Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 14:34, реферат
Предметом данной работы является рассмотрение отдельных вопросов сформулированных в качестве задач данной работы.
Задачи:
1. Изучить теоретическое понятие социализации
2. Рассмотреть стадий и механизмы социализации
Вступление....................................3
Понятие социализаци....................3
Стадии социализации ...................5
Факторы социализации ................7
Механизмы социализации.............10
Заключение..................................14
Библиография..............................15
Ведущая роль
в процессе социализации
Учителя являются агентами социализации, ответственными за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.9
Механизмы социализации.
Основными механизмами социализации как воспитания можно рассматривать следующие:
- информационно-образовательный - организованная деятельность по распространению и внедрению в сознание человека знаний о нормах поведения, духовных ценностях, традициях, запретах, законах и т.д.;
- стимуляционный - призван побуждать человека к деятельности определенной направленности при помощи материального, духовного, а иногда и физического поощрения или наказания;
- регулятивно-контролирующий - система должных эталонов, ориентиров, предписаний, которые могут быть деонтическими (императивными, предписывающими) и недеонтическими (неимперативными, «привлекательными», стимулирующими, воодушевляющими);
- организационно-регулирующий механизм, основывающийся на социализирующем воздействии прав, обязанностей и полномочий человека в коллективе, вытекающих из его общественного положения, статуса и выполняемых функций.
Все эти механизмы социализации предполагают усвоение общественных знаний, формирование убеждений и ценностных ориентаций. В результате требования социальной среды приобретают личностный смысл и значение. Такое взаимодействие человека с социальной средой образует субъективные, личностные качества человека, формирует у него опыт такого поведения, который обеспечивает признание его личностью со стороны других.
Однако социальные требования не могут быть конкретизированы до каждой уникальной ситуации, в силу чего человек вынужден сам принимать решения в рамках общепринятого в обществе деления «справедливо - несправедливо», «законно - незаконно», «правильно - неправильно», «хорошо - плохо» и т.д.
Кроме того, у человека есть и свои потребности, свои интересы, которые не всегда совпадают с общественными. В этом отношении гармонизация общественных и личных интересов зависит прежде всего от понимания и личностью, и общественным мнением диалектики прав и обязанностей. Личность характеризуется тем, что она обладает как определенными правами, так и обязанностями, которые должны находиться в гармоничном сочетании. Наличие у человека обязанностей без прав - это рабство, деспотизм, уничтожение личности. Наличие у человека прав без обязанностей - это «беспредел», анархия, которые также губят личность.
Поэтому социализация, с другой стороны, - это образование личностных мотивов, установок, потребностей, интересов, целей, ожиданий и их объективация в деятельности человека.
В связи с этим представляется важным в обобщенной форме охарактеризовать систему индивидной социализации. В качестве одного из вариантов ее можно представить как взаимосвязь и взаимодействие следующих подсистем:
- подсистема индивидуальных потребностей и интересов, которая выступает основой активности человека. Осознанная потребность превращается в интерес, а интерес формирует у человека идеальное стремление;10
- подсистема ориентаций
и позиций выражается как совокупность
целей, установок и оценок, которые порождают
соответствующие предпочтения и поведение
для удовлетворения потребностей и интересов
человека. Позиция - это отношение личности
к своему статусу и к социальной ситуации.
Внутренним содержанием этой системы
выступает аксиологический (ценностный)
и деонтологический (нормативно-
- подсистема самоорганизации поведения приводит поступки человека в соответствие с потребностями, нормами, оценками и мобилизует его на реализацию собственных целей, интересов и потребностей;
- подсистема деятельности - завершающий и самый главный этап самосоциализации человека. В своей сути это практическая реализация потребностей, мотивов, целей в поведенческих актах, это способ бытия человека как личности .
В процессе (и результате) индивидной социализации человек корректирует свои установки, интересы, потребности, свою деятельность, формирует свое Я. Важнейшую роль в этом процессе играют механизмы саморегуляции и самоконтроля, к которым можно отнести страх, стыд и совесть. В отношении конкретной личности последние выступают как самосанкции, корректирующие процесс самосоциализации. Каждая из этих самосанкций имеет бинарную природу, т.е. выступает как единство противоположностей. Страху противостоит защищенность, антиподом стыда выступает честь, а совесть существует в форме вины и достоинства.
