Личность- как социальная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 18:21, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – на основании литературных источников изучить личность в социологии, социализацию личности.
Задачи контрольной работы:
изучить понятие личности в социологии, ее структуру;
изучить ролевую концепцию личности;
изучить социализацию личности: сущность, виды, этапы и факторы;
изучить проблемы воспитания и образования;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…...3
Понятие личности в социологии, ее структура………………………………….4
Ролевая концепция личности……………………………………………………..8
Типы личности……………………………………………………………….……13
Социализация личности: сущность, виды, этапы и факторы. Проблемы воспитания и образования………………………………………………..………16
Основные механизмы и институты социализации личности……………….….20
Заключение……………………………………………………………………..….23
Список использованной литературы………………………………………...…...23

Файлы: 1 файл

Личность как социальное явление.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по рыболовству


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Астраханский государственный технический университет»

Институт нефти и газа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине :

 “Социология”

 

 

на тему :

<< Личность- как социальная система >>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил :

Студент гр. ЗННБбс-11

 Гайфуллин Д.Ю.

 

Проверила :

Доцент кафедры

“Социология и психология”

Бусурина Л.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

Астрахань-2014

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….…...3

Понятие личности в социологии, ее структура………………………………….4

Ролевая концепция личности……………………………………………………..8

Типы личности……………………………………………………………….……13

Социализация личности: сущность, виды, этапы и факторы. Проблемы воспитания и образования………………………………………………..………16

Основные механизмы и институты социализации личности……………….….20

Заключение……………………………………………………………………..….23

Список использованной литературы………………………………………...…...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствии единства в понимании того, что есть личность – характерная черта современной социологии. Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. тема личности очень важна не только для социологии, но и для других наук, что и объясняет актуальность выбранной темы.

В своём первоначальном значении личность – это маска, роль, исполнявшаяся актёром в греческом театре. Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. В христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, а эпоха Ренессанса выдвигает на передний план самосознание, и личность практически отождествляется с понятием «Я».

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них – образ человека как совокупность социальных ролей.

      Цель контрольной  работы – на основании литературных  источников изучить личность  в социологии, социализацию личности.

Задачи контрольной работы:

  • изучить понятие личности в социологии, ее структуру;
  • изучить ролевую концепцию личности;
  • изучить социализацию личности: сущность, виды, этапы и факторы;
  • изучить проблемы воспитания и образования;
  • изучить типы личности;
  • подвести итоги.

 

  1. Понятие личности в социологии, ее структура

 

Любая проблема, изучаемая социологией, оказывается органично сопряженной с проблемой личности. Но чтобы правильно ответить на вопрос, что такое личность, следует выяснить различия в терминах: человек, индивид, личность. Когда употребляется термин «человек», то обычно имеется в виду понятие, охватывающее всех людей как представителей специфического вида «homo sapiens». Это понятие охватывает именно всех: мужчин и женщин, стариков и детей, чернокожих, желтокожих и белых; указывает на качественные отличия людей от животных (обладание сознанием, речью, совместный труд и т.п.), но ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми.

Понятием «индивид» обозначается отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями — определенным темпераментом, характером, спецификой памяти, чувств, способностей и т.п.

Когда употребляется понятие «личность», то имеются в виду социальные качества и особенности индивида, которые формируются, развиваются и реализуются только в совместной деятельности и общении с другими людьми, во взаимодействиях с социальными институтами, организациями, культурой, такие, например, как достоинство, мужество, доброта или трусость, подозрительность, зависть и т.п.

Сказанное позволяет дать определение рассматриваемому феномену. Личность — это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретенных и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

Личность обладает определенной социально-психологической структурой. В концепции Фрейда выделяются три структурных компонента личности. В основании этой структуры находится Оно (Ид) - бессознательная инстанция, в которой сосредоточены все природные, первичные, генетическим путем передаваемые влечения, связанные с инстинктами и стимулирующие стремление к удовольствию. Это четыре основных влечения — питания, сексуальности, избежания опасности и смерти, агрессивности. Они представляют в своей совокупности своеобразный котел, наполненный бурлящими возбуждениями. Благодаря влечениям Ид (Оно) наполняется энергией, но не имеет организации, не обладает волей, а только удовлетворяет инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия, не подчиняется логическим законам мышления.

Более высоко организованной структурой, надстраивающейся над бессознательным Оно, является Эго (Я), которое представляет собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с двумя принципами:

1) рациональности (разумности);

2)реальности.

Высшей инстанцией в социально-психологической структуре личности, согласно 3. Фрейду, оказывается Супер-Эго (Сверх-Я), которое формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совести, долга, ответственности и выполняет функции нравственного контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида.

Если эти три подсистемы личности функционируют согласованно и гармонично, индивид успешно приспосабливается к окружающей среде, эффективно взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами права, морали, социальными ожиданиями, обычаями и порядками, существующими в обществе. Если же в их функционировании возникают противоречия, это приводит к внутри-личностным конфликтам, с которыми индивид не всегда в состоянии справиться собственными силами и тогда приходится прибегать к услугами психиатров, психоаналитиков.

В своих взаимодействиях с другими людьми, для сохранения своей индивидуальности, личность, согласно Эриху Фромму должна одновременно обладать двумя основными качествами:

1) связанностью с другими;

2) свободой от ограничений.

Между этими полюсами развертывается процесс формирования и развития социальных качеств, составляющих главное социальное содержание личности.

