Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 12:41, реферат
Любая социологическая теория всегда предлагает, свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создает свою объяснительную модель личности, либо, явно или неявно, пользуется уже существующими моделями. Отсутствие единства в понимании того, что есть личность, - характерная черта современной социологии.
Любая социологическая теория всегда предлагает, свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создает свою объяснительную модель личности, либо, явно или неявно, пользуется уже существующими моделями. Отсутствие единства в понимании того, что есть личность, - характерная черта современной социологии.
С древнейших времен
человек задумывался над
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Обозначают ли они один и тот же феномен, или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек - понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхождение с момента выделения homo sapiens. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ - неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т. е. акцент делается на социальном начале.
В своем первоначальном
значении личность - это маска, роль,
исполнявшаяся актером в
Многомерная, сложноорганизованная
природа человека, широта и многообразие
его социальных связей и отношений
определяют множество теоретических подходов
и позиций в понимании этого феномена,
множество различных моделей, образов
человека в современной социологии. Один
из них - образ человека как совокупности
социальных ролей.
Ролевая концепция личности
Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Дж. Мид) и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.
Социальная роль - это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания - то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля - от общественного мнения до правоохранительных органов - и соответствующая ей система социальных санкций - от порицания, осуждения до насильственного пресечения.
Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задает общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения - фактор вариативный. Например, роль директора фирмы предполагает реализацию функции руководства, управления, и ее нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора фирмы не накладывает никаких ограничений.
Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить часто описываемый в социологии конфликт между профессиональной и семейной ролью женщины.
Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют, и личные отношения людей друг с другом, в которых человек также занимает определенное место и в соответствии с ним выполняет какие-то функции. Этот слой отношений описывается понятием «межличностная роль». Как и социальные роли, межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо и т. д. Зачастую человек вынужден учитывать в своем поведении эту разнообразную палитру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентироваться не на одну, а на несколько групп сразу.
Роль может пониматься как объективно, с точки зрения ее общественного значения, так и субъективно, преломляясь в сознании индивида и по-своему истолковываясь им. По Парсонсу, точкой отсчета должны быть не личностные смыслы, а именно социальные потребности в отношении той или иной роли. Так, в индивидуальных установках современной женщины роль жены (матери) может не иметь слишком большого значения и ценности, но в глазах общества эта роль несет огромную функциональную нагрузку. С точки зрения социума, отклонение, уход от ролевых нормативов представляет собой аномалию. Поэтому глубокое усвоение правил ролевого поведения облегчает существование личности в обществе, понижает степень ее конфликтности, служит основанием уверенного и стабильного самочувствия.
Социальные роли различаются по степени их важности для нормального функционирования всего общественного организма. Это связано с местом той или иной группы и соответственно ее членов в социальной структуре, с их значимостью для поддержания ее стабильности. Интегративным показателем положения социальной группы и отдельной личности в системе общественных отношений является социальный статус. В любом обществе и в любой сфере общественной жизни - производственной, правовой, потребительской и других - существует пирамида статусов, определяющая и закрепляющая социальное неравенство.
Теория ролей
хорошо описывает адаптационную
сторону процесса социализации личности.
Но эту схему нельзя принять за
единственную и исчерпывающую, поскольку
она оставляет в тени активное,
творческое личностное начало.
Концепция личности Фрейда
Другой образ
личности возник под влиянием идей
З. Фрейда, рассматривавшего человека
как систему нужд, а общество -
как систему запретов, табу. Бессознательные
(в первую очередь сексуальные) стремления
личности образуют ее потенциал и основной
источник активности, задают мотивацию
ее действий. В силу невозможности удовлетворения
инстинктивных потребностей в их естественно-природной
форме из-за социальных нормативных ограничений
человек вынужден постоянно искать компромисс
между глубинным влечением и общественно
приемлемой формой его реализации. Модель
личности, созданная Фрейдом, представляет
собой трехуровневое образование: низший
слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными
импульсами и «родовыми воспоминаниями»,
средний слой (Я, или Эго) и верхний слой
(Сверх-Я, или Супер-Эго) - нормы общества,
воспринятые человеком. Наиболее жесткие,
агрессивные и воинственные слои - Оно
и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют»
психику человека, порождая невротический
тип поведения. Это модель личности, постоянно
обороняющейся от общественного давления
и находящейся в конфликте с социальным
окружением. Поскольку по мере развития
общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно
увеличивается, становится более массивным
и тяжелым, то и вся человеческая история
рассматривается Фрейдом как история
нарастающего психоза.
