Личность как объект социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 08:12, реферат

Описание работы

Индивид становится личностью в процессе освоения им социальных функций, включения в систему социальных связей и отношений, а также в ходе социальных действий, совершаемых в данной социальной среде, и развития самосознания, т. е. осознания своей неповторимости и индивидуальности, но именно в качестве члена общества.
Таким образом, личность — это отдельный человек как единичная система устойчивых характеристик и свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко — в социальной жизни посредством активной деятельности и общения.

Содержание работы

Введение 3
1.Социальные ситуации развития личности и ее статус………………….........4
2.Личность как объект социологии…………………………………...................6
3.Структура личности…………………………………………………………...11
Заключение 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

реферат социология.docx

— 31.86 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный  архитектурно строительный университет

Кафедра политологии и  правоведения

 

 

 

 

 

Реферат

Личность как объект социологического исследования

 

Выполнила:

Студентка Гр. 3-П-4

Микушкина Л.В.

Проверил:

Назаренко А.Н.

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Оглавление

Введение 3

1.Социальные ситуации развития личности и ее статус………………….........4

2.Личность как объект социологии…………………………………...................6

3.Структура личности…………………………………………………………...11

Заключение 13

Список литературы 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человек выступает объектом изучения различных гуманитарных наук. Каждая из них имеет свой предмет  исследования, стремится выявить  интересующую ее систему существенных черт, свойств, качеств личности, закономерности, характеризующие бытие человека, его внутреннюю определенность.

В социологии личностное начало вне социального контекста не рассматривается. Любое социальное явление, процесс, конкретная ситуация анализируются через призму взаимосвязи  личностного и социального, т. е. личности с социальными институтами, со всеми общественными структурами.

Специфические особенности  реальной жизни и деятельности конкретного  человека не рассматриваются. Социолога  интересует, как в индивиде выражены значимые черты и социальные отношения, присущие обществу.

Понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания не природной сущности человека, т. е. акцент делается на социальном начале.

Индивид становится личностью  в процессе освоения им социальных функций, включения в систему  социальных связей и отношений, а  также в ходе социальных действий, совершаемых в данной социальной среде, и развития самосознания, т. е. осознания своей неповторимости и индивидуальности, но именно в  качестве члена общества.

Таким образом, личность — это отдельный человек как единичная система устойчивых характеристик и свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко — в социальной жизни посредством активной деятельности и общения.

 

 

 

1.Социальные ситуации  развития личности и ее статус

Личность — общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности. Об этой сущности К. Маркс писал: «Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 3. — С. 3.]

  Историко-материалистическое понимание сущности человека и общественного развития составило основу научного изучения законов развития всех свойств человека, среди которых личность занимает ведущее положение.

Формирование и развитие личности определено совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху. Личность — объект многих экономических, политических, правовых, моральных и других воздействий на чело века общества в данный момент его исторического развития, следовательно, на данной стадии развития данной общественно-экономической формации, в определенной стране с ее национальным составом.

 

 

 

 

 

 

2.Личность как  объект социологии

Человек выступает объектом изучения различных гуманитарных наук. Каждая из них имеет свой предмет исследования, стремится выявить интересующую ее систему существенных черт, свойств, качеств личности, закономерности, характеризующие бытие человека, его внутреннюю определенность. 
В социологии личностное начало вне социального контекста не рассматривается. Любое социальное явление, процесс, конкретная ситуация анализируются через призму взаимосвязи личностного и социального, т.е. личности с социальными институтами, со всеми общественными структурами. 
Специфические особенности реальной жизни и деятельности конкретного человека не рассматриваются. Социолога интересует, как в индивиде выражены значимые черты и социальные от ношения, присущие обществу. 
Понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания не природной сущности человека, т. е. акцент делается на социальном начале. 
Индивид становится личностью в процессе освоения им социальных функций, включения в систему социальных связей и отношений, а также в ходе социальных действий, совершаемых в данной социальной среде, и развития самосознания, т.е. осознания своей неповторимости и индивидуальности, но именно в качестве члена общества. 
Таким образом, личность — это отдельный человек как единичная система устойчивых характеристик и свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко — в социальной жизни посредством активной деятельности и общения. 
Индивидуальность, т. е. уникальность, неповторимость каждого человека, то специфическое, что отличает людей друг от друга, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные, рассматривается как социокультурная ценность и не служит предметом изучения социологии. При этом следует отметить, что чем примитивнее общество, тем больше сходства между составляющими его индивидами. И наоборот, чем оно более развито и демократично, тем больше возможностей у его членов к развитию своей индивидуальности. 
 
