Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 21:39, реферат
Тема проблемы личности является одной из наиболее интересных и актуальных в социологии.
Еще в дореволюционной России ученый П.Л. Лавров считал, что «теория личности имеет немаловажное значение в практической жизни общества». Он утверждал, что общества существуют «лишь в личностях, их составляющих» и «без критически мыслящих личностей обществу грозит застой, гибель цивилизации».
Выдающийся русский социолог М.М. Ковалевский не мыслил науки без комплексного изучения личности.
Введение
Глава 1. Личность и социальные роли
1.1 Сущность и понятие личности
1.2 Социальный статус
1.3 Социальные роли личности
1.3.1 Понятие социальной роли
Глава 2. Исследование ролей личностей
2.1 Политик
2.2 Заведующий кафедрой вуза
2.3 Выпускник школы, выбирающий профессию инженера
Заключение
Список использованной литературы
2. Социальная
роль органично соединяет в
себе символически-
3. Необходимо соотносить социальные роли с ценностями, нормами поведения, традициями, обычаями.
Ценности, нормы и роли возникают и утверждаются в едином социокультурном пространстве. Содержание роли определяется ценностными приоритетами, стандартами поведения, принятыми в данном обществе, культуре. В рамках социальной роли происходит систематизация норм поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую роль обслуживает. Например, поведение начальника предполагает одну систему норм, поведение подчиненного – несколько иную.
Возможны расхождения
между ролевыми предуказаниями и
общечеловеческими
4. Социальная роль – это
5. Социальная роль объединяет
в себе функционально-
Функциональная
Применительно к культурно-вариативной составляющей социальной роли в разных странах возникают различия, обусловленные своеобразием культур, в которых один и тот же статус может иметь разный престиж (например, статус учителя) [9, с. 470-473].
Большую роль в формировании ролевого стандарта поведения играет система ценностей, принятая в обществе, нормы взаимоотношений.
А.Г. Эфендиев разработал механизмы структурно-ролевого обусловливания (принуждения) социального поведения личности. Рассмотрим эти механизмы.
Для осуществления тех или иных функций личность должна обладать определенными способностями, уровнем подготовки, биопсихическими качествами. Не каждая личность может рассчитывать на определенную социальную роль. Общество может предъявить требования относительно социального происхождения или национальности.
Это ведет к тому, что до «воспитания» носителя роли социальная среда отбирает в число исполнителей того или иного статуса людей, имеющих определенные свойства, качества (пример- эмоциональность представителей артистической среды).
В различных ситуациях принципы отбора могут уточняться, особенно когда речь идет об отборе для выдвижения на престижные статусы. Так, в условиях перемен общества требуются люди решительные, энергичные, способные идти на обострение ситуации.
Систематическое выполнение социальной роли совершенствует соответствующие качества личности, т. к. ситуации, в которых они реализуются, регулярно повторяются. Предположим, молодой человек выбрал стезю ученого. Сделав выбор, он углубил в себе те качества и способности, которые нужны ученому.
Характер ролевой деятельности, предуказания (профессиональные, нравственные), которые человек должен исполнять, социально-ролевые ситуации, которые ежедневно повторяются, формируют определенные свойства, которых раньше не было, но которые требуются в данной социальной позиции.
Вовлечение в определенную ролевую деятельность формирует необходимые навыки, нравственные качества, чувства, манеру поведения, предуказанные данным статусом: во-первых, исполнитель новой роли оказывается в ситуации, которая содействует принятию образцов нового ролевого поведения; во-вторых, социальная среда принуждает (посредством предуказания, поощрения, контроля) нового исполнителя роли к формированию необходимых качеств.
Социальная среда, создав образец выполнения социальной роли, предписывает личности стандартный набор моральных, трудовых и других качеств, которыми она должна обладать.
Данные предписания могут
Выполнение этих предписаний обусловливает для личности высокую вероятность решения личных целей, повышает гарантии получения признания, материального вознаграждения, кадрового продвижения.
Каждый исполнитель той или иной социальной роли должен осознавать, что условием его успеха является соблюдение ролевых предуказаний.
Общество, социальная группа не только отбирают людей для выполнения определенных ролей, не только предписывают (предлагают) им образцы ролевого поведения, но и контролируют исполнение роли в соответствии с ролевыми нормами. Жесткость социального ролевого контроля зависит от следующих факторов: степень формализованности роли (военные, милиция), важность компонентов ролевого поведения, престижность статуса (чем престижней статус, тем серьезнее контроль и самоконтроль), сплоченность группы, степень авторитетности группы для исполнителя роли.
Контроль осуществляется в разных формах – от воздействия общественного мнения, проявления недоверия до репрессий [9, с. 476-478].
Таким образом, отбирая, предписывая, поощряя и контролируя, социальная среда «созидает» личность, ее знания, качества такими, как этого требует социальная роль. Благодаря этому личность вписывается в процесс функционирования социальных институтов, не нарушая заведенный порядок.
