Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 15:34, реферат
Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерных связей личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.
1. Понятие личности, ее структура. Теории личности: ролевая, статусная и психоаналитическая и др.
- понятие личности;
- структура личности. Направленность и устойчивость личности;
- теории личности: ролевая, статусная, психоаналитическая и др.;
- ролевая концепция личности.
2.Социализация индивида. Взаимоотношения личности и общества.
- социализация индивида;
- взаимоотношения личности и общества.
3. Девиантное поведение личности: показатели, основные причины
- девиантное поведение;
- индивидуальные и групповые отклонения;
- культурно одобряемые отклонения;
- причины возникновения девиантного поведения.
На сложность, многоплановость структуры личности в начале XX веке обратил внимание австралийский психоаналитик З.Фрейд. В психоаналитической социологии предпринята попытка логически строгим путем связать биологические начала и социальное, обратить внимание на энергетическую, чувственно-аналитическую основу личности как социального субъекта.
З.Фрейд выделил в структуре личности три главных психологических компонента: «Оно» (Ид), «Я» (Эго) и «Сверх-Я» (Супер-Эго). «Оно» - это сфера подсознательного или бессознательного, «Я» - сфера сознания, «Сверх-Я» - сфера интериоризованной культуры, или, выражаясь термином П.Сорокина, сверхсознание.
Подсознание («Оно») представляет собой компонент, где властвуют бессознательные инстинкты, связанные с необходимостью удовлетворения биологических потребностей, среди которых З.Фрейд особо выделял либидозную (интимные побуждения) и агрессивную. Так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя огромный резервуар инстинктивной психологической энергии (либидо). Подсознанием правит принцип удовольствия. З.Фрейд считал, «что в каждом человеке как бы сидит такое существо, которое говорит: буду делать только то, что мне нравится. Но, поскольку индивиду часто нравится то, диктует ему биологическая природа и, прежде всего, желания и влечения, осуждаемые обществом, то индивиду приходится с ними бороться, вытесняя их в сферу бессознательного».
Сознание («Я») – компонент личности, управляющий ее контактами с внешним миром. В начале своего жизненного пути, когда человек появляется на свет, у него существуют только биологические потребности. Они требуют немедленного удовлетворения, которое доставляет организму удовольствие (снимает напряжение). Однако по мере роста человек под влиянием окружающих людей учится ограничивать проявление биологических инстинктов, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстановкой, делать то, что от него требуется. Постепенно формируется сознание, или «Я», стремящееся обуздать бессознательное и направить его в русло социально одобренного поведения.
Сферой сознания «Я» управляет принцип реальности. Он вынуждает человека во всем слушаться рассудка, извлекать из него выгоду, манипулировать обстоятельствами и людьми, скрывать свои мысли от окружающих и т.д. Рациональное «Я» делает человека расчетливым, предприимчивым, способным добиваться своих целей и выходить из трудных обстоятельств.
Сверхсознание («Сверх-Я») – это пересаженные в голову человека внутренние, освоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, стереотипы поведения и т.д., которые диктует индивиду общество. По Фрейду «Сверх-Я» - это внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики личности формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.
Вычислив в структуре личности три основных компонента, З.Фрейд не считает их равноценными для ее существования. Определяющую роль он отводит подсознательному компоненту «Оно». «Оно» - это самый крупный и глубинный слой человеческой личности, психическая самость, то зерно, из которого произрастает в процессе социализации «Я» и «Сверх-Я». Иначе говоря, это строительный материал личности. «Я» - находится на поверхности жизни. «Я» - сфера сознательного, посредине между «Оно» и внешним миром, в том числе между природными и социальными институтами. «Я» воспринимает бессознательные инстинкты и пытается реализовать их в приемлемой для конкретной ситуации форме.
Сверхсознание («Сверх-Я») – это сфера обитания нравственных чувств, которые выполняют роль внутреннего «цензора», постоянно контролирующее «Я».
Идеи З.Фрейда о структуре человеческой личности развил П.Сорокин. Принимая в целом предложенную З.Фрейдом структуру, П.Сорокин дал иную интерпретацию «Сверх-Я» как сверхсознание. По мнению П.Сорокина, З.Фрейд слишком биологизирован процесс формирования «Сверх-Я», утверждая, что его содержание находится в сфере бессознательного. Сверхсознание, по П.Сорокину, - это сфера абсолютных нравственных законов, которые составляют содержание базовых ценностей и норм и источник которых находится в сфере религиозного сознания.
В результате такого переосмысления структура личности по П.Сорокину приобрела следующие очертания. Большую часть человеческой личности занимает ОНО (бессознательное), над ним возвышается Я (сфера сознания), которая разворачивается в горизонтальной плоскости всего многообразия социальных отношений, базирующихся на относительных ценностях. И наверху находится сверхсознание – сфера связи человека с Абсолютом, с Богом, в результате которой осуществляется укоренение человека в непреходящие абсолютные ценности.
Теории личности: ролевая, статусная, психоаналитическая и др.
Понятие личности – это совокупность таких психологических качеств индивида как:
В философии личность человека как таковая не рассматривается, ею надо стать.
В социологии – личность – совокупность статусно-ролевых характеристик. Личность - это автономная систем, которая может быть независима от общества. Эта независимость проявляется в собственном мировоззрении личности, в её самосознании.