Социальный тип личности — это отражение совокупности повторяющихся существенных социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность. Американскому антропологу и социологу Р.Линтону принадлежит идея выделения нормативного и модального типов личности. 
Нормативный тип личности, наилучшим образом отвечающая ценностям культуры общества, в котором живет человек, своеобразный идеал личности данной культуры. 
Модальный тип личности — это статистически доминирующий в обществе тип личности, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство его членов. Чем значительнее отклонение между этими двумя типами, тем больше потенциальная возможность развития общества. В то же время в таком обществе велика доля тех, кто ощущает социальный дискомфорт. Примером может служить сегодняшнее российское общество.

Американский ученый Р. Парк во второй половине 20-х гг. XX века предложил  понятие «маргинальная личность». Речь идет о личности, занимающей пограничное положение по отношению к какой- либо социальной группе или общности. Маргинальная личность находится на стыках культур. Впитывая разные культурные стандарты, она поневоле становится «культурным гибридом», испытывает дискомфорт и часто проявляет отклоняющееся от нормы поведение. Этот тип возникает прежде всего при миграциях и в условиях жесткой урбанизации. 
Типология личности по признаку комфортности позволила американскому социологу Э.Фромму выделить тип авторитарной личности как основу тоталитарных режимов в силу таких ее черт, как консервативность, агрессивность, жажда власти, ненависть к интеллигенции, к представителям других этнических групп, стереотипность мышления, конформизм и т.д. 
Следует отметить, что в стремлении заострить внимание преимущественно на устойчивых, типичных проявлениях личности социология нередко стандартизирует ее, превращая в безликого робота, имеющего стандартный набор характеристик, типичные реакции на типичные ситуации и условия. 
Классиками социологии разработан ряд концепций взаимоотношений личности и общества. Рассмотрим некоторые из них. Согласно концепции Э. Дюркгейма, социальная реальность автономна по отношению к индивидуальной реальности, имеющей биопсихический характер. Личность для него — двойственная реальность, в которой взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. Эта борьба принимает разные фор мы, в частности постоянство человеческой природы выступает против исторических черт; сознание и поведение социальных объединений (например, государства, церкви и пр.) противостоит поведению отдельных индивидов; социально предписанные обязанности личности входят в противоречие со стихийно формирующимися желаниями людей. 
Э.Дюркгейм признает, что общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам и доминировать над индивидом. Общество, считает он, есть над индивидуальное образование, особая надличностная реальная сила. 
Другая концепция взаимоотношения личности и общества при надлежит М.Веберу, который занимал прямо противоположную позицию. Он видел в роли субъекта социального действия только отдельных индивидов и считал, что такие социальные образования, как государство, семья, акционерное общество и т.п., — это только суть процесса и связи специфических действий отдельных людей. По К. Марксу, личность — это не только субъект, но и объект общественного развития. Ее жизнедеятельность определяется обществом в виде социальных условий существования, наследием прошлого, объективными законами истории. Личность влияет на ход исторического развития через практику, освоение в процессе труда объективного мира, его преобразование. Есть великие личности, которые, по мнению К.Маркса, могут оказывать значительное влияние на ход истории.