Социальная среда
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛЕЙ ЛИЧНОСТЕЙ
Рассмотрим, какие роли исполняют некоторые личности.
Политик – человек, участвующий в принятии ключевых решений и оказывающий существенное влияние на процесс принятия ключевых решений в политической сфере на федеральном, региональном или муниципальном уровнях.
С тем, чтобы выявить, кто в России является влиятельными персонами, ассоциация региональных социологических центров «Группа 7/89» проводит социально-политическое исследование «Самые влиятельные люди России». Уникальность проекта в том, что дается возможность понять, кто из действующих политиков влияет и в какой степени на жизнь региона. В Волгоградской области исследование проводилось преподавателями нашего вуза Н.В. Дулиной, Н.А. Овчар, О.В. Естриной. Были приглашены эксперты, обладающие знанием о феномене влиятельности в регионе. Свои оценки эксперты выставили по 10-балльной шкале (где 1 – минимальное влияние, 10 – максимальное влияние). Эксперты оценивали влияние отдельных персон на расстановку региональных кадров, на избирательные процессы, на процесс принятия решений, на урегулирование политических и экономических конфликтов, на экономические процессы, на СМИ, на судебную власть и на региональные силовые структуры.
По мнению экспертов, лидерство губернатора в рейтинге влиятельности, не вызывает сомнений, но по критерию «влияние на силовые структуры и судебную власть», прокурор области опережает губернатора. Ранги губернатора не опускались ни по одному из критериев ниже второго. Мэр Волгограда не вошел в десятку самых влиятельных лиц региона (на момент проведения исследования исполнял обязанности мэра Р. Херианов). В первую десятку входят представители силовых структур, представители законодательных органов власти, связанные с партией «Единая Россия» [10, с. 67-74].
Пензенская государственная
Среди заведующих кафедрами 54,7% докторов наук, профессоров и 45,3% - не имеют степени доктора наук или звания профессора.
71,3% руководителей выпускающих кафедр – профессора, что говорит о высоком научном и интеллектуальном потенциале руководства данных структурных подразделений вузов. Средний стаж работы на этой должности у мужчин – 10,1 года, у женщин – 7,9 лет. Средний стаж педагогической деятельности – 23,6 года.
40,3% заведующих техническими
Кто же все-таки заведующий кафедрой? Преподаватель? Руководитель? Управленец? Если судить по инструкции, то он – преподаватель, получающий небольшую доплату за выполнение обязанностей главы кафедры. Нормами годовой учебной нагрузки на это ему выделяется 50-80 часов. Нигде не конкретизированы его права, мера ответственности, профессиональная компетентность, заработная плата.
В реальной ситуации заведующего кафедрой оценивают по административным качествам, по показателям работы коллектива кафедры. Ему нужно постоянно изучать и перенимать опыт руководства передовых кафедр, обращая внимание на активное участие членов коллектива в управлении учебно-воспитательным процессом и научной деятельностью, повышение сплоченности коллектива кафедры, профилактику конфликтов, повышение квалификации [11, с. 106-108].
В социально-профессиональной структуре
работников умственного труда
Результаты исследований показывают, что популярность специальности инженера претерпела изменения. Начиная с 1996 года, когда она возглавляла список популярных профессий, наблюдалось снижение ее престижности. С 1998 года интерес к данной специальности возрастает вновь. Сегодня профессия инженера снова приобретает популярность.
Каким является выпускник школы, выбирающий профессию инженера? Это, прежде всего юноша, обучающийся в обычном классе общеобразовательной школы. Родители его, как правило, не имеют высшего образования, работают в качестве служащих, рабочих или обслуживающего персонала. Они и влияют на выбор профессии. Выпускник школы планирует поступать в вуз для повышения своего социального статуса, построения успешной карьеры, получения в будущем высокооплачиваемой работы. При выборе вуза он руководствуется требованиями: вуз должен обеспечивать последующее трудоустройство по специальности, иметь высокий статус, предоставлять качественное образование.
По мнению старшеклассников, выбирающих
профессию инженера, профессия должна
быть интересной, обеспечивать материальный
достаток, карьерный рост, иметь
высокий социальный статус, давать
возможность общения с
Почти каждый второй выбирающий профессию инженера не ограничивается только ею, а выбирает вторую профессию (юриста, менеджера, экономиста).
Профориентация школьников находится под влиянием статуса профессий, где в качестве основного критерия оценки статуса выступает экономическая и иная выгода.
Формирование ориентации на инженерные профессии является сложным процессом. Инженерная профессия и ее потенциал приобретают качество стратегического ресурса устойчивого развития общества. Выбор инженерной профессии имеет сегодня перспективу, связанную с развитием общества [12, с. 111-115].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После ознакомления с темой «Личность и социальные роли» я пришел к следующим выводам: