Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 15:50, реферат
В настоящее время возросло понимание физической культуры как общественной и индивидуальной ценности, что позволяет сформировать новые тенденции в развитии общественного мнения и личностных мотиваций к освоению ценностей физической культуры всеми и каждым.
Корнильцев Михаил
Конспект
тема: Личность и спорт
Введение
Уровень культуры общества в большей
мере определяется степенью развития,
раскрытия и использования
Физическая культура и спорт представляют
собой самостоятельный вид деятельности
человека, значение которого в развитии
общества весьма многообразно. Они оказывают
определенное влияние на общественное
производство, на формирование человека
как личности, на развитие общественных
отношений.
Физическая культура – часть общей культуры
общества, направленная на укрепление
и повышение уровня здоровья. Она выполняет
социальную функцию – воспитание всесторонне
и гармонично развитой личности.
В настоящее время возросло понимание
физической культуры как общественной
и индивидуальной ценности, что позволяет
сформировать новые тенденции в развитии
общественного мнения и личностных мотиваций
к освоению ценностей физической культуры
всеми и каждым.
Если еще в не очень далеком прошлом занятия
физическими упражнениями были уделом
энтузиастов, спортсменов и физкультурников,
то в настоящее время они становятся все
более необходимой составляющей образования
и здорового образа жизни каждого человека.
Одной из основных задач цивилизованного
общества является внедрение в повседневный
режим жизни активной двигательной деятельности.
Важнейший мотив этого – стремление повысить
устойчивость организма к различным неблагоприятным
условиям внешней среды, сохранить здоровье,
активную трудоспособность и устранить
проявления хронической патологии.
^
Роль физической культуры и спорта в развитии личности
Физическая культура и спорт играют
важную роль в формировании личности.
Многие социальные ситуации проигрываются
в спортивной деятельности, что позволяет
спортсмену нарабатывать для себя жизненный
опыт, выстраивать особую систему
ценностей и установок.
Процесс развития культуры состоит в том,
что человек одновременно и создает, творит
культуру, опредмечивая в ней собственные
сущностные силы, и формирует себя в качестве
общественного существа, осваивая, распредмечивая
предшествующую культуру. И свести весь
этот процесс только к чисто «духовной»
деятельности, игнорировать аспекты физической
культуры, физического его развития и
воспитания - значит не только обеднить
сам процесс, но и дать неверное толкование
его сущности.
Физическая культура-часть общей культуры
общества, одна из сфер социальной деятельности,
направленная на укрепление здоровья,
развитие физических способностей человека
и использование их в соответствии с потребностями
общественной практики.
Это особая и самостоятельная область
культуры. Она возникла и развилась одновременно
с общей культурой человека. Физическую
культуру можно рассматривать как специфическую
реакцию на потребности общества в двигательной
активности и способ удовлетворения этих
потребностей.
В личностном аспекте она представляет
собой ту часть общей культуры человека,
которая является внутренней мерой степени
развития физических сил и двигательных
навыков, а также уровня жизнедеятельности
и жизнеспособности человека и состояния
его здоровья. Она позволяет с помощью
своих специфических средств и методов
раскрывать потенциальные возможности
человека.
Социальная природа физической культуры,
как одной из областей социально необходимой
деятельности общества, определяется
непосредственными и опосредованными
потребностями труда и других форм жизнедеятельности
человека, стремлениями общества к широкому
использованию ее в качестве одного из
важнейших средств воспитания и заинтересованностью
самих трудящихся в собственном совершенствовании.
Раскрытие потенциальных возможностей
человека способствует формированию таких
личностных качеств человека, как уверенность
в себе, решительность, смелость, желание
и реальная возможность преодолеть трудности.
Критерием такого развития применительно
к трудовым актам является его соответствие
тем требованиям производства, которые
предъявляются к физической деятельности
человека. Можно считать, что физические
способности развиваются, если человек
становится более универсальным с точки
зрения расширения двигательной жизнедеятельности
и возможности эффективного проявления
им предметных операций в производстве.
Физическая культура занимает в этом процессе
ведущее место.
Физическая культура представляет собой
единство реальной (практической) и идеальной
(психической) деятельности. В процессе
этой деятельности человек вступает в
связи и отношения с общественной и природной
средой. Чем универсальнее будут его связи,
тем более всесторонне и гармонично будет
развит человек, тем универсальнее будут
его связи со средой.
Функции физической культуры можно разделить
на 4 группы:
1. Общее развитие и укрепление организма
(формирование и развитие физических качеств
и способностей, совершенствование двигательных
навыков, укрепление здоровья, противодействие
и сдерживание процессов инволюции и т.
д.).
2. Подготовка к трудовой деятельности
и защите Родины (повышение работоспособности,
устойчивости против неблагоприятных
условий труда, гиподинамии, профессионально-прикладная
подготовка и т. п.).
