.2 Социальный статус
1.3 Социальные роли личности
1.3.1 Понятие социальной роли
Глава 2. Исследование ролей личностей
2.1 Политик
2.2 Заведующий кафедрой вуза
2.3 Выпускник школы, выбирающий профессию инженера
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат на тему личность и её социальные роли.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

2. Социальная  роль органично соединяет в  себе символически-информационную и императивно-контрольную составляющие. Символически-информационная составляющая предоставляет личности сценарий поведения, в котором представлен образец требуемого от человека данного статуса поведения, вплоть до жестов, походки, одежды, привычек. Ролевое ожидание существует в виде правил, инструкций, норм поведения. Эти стандарты создают целостный образ того, как следует себя вести. Этот образ воспринимается как требование, поведение, предуказание.

3. Необходимо  соотносить социальные роли с  ценностями, нормами поведения, традициями, обычаями.

Ценности, нормы  и роли возникают и утверждаются в едином социокультурном пространстве. Содержание роли определяется ценностными  приоритетами, стандартами поведения, принятыми в данном обществе, культуре. В рамках социальной роли происходит систематизация норм поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую роль обслуживает. Например, поведение начальника предполагает одну систему норм, поведение подчиненного – несколько иную.

Возможны расхождения  между ролевыми предуказаниями и  общечеловеческими требованиями: искренность, как ценность приоритетнее приветливости, но в поведении гостя последняя  важнее. Гость не должен, проявляя искренность, признаваться в том, что ему не понравился предложенный обед.

4. Социальная роль – это достаточно  полная, но не всеохватывающая  поведенческая характеристика. Ролевой  стандарт оставляет определенный  простор для индивидуальных особенностей  личности, ее фантазии. В армии  степень ролевой регламентации  достаточно велика. Среди профессиональных ролей минимально регламентируется роль мусорщика, труд которого примитивен и не требует соблюдения жестких правил.

5. Социальная роль объединяет  в себе функционально-целесообразные (повторяющиеся) и культурно-вариативные  черты, характеристики, что дает нам образец ролевого поведения (женщины, сына, учителя и т. д.) в данном обществе.

Функциональная целесообразность порождает много общих черт в  ролевых образцах поведения у  разных народов : офицеры должны уметь  отдавать распоряжения, приказы, управлять подчиненными, а учителя должны быть интеллигентными людьми, уважать учеников.

Применительно к культурно-вариативной  составляющей социальной роли в разных странах возникают различия, обусловленные  своеобразием культур, в которых  один и тот же статус может иметь разный престиж (например, статус учителя) [9, с. 470-473].

Большую роль в формировании ролевого стандарта поведения играет система  ценностей, принятая в обществе, нормы  взаимоотношений.

А.Г. Эфендиев разработал механизмы  структурно-ролевого обусловливания (принуждения) социального поведения личности. Рассмотрим эти механизмы.

  1. Механизм отбора.

Для осуществления тех или иных функций личность должна обладать определенными  способностями, уровнем подготовки, биопсихическими качествами. Не каждая личность может рассчитывать на определенную социальную роль. Общество может предъявить требования относительно социального происхождения или национальности.

Это ведет к тому, что до «воспитания» носителя роли социальная среда отбирает в число исполнителей того или иного статуса людей, имеющих определенные свойства, качества (пример- эмоциональность представителей артистической среды).

В различных ситуациях принципы отбора могут уточняться, особенно когда речь идет об отборе для выдвижения на престижные статусы. Так, в условиях перемен общества требуются люди решительные, энергичные, способные идти на обострение ситуации.

Систематическое выполнение социальной роли совершенствует соответствующие  качества личности, т. к. ситуации, в  которых они реализуются, регулярно повторяются. Предположим, молодой человек выбрал стезю ученого. Сделав выбор, он углубил в себе те качества и способности, которые нужны ученому.

  1. Механизм «вживания» в роль.

Характер ролевой деятельности, предуказания (профессиональные, нравственные), которые человек должен исполнять, социально-ролевые ситуации, которые ежедневно повторяются, формируют определенные свойства, которых раньше не было, но которые требуются в данной социальной позиции.

Вовлечение в определенную ролевую  деятельность формирует необходимые навыки, нравственные качества, чувства, манеру поведения, предуказанные данным статусом: во-первых, исполнитель новой роли оказывается в ситуации, которая содействует принятию образцов нового ролевого поведения; во-вторых, социальная среда принуждает (посредством предуказания, поощрения, контроля) нового исполнителя роли к формированию необходимых качеств.