Поведенческая концепция
Еще один образ личности – личность как система реакций на различные стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс, К.-Д. Опп). В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т. д. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе «блюдет» свой интерес: если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то и он будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то будет вести себя скорее всего агрессивно, дезорганизующе. Но каждый человек стремится избегать наказаний и получать поощрения и в этом плане однозначно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы. Иными словами, рассматривая проблему личности, анализируя, почему человек определенным образом реагирует на ту или иную ситуацию, поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, «подкреплений», проводя прямую аналогию между поведением человека и животных. Отсюда и изменения личностного поведения выводятся из процесса научения, понимаемого как стимуляция «хороших», т. е. желаемых, действий.
В качестве стимулов
может использоваться любое «благо»:
знание, власть, комфорт, уважение, слава,
деньги, доброжелательное отношение
властей и т. п., но обязательно
социальное по своему источнику, которым
владеет и распоряжается общество. Чем
более ценно для человека вознаграждение,
тем чаще он будет демонстрировать соответствующее
поведение. В то же время чем чаще в недавнем
прошлом человек испытывал вознаграждающие
воздействия со стороны других, тем менее
ценным становится для него каждое аналогичное
последующее действие. При переносе этого
принципа на уровень межличностных отношений
делается вывод, что добровольное взаимодействие
между партнерами существует лишь до тех
пор, пока каждый из них считает, что он
в выигрыше, т. е. что его «вклад» в ситуацию
меньше, чем получаемая им выгода или вознаграждение.
Деятельностный подход
В рамках культурно-исторической школы Л.С. Выготского сложилось понимание человека как деятельностного существа, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся 'в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория «деятельность». Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение строения самой деятельности и определение составляющих ее элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность.
Итак, изучение личности опосредуется изучением ее деятельности и, по сути, сводится к следующему.
* Определение
системообразующего звена,
* Выяснение принципа
осуществления деятельности - вынужденная
или свободная, отчужденная
* Изучение характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности.
* Исследование уровня осуществления каждого из видов деятельности.
Ни один из приведенных вариантов понимания личности не исчерпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные ее проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих. Очевидно, что создание социологической объяснительной модели личности - дело будущего.
Сегодня в социологии
понятие «личность» употребляется,
как правило, в двух значениях: а)
для обозначения индивида как субъекта
отношений и сознательной деятельности;
б) для обозначения устойчивой системы
социально значимых черт, характеризующих
индивида как члена общества.
Социализация личности
Социологию интересует в первую очередь типическое — и в этом плане надындивидуальное - в личности, объясняемое как следствие неоднозначного взаимовлияния общества и человека. Поэтому одной из основополагающих проблем социологии личности является изучение процесса социализации, т. е. исследование широкого круга вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом. Многочисленные сравнительные исследования, проведенные социологами и этнографами в XX в., показали, что не только социальные привычки, обычаи, традиции, но даже темперамент и специфика поведения полов являются продуктом социализации. Так, сами качества маскулинности (мужественности) и феменинности (женственности) не являются, как это долго считалось, «естественными», т. е. природнобиологически обусловленными (твердый, сильный мужчина и мягкая, слабая, преданная женщина). Они формируются доминирующими в том или ином обществе взглядами на образ мужчины и женщины. Так, в одном из африканских племен существует «обратное» распределение половых ролей: женщины несут в себе активное, деятельное, предметно-ориентированное начало, занимаются примитивным производством и являются кормилицами семьи, а мужчины выполняют легкие вспомогательные работы: шьют одежду, делают украшения, убирают жилище и вообще занимают пассивное, подчиненное положение.