3. Удовлетворение потребностей в активном
отдыхе и рациональном использовании
внерабочего времени (развлечения, игры,
компенсация).
4. Раскрытие волевых, физических качеств
и двигательных возможностей человека
на предельных уровнях.
5. Для нормального функционирования человеку
необходим определенный объем физических
и социальных компонентов, таких, как пища,
воздух, солнечный свет, отдых, движение
и т. п. Физическая и умственная активность,
нормальное функционирование способностей
возможны в ограниченном диапазоне условий.
Физкультура расширяет эти возможности,
а также решает задачи поддержания необходимого
равновесия между человеком и окружающей
средой в двигательном, эмоциональном
и других аспектах. Физические упражнения
используются не только для укрепления
здоровья, но и для того, чтобы адаптировать
организм человека к различным потребностям
общественной жизни, способствовать проявлению
индивидуального творчества.
В обществе физкультура является важнейшим
средством воспитания нового человека,
гармонически сочетающего в себе духовное
богатство, моральную чистоту и физическое
совершенство. Она способствует повышению
социальной и трудовой активности людей,
экономической эффективности производства.
Физкультурное движение опирается на
многостороннюю деятельность государственной
и общественной организации в области
физической культуры и спорта (ФКС). На
современном этапе решается задача превращения
массового физкультурного движения в
общенародное, базирующееся на научно
обоснованной системе физического воспитания,
которое охватывает все слои общества.
Существующие государственные системы
программно- оценочных нормативов к физическому
развитию и подготовленности различных
возрастных групп населения.
Обязательные занятия физкультурой по
государственным программам проводятся
в дошкольных учреждениях, во всех типах
учебных заведений, армии, на предприятиях
и др. – в режиме рабочего дня (производственная
гимнастика, физкультурные паузы и т.п.).
Для организации массовой физкультурно-оздоровительной
работы на предприятиях, учреждениях,
учебных заведениях и др. созданы коллективы
физической культуры.
Основными задачами физического воспитания
молодого поколения являются: укрепление
здоровья и закаливание организма, правильное
физическое развитие, сообщение детям
и молодежи необходимых двигательных
умений и навыков, совершенствование их
физических способностей, содействие
формированию важнейших морально- волевых
качеств.
«Гармоническое, всестороннее развитие
деятельности человеческого организма
должно составлять общую цель воспитания
и образования, задачи которых только
в частности отличаются между собою: воспитание
захватывает в свою область нравственные
качества человека и его волевые проявления,
следовательно, способствует выработке
нравственного характера лица, между тем
как образование имеет в виду систематическое
умственное, эстетическое и физическое
развитие; оно должно приучить молодого
человека изолировать получаемые им ощущения
и впечатления, сравнивать их между собой
и составлять из представлений отвлеченные
понятия, выяснять на основании усвоенных
истин встречающиеся явления и, наконец,
действовать с возможно большею целесообразностью
и настойчивостью».
Физическое воспитание - одна из составных
частей системы воспитания, имеющая целью
укрепление здоровья человека и его правильное
физическое развитие. В единстве с умственным
образованием, нравственным и эстетическим,
трудовым воспитанием и обучением физическое
воспитание содействует всестороннему
развитию личности человека.
Программа предусматривает проведение
учебных занятий в объеме трех часов в
неделю, в том числе одного часа факультативного.
Кроме того, предусматривается проведение
оздоровительных мероприятий в режиме
дня (утренняя гимнастика, физкультурные
паузы и т. д.), массовой физкультурной
и спортивной работы во внеучебное время
(секции по видам спорта, группы общей
физической подготовки, спортивные соревнования
и оздоровительные мероприятия, дни здоровья,
занятия в спортивно- оздоровительном
лагере). Программой рекомендуется примерный
тематический план занятий по физическому
воспитанию с определением видов занятий
(теория, практика), видов спорта (гимнастика,
легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание,
туризм и спортивные игры) и расчетом часов
по годам обучения. Приводится содержание
тем по теории физического воспитания,
а также объем знаний и умений, которыми
должны овладеть учащиеся, осваивая технику
видов спорта.
Заключение
Таким образом, роль физической культуры
в формировании основных качеств
и свойств личности очень велика.
Человек должен уметь отвлеченно
мыслить, вырабатывать общие положения
и действовать согласно этим положениям.
Но недостаточно просто уметь рассуждать
и делать выводы, - необходимо уметь
применять их в жизни, достигать
намеченной цели, преодолевая препятствия,
встречающиеся на пути. Это же может
быть достигнуто только при правильном
физическом образовании.
«Отсюда та тесная, неразрывная связь
между физическим и умственным образованием,
благодаря которой задачи их разъединить
невозможно, и только при полной гармонии
между ними мы можем ожидать полного развития
нравственного характера лица».