  1. Механизм предписывания.

Социальная среда, создав образец  выполнения социальной роли, предписывает личности стандартный набор моральных, трудовых и других качеств, которыми она должна обладать.

Данные предписания могут иметь  вид как фиксированных требований (воинский устав), так и пожеланий, ожиданий окружающих. Существуют формальные требования, стандарты, следовать которым  строго обязательно. Особенно жестко механизм предписывания действует в армии. Там шире ролевой набор, подлежащий предписанию, и строже контроль за его выполнением.

  1. Механизм поощрения выполнения ролевых предписаний.

Выполнение этих предписаний обусловливает  для личности высокую вероятность решения личных целей, повышает гарантии получения признания, материального вознаграждения, кадрового продвижения.

Каждый исполнитель той или  иной социальной роли должен осознавать, что условием его успеха является соблюдение ролевых предуказаний.

  1. Механизм контроля.

Общество, социальная группа не только отбирают людей для выполнения определенных ролей, не только предписывают (предлагают) им образцы ролевого поведения, но и  контролируют исполнение роли в соответствии с ролевыми нормами. Жесткость социального ролевого контроля зависит от следующих факторов: степень формализованности роли (военные, милиция), важность компонентов ролевого поведения, престижность статуса (чем престижней статус, тем серьезнее контроль и самоконтроль), сплоченность группы, степень авторитетности группы для исполнителя роли.

Контроль осуществляется в разных формах – от воздействия общественного  мнения, проявления недоверия до репрессий [9, с. 476-478].

Таким образом, отбирая, предписывая, поощряя и контролируя, социальная среда «созидает» личность, ее знания, качества такими, как этого требует социальная роль. Благодаря этому личность вписывается в процесс функционирования социальных институтов, не нарушая заведенный порядок.

Социальная среда обусловливает  ролевое поведение индивидов, т. е. социально повторяющееся, типичное.

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛЕЙ ЛИЧНОСТЕЙ

 

Рассмотрим, какие роли исполняют  некоторые личности.

 

    1. Политик

 

Политик – человек, участвующий  в принятии ключевых решений и  оказывающий существенное влияние на процесс принятия ключевых решений в политической сфере на федеральном, региональном или муниципальном уровнях.

С тем, чтобы выявить, кто в России является влиятельными персонами, ассоциация региональных социологических центров  «Группа 7/89» проводит социально-политическое исследование «Самые влиятельные люди России». Уникальность проекта в том, что дается возможность понять, кто из действующих политиков влияет и в какой степени на жизнь региона. В Волгоградской области исследование проводилось преподавателями нашего вуза Н.В. Дулиной, Н.А. Овчар, О.В. Естриной. Были приглашены эксперты, обладающие знанием о феномене влиятельности в регионе. Свои оценки эксперты выставили по 10-балльной шкале (где 1 – минимальное влияние, 10 – максимальное влияние). Эксперты оценивали влияние отдельных персон на расстановку региональных кадров, на избирательные процессы, на процесс принятия решений, на урегулирование политических и экономических конфликтов, на экономические процессы, на СМИ, на судебную власть и на региональные силовые структуры.

По мнению экспертов, лидерство  губернатора в рейтинге влиятельности, не вызывает сомнений, но по критерию «влияние на силовые структуры и судебную власть», прокурор области опережает  губернатора. Ранги губернатора  не опускались ни по одному из критериев ниже второго. Мэр Волгограда не вошел в десятку самых влиятельных лиц региона (на момент проведения исследования исполнял обязанности мэра Р. Херианов). В первую десятку входят представители силовых структур, представители законодательных органов власти, связанные с партией «Единая Россия» [10, с. 67-74].

 

    1. Заведующий кафедрой вуза

 

Пензенская государственная архитектурно-строительная академия осуществляла проект, одной  из задач которого был анализ состава  заведующих кафедрами российских вузов. Были опрошены 300 заведующих кафедрами 66 российских вузов. Рассмотрим некоторые результаты исследования. Средний возраст заведующих кафедрами 51, 6 года. Самые пожилые из них – заведующие техническими кафедрами, их средний возраст – 56,3 года. На технических кафедрах преобладают мужчины- 96,1%, в среднем 82,6% представителей «сильного пола» и 17,4% - «слабого».

Среди заведующих кафедрами 54,7% докторов наук, профессоров и 45,3% - не имеют  степени доктора наук или звания профессора.