Социальные роли – это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом. Это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей. Когда происходит противоречие 2-х ролей, имеет место ролевой конфликт.
Социальные роли:
Институционализированные: институт брака, семьи, соц. роли матери, дочери, жены |
Конвенциональные: принимаемые по соглашению, хотя человек может и не принимать их |
Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Дж. Мид) и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.
Социальная роль - это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания - то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля - от общественного мнения до правоохранительных органов - и соответствующая ей система социальных санкций - от порицания, осуждения до насильственного пресечения.
Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задает общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения - фактор вариативный. Например, роль директора фирмы предполагает реализацию функции руководства, управления, и ее нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора фирмы не накладывает никаких ограничений.
Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить часто описываемый в социологии конфликт между профессиональной и семейной ролью женщины.
Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют, и личные отношения людей друг с другом, в которых человек также занимает определенное место и в соответствии с ним выполняет какие-то функции. Этот слой отношений описывается понятием «межличностная роль». Как и социальные роли, межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо и т. д. Зачастую человек вынужден учитывать в своем поведении эту разнообразную палитру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентироваться не на одну, а на несколько групп сразу.
Роль может пониматься как объективно, с точки зрения ее общественного значения, так и субъективно, преломляясь в сознании индивида и по-своему истолковываясь им. По Парсонсу, точкой отсчета должны быть не личностные смыслы, а именно социальные потребности в отношении той или иной роли. Так, в индивидуальных установках современной женщины роль жены (матери) может не иметь слишком большого значения и ценности, но в глазах общества эта роль несет огромную функциональную нагрузку. С точки зрения социума, отклонение, уход от ролевых нормативов представляет собой аномалию. Поэтому глубокое усвоение правил ролевого поведения облегчает существование личности в обществе, понижает степень ее конфликтности, служит основанием уверенного и стабильного самочувствия.
Социальные роли различаются по степени их важности для нормального функционирования всего общественного организма. Это связано с местом той или иной группы и соответственно ее членов в социальной структуре, с их значимостью для поддержания ее стабильности. Интегративным показателем положения социальной группы и отдельной личности в системе общественных отношений является социальный статус. В любом обществе и в любой сфере общественной жизни - производственной, правовой, потребительской и других - существует пирамида статусов, определяющая и закрепляющая социальное неравенство.
Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало.
2.Социализация индивида. Взаимоотношения личности и общества.
Социализация индивида
Социологию интересует в первую очередь типическое — и в этом плане надындивидуальное - в личности, объясняемое как следствие неоднозначного взаимовлияния общества и человека. Поэтому одной из основополагающих проблем социологии личности является изучение процесса социализации, т.е. исследование широкого круга вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом. Многочисленные сравнительные исследования, проведенные социологами и этнографами в XX в., показали, что не только социальные привычки, обычаи, традиции, но даже темперамент и специфика поведения полов являются продуктом социализации. Так, сами качества маскулинности (мужественности) и феменинности (женственности) не являются, как это долго считалось, «естественными», т.е. природнобиологически обусловленными (твердый, сильный мужчина и мягкая, слабая, преданная женщина). Они формируются доминирующими в том или ином обществе взглядами на образ мужчины и женщины. Так, в одном из африканских племен существует «обратное» распределение половых ролей: женщины несут в себе активное, деятельное, предметно-ориентированное начало, занимаются примитивным производством и являются кормилицами семьи, а мужчины выполняют легкие вспомогательные работы: шьют одежду, делают украшения, убирают жилище и вообще занимают пассивное, подчиненное положение.
История возникновения термина «социализация» связана с недоразумением, вернее, с неточностью при переводе с немецкого на английский. Тем не менее, новое слово прижилось и аккумулировало классическую социологическую проблематику. Понятие «социализация» шире традиционных понятий «образование» и «воспитание». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, сознательно спланированных действий, цель которых - формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков поведения. Социализация включает в себя и образование, и воспитание, и сверх того, всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы.
Существуют два основных подхода в определении сущности процесса социализации. Согласно первому подходу, социализация - это своеобразный вид дрессировки, это «улица с односторонним движением», когда активной стороной является общество, а сам человек - пассивный объект его разнообразных воздействий. Второй подход, с которым согласны в настоящее время, подавляющее большинство социологов, основано на парадигме взаимодействия и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны общества (так называемых агентов социализации), но и активность, избирательность отдельного индивида. При этом социализация рассматривается как процесс, который продолжается в течение всей жизни человека. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.
С эффектом выученной беспомощности связан и так называемый пролонгированный инфантилизм (т. е. затянувшееся детство), который проявляется, прежде всего, в боязни ответственности и в бегстве от нее, в стремлении переложить ее на другого, передать, как эстафетную палочку. Неизбежным следствием таких жизненных установок являются громкие требования социальной защиты и надежды не на собственные силы, а на помощь со стороны государства.
Оборотной стороной двух этих комплексов: выученной беспомощности и пролонгированного инфантилизма - выступает паразитическая новация. Паразитическая новация как тип поведения основана на стремлении «перехитрить государство и обдурить систему», т. е. достигать своих целей вопреки, а не благодаря системе. Такое поведение является своеобразным способом восстановления социальной справедливости путем «мести» властям, постоянно обманывающим население, и незаконной, но все-таки компенсацией за понесенные потери или за не осуществившиеся возможности - реальные или гипотетические.
Информация о работе Личность как объект социологического анализа