Личность и общество. Социальные типы личности, ее структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствии единства в понимании того, что есть личность – характерная черта современной социологии.

Содержание работы

Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 3
1.Понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность … … … 4
2. Личность и общество. Социальные типы личности.… … … … … 6
2.1 Личность и общество…… … … … … … … … … … … … … … … 6
2.2 Социальные типы личности… …… … … … … … … … … … … … 9
3.Структура личности… … … … …..… … … … … … … … … … … …11
Заключение… … … … … … … … ….… … … … … … … … … … … … 14
Список литературы… … … … … … … … … … … … … … … … … … 16

Файлы: 1 файл

Контрольная работа - Социология личности.docx

— 40.57 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение …  … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 3

1.Понятия: человек,  индивид,  индивидуальность,  личность … … … 4

2. Личность  и  общество.  Социальные  типы личности.… … … … … 6

    2.1 Личность  и  общество…… … … … … … … … … … … … … … … 6

    2.2 Социальные  типы  личности… …… … … … … … … … … … … … 9

3.Структура личности… … … … …..… … … … … … … … … … … …11

Заключение… …  … … … … … … ….… … … … … … … … … … … … 14

Список литературы… … … … … … … … … … … … … … … … … … 16

 

Введение

Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения  между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому  каждая школа в социологии либо создаёт  свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже  существующими моделями. Отсутствии единства в понимании того, что есть личность – характерная черта современной социологии. Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале.

В своём первоначальном значении личность – это маска, роль, исполнявшаяся  актёром в греческом театре. Для  древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. В христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, а эпоха Ренессанса выдвигает  на передний план самосознание, и личность практически отождествляется с  понятием «Я».

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений  определяют множество теоретических  подходов и позиций в понимании  этого феномена, множество различных  моделей, образов человека в современной  социологии. Один из них – образ  человека как совокупность социальных ролей.

В своей работе я попробую рассмотреть такие вопросы: определения  самого понятия личность, социализации личности и взаимодействия личности и общества как основы социально-культурной саморегуляции.

 

 

Понятия: человек,  индивид,  индивидуальность,  личность.

 Человек - совокупность всех общественных отношений.

  1. Идеалистическое и религиозно-мистическое понимание человека;
  2. натуралистическое (биологическое) понимание человека;
  3. сущностное понимание человека;
  4. целостное понимание человека.

Человек не рождается с  готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются  при жизни человека, но на определенной природной основе.

Но становление человека как личности происходит только в  конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения  людей, и критерии оценки их поведения.

Индивид (от лат. Individuum – неделимое.  Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отделяющее существа, человека. В самом общем плане И. В качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия  и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и  непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое  начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас  лишь в той мере, в какой они  получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное, в ней интересны именно поступки.

  Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий:

  1. человечность индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или
  2. устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определению смысла жизни.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность  к реализации своих отношений. Это  зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых  и интеллектуальных качеств.

 

    1. Личность  и  общество.  Социальные  типы  личности.

 

    2.1 Личность  и  общество. 

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в  мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает  личность в качестве устойчивой целостности  психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

Анализ современного общества актуализирует исследование отношений  различных подсистем общества с  личностью. По мысли Лосского, «установить правильное соотношение между обществом и индивидуальным «я» человека могут лишь те системы, которые способны дать синтез универсализма и индивидуализма. В большинстве случаев приходится иметь дело или с неумеренным универсализмом, принижающим человеческую личность, или с чрезмерным индивидуализмом, не усматривающим тех случаев и отношений, в которых человеческая личность должна подчиниться более высоким социальным ценностям…» (Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М. 1991. С. 208).

Определению сущности человека через  исследования соотношения между  обществом и индивидуальным «я»  была посвящена специальная секция ХVII Всемирно-философского конгресса, проходившего в Брайтоне в 1988 году. Участники конгресса, не отрицая заслуги Маркса, определившего механизм социализации личности посредством влияния на нее общественных отношений, тем не менее, признали факт антропологических (биологических и психических) и этнопсихических факторов, определяющих в не меньшей степени сущность человека.