Один из столпов русского марксизма — Г.В.Плеханов, развивая эту идею, дал определение одной важной закономерности, которую назвал «случайностью второй степени»: уникальные черты личностей, в силу объективных обстоятельств оказывающихся выдвинутыми в центр исторических событий, определяют конкретное лицо этих событий. Их влияние формирует вкусы и настроения в обществе, систему ценностей и приоритетов, существенных для развития определенных сфер жизни, но не первостепенных с точки зрения объективного хода истории. 
В дальнейшем все вопросы будут рассматриваться с позиции, согласно которой взаимодействие личности и общества понимается как деятельность индивида, удовлетворяющего свои потребности и преследующего свои цели в условиях конкретных социальных связей и взаимодействий. То есть речь идет об активном утверждении личностью своих потребностей, где адаптация, приспособление к среде — всего лишь момент, подчиненный задачам самореализации. 
Каждый индивид имеет свою сферу влияния и, следовательно, свою меру ответственности перед обществом. Взаимоотношения личности и общества можно описать по формуле: поиск (личности) — предложения (общества) — выбор личности из предложенного обществом. Автономия личности, а значит, и ответственность проявляются как в процессе осмысления предложений, условий, требований, выдвигаемых обществом, так и в процессе 
осуществления ею своих социальных ролей. Лишь чисто схематически можно отвлечься от того, что каждая личность автономна и индивидуальна. Это отвлечение не более чем вынужденный шаг, облегчающий научное описание типичного в личности. В проблеме взаимоотношения личности и общества существует и другой ракурс — социализация индивида, т.е. механизм влияния социального взаимодействия на формирование свойств и черт личности. 
Важной проблемой выступает социальная активность личности, поддающаяся количественному измерению и поэтому особенно привлекающая исследователей. Социологическая наука рассматривает социальную активность по вертикали — как интенсивность деятельности и по горизонтали — как количество видов деятельности. 
В поле зрения социологии личности находится и отклоняющееся поведение — поступки, деятельность человека, не соответствующие установленным в данном обществе нормам поведения. Таким образом, объектом социологии выступает личность как единственный источник и носитель социальности, как продукт общества, активный субъект и объект социальных отношений, социальных связей и взаимодействий. Социология личности изучает широкий круг проблем, связанных с рассмотрением под разными ракурсами взаимоотношений личности и общества, сосредоточивая свое внимание на исследовании личности как действующего субъекта социальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Понятие личности определяется совокупностью социально значимых качеств, формирующихся при взаимодействии с другими людьми.

В социологии понятие  личность означает устойчивую систему' социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности, оно показывает переходы от индивидуального к социальному и от социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению.

Социологические подходы заключаются в том, что  рассматривается 
проблема личности с разных точек зрения, в частности, каким образом под 
влиянием общества происходит социализация человека.

Социологические концепции личности объединяют ряд  различных теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – СПб.. 2001. – 272 с.
  2. Артемьев, А. И. Социология личности / А. И. Артемьев. – М. : АрбаТ – XXI, 2001. – 256 с.
  3. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. «Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов.» - «Аспект Пресс», 2008.
  4. Елизаров А. Н. «Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие.» -«Осъ-89», 2008.
  5. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. «Темперамент и характер// Психология индивидуальных различий.» - «Просвещение», 2009.
  6. Кудинов С.И.  «Социально-психологические предпосылки делинквентности подростков.»- «СПб.», 2010.
  7. Маклаков А.Г. «Общая психология.» - «СПб.: Питер», 2009  
  8. Волков, Ю. Г. Социальное формирование личности / Социология. – 2-е изд. ; под общ. ред. В. И. Добренькова. – Ростов-н/Д : Феникс, 2005. – С. 97-133.
  9. Нартова-Бочавер С. «Психология личности и межличностных отношений.» – « ЭКСМО-Пресс», 2009.
  10. Психология личности : учеб. пособие / под ред. П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской. – М. : Эксмо, 2008. – 653 с.

 


Информация о работе Личность как объект социологического исследования