Социальные качества личности — это совокупность социально-психологических свойств и черт личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных социально-исторических условиях и обстоятельствах. Такие качества обнаруживаются только во взаимодействии с другими людьми, в определенных социальных обстоятельствах, в конкретных поступках, делах, оценках, т.е. в деятельности и продуктах этой деятельности.

Наиболее значимые социальные качества личности таковы:

1) Самосознание - выделение индивидом  самого себя из окружающей социальной среды, осознание себя как "Я", противостоящего "другим" и вместе с тем неразрывно связанного с ними.

2) Самооценка — оценка личностью  самой себя, своих возможностей, способностей, места, занимаемого среди других людей. Самая важная функция самооценки — регуляция поведения личности. Но раз самооценка перерастает в регуляцию, значит она способна привести к самокоррекции личностью своих поступков.

3) Активность — способность  личности производить самостоятельно, энергично и интенсивно социально значимые действия, проявляющиеся в общении с другими, в совместных с ними (или отдельно от них совершаемых) делах, в творчестве.

4) Интересы — постоянный побудительный  механизм познания и деятельности  личности, подталкивающей ее к  более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, теориями в какой-либо сфере деятельности, к преобразованию последней в соответствии со своими потребностями, представлениями, целями.

5) Направленность - совокупность устойчивых  мотивов, ориентирующих деятельность личности, независимо от социальных ситуаций, в которых она находится, ее устремленность к достижению вполне определенной цели.

6) Убеждения - личностные социально-психологические  потребности, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, определяющие отношение человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, принципами, взглядами, мировоззрением.

7) Установка - социальная характеристика  личности, выражающая ее готовность к активной деятельности в определенной жизненно важной для ее сфере социальной действительности - в экономической, политической, научной и т.п.

8) Ценностная ориентация - совокупность  социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения и потому приобретающих функцию регуляторов социального поведения человека.

9) Идентичность - социальное качество, являющееся результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом путем избирательного и внутренне согласованного движения потоков информации о нем самом как единстве личностного и социального, раскрывающегося во взаимодействиях с другими личностями и общностями. Идентичность выступает в качестве проявления и результата идентификации - процесса отождествления личностью самой себя с определенной этнической, политической, территориальной, языковой, религиозной и т.п. общностью (Я - белорус, Я - студент, Я - минчанин, Я -православный и т.п.).

Социальные качества представляет в своей совокупности сложную социальную структуру личности, в которой каждый компонент связан со всеми другими компонентами и находится с ними в постоянном взаимодействии. Поэтому и говорят, что личность есть целостная, динамически развивающаяся система социально значимых качеств, характеризующих человека как субъекта социальных отношений и социальной деятельности.

Система личности обладает определенными особенностями. Они таковы:

1) Целостность - интегрированность, взаимообусловленность, соподчиненность социальных качеств, составляющих в своей совокупности ее сложную внутреннюю структуру, ее своеобразие в сопоставлении с другими людьми, составляющими ее социальное окружение.

2) Открытая социальная система, находящаяся в постоянном взаимодействии  с окружающей социальной средой.

3)Динамически изменяющаяся система, находящаяся в процессе изменений и развития.

4) Самопознающая система, т.е. постоянно  познающая сама себя в сопоставлении  с другими людьми и их поступками.

5) Саморегулирующаяся система, которая  сама себя организует, самоактуализирует, проектирует и осуществляет свой собственный жизненный проект, т.е. развивает свои способности, знания, навыки, умения, повышает свой профессионализм, компетентность и т.п.

6) Саморазвивающаяся система —  не только приспосабливающаяся к внешнему миру, но и изменяющая его своей целенаправленной активностью, а вместе с тем изменяющая и самое себя: получает новые знания, уточняет оценки; развивается физически, интеллектуально, нравственно.

 

2. Ролевая концепция  личности

 

Каждый  человек  в  процессе  взаимодействия  с другими людьми занимает определенное положение в обществе - он либо президент компании, либо доцент, либо инженер, либо врач, либо студент и т.п. Положение, занимаемое человеком в обществе и связанное с определенными правами и обязанностями, называется социальным статусом.

Определение данного феномена гласит: социальный статус - это соотносительное положение (позиция), занимаемое личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим состоянием, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением.

Понятие социального статуса характеризует место личности в социальной структуре общества, в системе общественных взаимодействий, в ее деятельности в различных сферах жизни, а также оценку деятельности личности со стороны общества. Последняя может выражаться в различных качественных и количественных показателях — авторитет, престиж, привилегии, уровень доходов, зарплата, премия, звание и т.п.

Американский социолог Р. Линтон выделял «двойственное значение» понятия социальный статус. Каждый человек обладает определенным социальным статусом, в соответствии с которым занимает определенное место в социальной иерархии - губернатор штата, шериф, полицейский и т.п.

Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусов, американский социолог Р. Мертон ввел понятие «статусный набор» - это вся совокупность статусов данного индивида. Статусный набор - вся совокупность статусов, характеризующих данную личность в многообразии ее взаимодействий с другими личностями с точки зрения выполнения своих: прав и обязанностей.

В этой совокупности чаще всего выделяется ключевой, или главный статус, по которому данную личность выделяют изо всех остальных,  например, Александр Македонский - полководец, Петр Ильич Чайковский - композитор и т.п. Главным в жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет установку и направленность личности, содержание и характер ее деятельности, степень ее влияния на других и т.п.

Информация о работе Личность- как социальная система