Не оспаривая данную парадигму, следует отметить, что антропологические  факторы до сих пор влияют на становление  общественной системы, на ее развитие, определяя при этом ее социо-культурные особенности. Эти процессы разворачиваются вне зависимости от самих субъектов деятельности, как бы ни парадоксально это не звучало. Цепочка событий, возникающих под воздействием жизнедеятельности индивидов, не может абсолютно контролироваться ими самими. Это процессы латентные и осуществляются благодаря саморегуляции.

Исследование механизма саморегуляции между личностью и обществом приведет, во-первых, к более глубокому пониманию социальных связей, социальных отношений, во-вторых, - к широкому видению динамики общественного развития, социальной статики и мобильности подсистем общества. Это, в свою очередь, поможет более глубокому пониманию личности.

Современное общество стало более  динамичным и интегрированным, когда  общественный механизм достиг такой  сложной организации, что время  от времени наступает кризис управления наряду с другими кризисами. Сложность общественного организма протекает, прежде всего, из непрерывного усложнения структуры человека, и в первую очередь его психофизических и социокультурных потребностей. Человек, а затем личность является основным звеном социокультурной связи. С изучением личности, ее саморегулирующейся структуры, обществоведы могут приблизиться к более или менее правильному пониманию общественного организма и его социальных институтов, которые создаются людьми посредством субъективного начала, воздействуют на людей объективно, порой вопреки желаниям субъекта.

Среди множества направлений в  философской мысли, есть два основных, которое соперничают между собой. Это экзистенциальное и собственно социальное.

Первое абстрагируется от определений  человека вообще. Достаточно простой  констатации факта существования  человека, тем более что, по мнению экзистенциалистов, существование  предшествует сущности. Биологический  организм становится человеком, притом не при помощи социальных институтов общества, а при помощи самого себя. Он сам делает себя человеком.

Таким образом, принцип экзистенциализма гласит, что человек - абстрактное  психофизическое существо, индивидуальное, существует один на один со своими проблемами. Ни один социальный организм не способен устранить такую личную индивидуальную трагедию человека, как смерть.

Другое прямо противоположное  направление - социальное, напротив, видит  смысл существования человека не как индивидуального, экзистенциального  существа, а как существа, который  не может не находится вне групп  и общества.

Личная определенность человека устанавливается  только в связи с обществом. Безусловно, что только во взаимодействии с обществом  человек находит свое место в  общественной структуре. Главное заключается  в том, чтобы определить суть общественных механизмов, которые влияют на выбор  человека. Сартр утверждает, что  человек сам делает себя. Конечно, у человека, тем более у человека свободного, всегда есть выбор.

Но его выбор ограничен, во-первых, социально-культурными условиями, во-вторых, структурой общества, в-третьих, характером общественного развития. Человек не может в диспозиционной структуре общества выполнять роль и иметь статус, которого не существует на данном этапе развития общества.  Но с развитием общественной практики, с углублением общественного разделения труда общество имеет постоянную тенденцию к расширению. Появляются новые общественные роли, новые ячейки общества, следовательно, социальные статусы, которых не было еще 50-100 лет тому назад, могут оказаться сегодня в центре социальной системы.

 

    2.2Социальные  типы  личности.

Социальный тип  личности – продукт сложного  переплетения  историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются  различные варианты социальной типологии личности. Так, М.Вебер за основу типизации берёт специфику социального действия, более конкретно – степень его рациональности, К.Маркс – формационную и классовую принадлежность.

Для Э. Фромма (1900-1980) социальный тип личности как господствующий тип характера – это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры». Значение социального характера, считает Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и приобрести чувство безопасности и защищённости. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительный и рыночный.

Типы личности: 

  1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая.
  2. У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетам, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.
  3. Для фрустированного типа личности характерны низкая  самооценка, угнетение, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.
  4. Реалисты сочетают в себе  стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.
  5. Гедонистические материалы ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.

Информация о работе Личность и общество. Социальные типы личности, ее структура