Личность как социальный тип

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 17:23, реферат

Описание работы

Человек – индивид – личность. В жизни эти весьма взаимосвязанные понятия часто отождествляют, однако социологи отличают их друг от друга. Термином человек называют один из видов живых существ на Земле (в отличие, скажем, от птиц, рыб, змей и прочих животных). Иными словами, этот термин обозначает представителя человеческого рода вообще, передает как бы собирательный образ всех людей. В противоположность этому индивид есть отдельный "экземпляр” рода людей, один из его представителей. Наконец личность выступает как тот или иной человек, имеющий определенную неповторимую индивидуальность.

Файлы: 1 файл

Личность как социальный тип.docx

— 22.83 Кб (Скачать файл)
  1. Личность как социальный тип.

Человек – индивид – личность. В жизни эти весьма взаимосвязанные понятия часто отождествляют, однако социологи отличают их друг от друга. Термином человек называют один из видов живых существ на Земле (в отличие, скажем, от птиц, рыб, змей и прочих животных). Иными словами, этот термин обозначает представителя человеческого рода вообще, передает как бы собирательный образ всех людей. В противоположность этому индивид есть отдельный "экземпляр” рода людей, один из его представителей. Наконец личность выступает как тот или иной человек, имеющий определенную неповторимую индивидуальность.

Существует достаточно много определений понятия «личности». Наиболее удачным является определение, данное В. Ядовым. Он считает, что личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

Личность складывается из нескольких компонентов, направляющих его развитие:

биологическая наследственность (человек как природное существо);

физическое окружение (природная среда);

культура;

групповой опыт;

уникальный индивидуальный опыт.

Социология изучает личность человека с точки зрения взаимосвязи человека и общества, как влияет на становление человеческой личности социальная среда, взаимоотношения индивида с другими людьми. Многие ученые пытались решить проблему, что управляет поведением человека - биологические или социальные факторы? Кого можно считать личностью, только выдающихся людей, которые внесли значительный вклад в истории той или иной страны или мировой науки? Или личностью является все люди независимо от возраста, пола, национальности и т.д.

 

2. Теория личности Зигмунда Фрейда.

Австрийский ученый-психиатр, невролог и психолог Зигмунд Фрейд занимался детальным изучение личности человека. В основе теории личности, созданной Фрейдом, лежит понятие о внутреннем личностном конфликте. Фрейд выделил три структурных части личности – «Оно» или «Ид», «Я», или «Эго» и «Сверх-Я» или «Супер-Эго».  Деятельность и содержание этих частей личности предопределяет ее суть.  Рассмотрим функции, которые исполняет каждая часть личности.

«Ид», являясь основной частью, исполняет роль бессознательного восприятия мира. Оно реагирует на внешние раздражители и воспринимает сигналы. Работает «Ид» по принципу получения удовольствия от жизни. Эта сфера личности не имеет организации, зато она является стартовой для развития человека.

Новорожденный ребенок находится в состоянии Ид и на его основе с возрастом, накапливая опыт ощущений, вырастает в полноценную личность. По данным исследования современных психологов, полноценная личность формируется уже в возрасте трех лет, когда возникает первый кризис «Я сам». Если «Оно» возникает на ранних стадиях развития, то «Я» или «Эго» является сознательной частью личности, отвечающей за оценку действительности, принятие решений, организацию деятельности человека. Те знания, которые приходят от бессознательного «Оно», сознательное «Я» превращает в факты и анализирует их. «Эго» существует как руководящая часть личности, оно направляет ее по жизни.

«Супер-Эго» или, как его еще называют, «Сверх-Я» - это моральная сторона личности. Ее развитие происходит на основе «Эго», но функции отличаются. «Сверх-Я» - это, своего рода, культурная грань личности, которая создает моральные принципы человека, отвечает за его поведение, является совестью и духовностью личности. Фрейд считал, что все три грани внутреннего мира человека постоянно взаимодействуют друг с другом: «Ид» воспринимает окружающую среду, «Эго» анализирует ситуацию и выбирает оптимальный план действия, «Супер-Эго» корректирует это решения с точки зрения моральных убеждений личности. Но эти сферы не всегда действуют отлажено. Внутренние конфликты между «надо», «могу» и «хочу» неизбежны.

 

 

  1. Понятие личности, понятие социализации личности, понятие социализация

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик— терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Принципы анализа личности:

1) каждый человек является  индивидом, но не каждый – личностью; личностью не рождаются, личностью  становятся;

2) личность - конкретное  выражение сущности человека  и одновременно выражение социально  значимых черт данного общества, его культуры;

3) вхождение личности  в общество происходит через  вхождение ее в различные социальные  общности, которые являются основным  путем соединения общества и  человека.

 

Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, т.е. продолжается всю жизнь, поскольку на протяжении жизненного пути человеку приходится осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, вкусы, правила поведения и т.д. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

 

Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения индивидом социальных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Социализация охватывает все социальные процессы, благодаря которым индивид усваивает определенные знания, нормы, ценности, позволяющие ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Ведущим и определяющим началом социализации является целенаправленное воздействие - обучение, воспитание. Однако социализация включает и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе воздействующие на формирование личности.

Социализацию подразделяют на два вида:

1. Первичная - усвоение норм и ценностей ребенком.

2. Вторичная - усвоение новых ценностей и норм взрослым человеком.

 

  1. Личность в системе социальных связей

 

Определение места и роли личности в социальной системе можно раскрыть через понятие «социальный статус». Социальный статус личности - положение человека в обществе, которое он занимает как представитель определенной социальной группы.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором.

В статусном наборе обязательно найдётся главный.

Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которыми он сам себя идентифицирует.

Социальные статусы подразделяют на приписываемые и достигаемые.

Приписываемым называется статус, в котором человек рожден, но который но который обязательно признан таковым обществом или группой. Большинство приписываемых статусов - это и прирожденные статусы. Приписываемым называется статус, в котором человек рожден, но который но который обязательно признан таковым обществом или группой. Большинство приписываемых статусов - это и прирожденные статусы. Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы студента, профессора, банкира, президента, члена партии и т. д. Достигаемые также статусы жены и мужа, крестного отца. Иногда вид статуса определить очень трудно и тогда говорят о смешанном статусе. Смешанный статус обладает чертами приписываемого и достигаемого. Например статус безработного, заключенного и др.

Статусы подразделяют также на профессиональные, демографические, религиозные политические и кровнородственные. Все это основные статусы они определяют главное в жизни.

Индивидуальное поведение личности в соответствии со своим статусом называют социальной ролью. От студента окружающие ожидают один вид поведения, от профессора совсем иной. Роль это динамическая сторона статуса.

Таким образом:

· социальные статусы, их функциональная взаимосвязь относятся к социальным отношениям, т.е. к статике;

· социальные роли относятся к социальному взаимодействию, то есть описывают динамику общества.

Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль - их различие.

 

  1. Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам. Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества.

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания. Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль. Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.


Информация о работе Личность как социальный тип