71,3% руководителей выпускающих кафедр – профессора, что говорит о высоком научном и интеллектуальном потенциале руководства данных структурных подразделений вузов. Средний стаж работы на этой должности у мужчин – 10,1 года, у женщин – 7,9 лет. Средний стаж педагогической деятельности – 23,6 года.

40,3% заведующих техническими кафедрами  до поступления в вуз работали  на промышленных предприятиях, т.  е. имеют производственный опыт.

Кто же все-таки заведующий кафедрой? Преподаватель? Руководитель? Управленец? Если судить по инструкции, то он – преподаватель, получающий небольшую доплату за выполнение обязанностей главы кафедры. Нормами годовой учебной нагрузки на это ему выделяется 50-80 часов. Нигде не конкретизированы его права, мера ответственности, профессиональная компетентность, заработная плата.

В реальной ситуации заведующего кафедрой оценивают по административным качествам, по показателям работы коллектива кафедры. Ему нужно постоянно изучать  и перенимать опыт руководства передовых  кафедр, обращая внимание на активное участие членов коллектива в управлении учебно-воспитательным процессом и научной деятельностью, повышение сплоченности коллектива кафедры, профилактику конфликтов, повышение квалификации [11, с. 106-108].

 

    1. Выпускник школы, выбирающий профессию инженера

 

В социально-профессиональной структуре  работников умственного труда представители  инженерных профессий занимают ведущее  место. Ориентация на профессии подвержена влиянию престижа, т. е. места, которое  занимает профессия в общественном сознании, а также влияния, уважения, которыми она пользуется в обществе.

Результаты исследований показывают, что популярность специальности  инженера претерпела изменения. Начиная  с 1996 года, когда она возглавляла  список популярных профессий, наблюдалось  снижение ее престижности. С 1998 года интерес к данной специальности возрастает вновь. Сегодня профессия инженера снова приобретает популярность.

Каким является выпускник школы, выбирающий профессию инженера? Это, прежде всего  юноша, обучающийся в обычном  классе общеобразовательной школы. Родители его, как правило, не имеют высшего образования, работают в качестве служащих, рабочих или обслуживающего персонала. Они и влияют на выбор профессии. Выпускник школы планирует поступать в вуз для повышения своего социального статуса, построения успешной карьеры, получения в будущем высокооплачиваемой работы. При выборе вуза он руководствуется требованиями: вуз должен обеспечивать последующее трудоустройство по специальности, иметь высокий статус, предоставлять качественное образование.

По мнению старшеклассников, выбирающих профессию инженера, профессия должна быть интересной, обеспечивать материальный достаток, карьерный рост, иметь  высокий социальный статус, давать возможность общения с интересными  людьми, быть востребованной на рынке труда.

Почти каждый второй выбирающий профессию  инженера не ограничивается только ею, а выбирает вторую профессию (юриста, менеджера, экономиста).

Профориентация школьников находится  под влиянием статуса профессий, где в качестве основного критерия оценки статуса выступает экономическая и иная выгода.

Формирование ориентации на инженерные профессии является сложным процессом. Инженерная профессия и ее потенциал  приобретают качество стратегического  ресурса устойчивого развития общества. Выбор инженерной профессии имеет сегодня перспективу, связанную с развитием общества [12, с. 111-115].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

После ознакомления с темой «Личность  и социальные роли» я пришел к  следующим выводам:

  1. Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально-значимые черты.
  2. Личность является механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни, вырабатывать смысл своего существования.
  3. Черты складываются и проявляются только в процессе социального взаимодействия, поэтому главным понятием для описания личности является понятие социальной роли.
  4. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных.
  5. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.
  6. Статус подчеркивает сходство людей, а роль – их различие. Роль – индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом.
  7. В обществе существует пять элит : наиболее властные, самые богатые, профессионалы в престижных областях труда, самые образованные и самые нравственные.
  8. К самым властным относятся политики, которые оказывают влияние на нашу жизнь посредством принятия ключевых решений на федеральном, региональном или муниципальном уровнях.
  9. В вузах России не последнюю роль играют заведующие кафедрами, от которых зависят показатели работы кафедры, вуза и в конечном итоге качество выпускаемых ими специалистов.
  10. В социально-профессиональной структуре работников умственного труда инженеры занимают ведущее место, т. к. это престижная профессия. Инженеры пользуются уважением в обществе, социальный статус их высок, есть шанс построения успешной карьеры и получения высокооплачиваемой работы.

Информация о работе Личность и её социальные роли