Если «страх - защищенность» имеет преимущественно инстинктивно-биологическую природу и в основном корректирует деятельность индивида в отношении внешней среды, тс «стыд - честь» - это осознанное средство (механизм) самоконтроля, проявляющийся только в «своей» среде, в «своем» окружении. Стыдно бывает перед «своими», но еще не перед самим собой. Наконец, совесть, как механизм саморегуляции, в негативном плане проявляется как вина, т.е. как субъективное переживание своих действий, поступков, помыслов. По меткому выражению И.С. Кона, вина - это «суд человека над самим собой». Положительное проявление совести - достоинство, как субъективное осознание своей значимости, своего величия, безотносительно к фактам внешнего подтверждения. Потребность в самоуважении, осознание своего достоинства - важнейшее условие не только становления, но и самосохранения личности.
Однако, как уже отмечалось, под воздействием внешних факторов и субъективной самооценки возникают ситуации, которые угрожают устойчивости Я, ведут к раздвоению личности и в конечном счете к ее разрушению.
В качестве «противовеса» таким ситуациям личность вооружена, по выражению 3. Фрейда, защитными механизмами, вытесняющими из сознания информацию о своей неполноценности, бесчестии, вине. Такими защитными (по своей сути - самозащитными) механизмами Фрейд называет:
а) вытеснение - т.е. исключение из сознания информации, порождающей страх, тревогу. Человек «забывает» об опасности (в боевых условиях, например), об обязанностях, о бесчестном поступке;
б) реактивное образование (инверсия) - это перенесение импульса на противоположный, когда любовь, например, переходит в ненависть и наоборот, а смех - в слезы;
в) проекция - это бессознательный перенос своих чувств, эмоций, переживаний на другое лицо. Как описывает Фрейд, часто больные проецируют свои страхи, опасения на врачей;
г) вымещение - т.е. переориентация импульса или чувства на более доступный объект. Так, начальник свою неудачу или вину вымещает на подчиненных, а муж - на жене и детях, а дети - на домашних животных; д) рационализация - это стремление «онаучить», обосновать логическими средствами свои недостатки, дурные поступки и тем самым оправдать себя перед собой.11
Заключение
Следует также иметь в виду, что наряду с социализацией существует и ре социализация как процесс переоценки ценностей, взглядов, убеждений, идеалов, норм, восстановления утраченных свойств и характеристик личности или принудительная их коррекция, приведение в соответствие с общественными требованиями.
Таким образом, формирование личности, ее социализация идет как бы «извне» - через механизмы воспитания и «изнутри» - через механизмы самосоциализации, саморегуляции и самозащиты. Очевидно, что содержание, способы и методы ее формирования зависят от уровня экономического, политического, правового, культурного развития конкретного общества, от традиций и обычаев народа и многих других факторов. Учесть все объективные и субъективные факторы формирования личности невозможно, поэтому невозможно ни дать окончательного определения «личности», ни описать все возможные ее характеристики и качества, о чем предупреждал в свое время Э. Кассирер. Тем не менее обобщенным показателем личности выступает ее духовность, выражающаяся в соответствии ее поступков, качеств, интересов, потребностей, идеалов как коренным общественным интересам, так и своей человеческой природе.
Библиография
1. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967
2. Ильенков Э.В. Философия и культура -М., 1992
3. П. Бергер, Т. Лукман: Социальное конструирование реальности. - М., 1995
4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М., 1994.
5. Выгодский Л.С. Психология развития человека. М., 2005.
6. Фрейд З. Введение в психологию — М., 1998
7. Психология личности. М., 1982
8 . Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988.
1 Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.(с.175)
2 Ильенков Э.В. Философия и культура М., 1992 (с. 173)
3 П. Бергер, Т. Лукман: Социальное конструирование реальности. М., 1995. (с.229)
4 П. Бергер, Т. Лукман: Социальное конструирование реальности. — М., 1995. (с.229)
5 Кон И.С. Социология личности. — М., 1967.(с.165)
6 Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М., 1994. (с.172)
7 Выгодский Л.С. Психология развития человека. М., 2005. (c.374)
8 Кон И.С. Социология личности. - М., 1967 (c.212)
9 Психология личности. М., 1982 (c.185)
10 Кон И.С. Социология личности. - М., 1967 (c.97)
11 Фрейд З. Введение в психологию — М., 1998. (с.294)
Информация о работе Личность и общество: механизмы и типы социализации