Личность Макса Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 20:39, контрольная работа

Описание работы

Мне понравилась, как Макс Вебер в то время так точно разрабатывал концепции, которые используют в настоящее время. Макс Вебер один из крупнейших социологов своего времени, обычно характеризуемый как основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Именно на него опирается в ряде существенных отношений общая социология, включая анализ хозяйственных, религиозных, политических и бюрократических реалий.

Файлы: 1 файл

Социология М.Вебера.docx

— 38.90 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мне понравилась, как Макс Вебер в то время так точно разрабатывал концепции, которые используют в настоящее время. Макс Вебер один из крупнейших социологов своего времени, обычно характеризуемый как основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Именно на него опирается в ряде существенных отношений общая социология, включая анализ хозяйственных, религиозных, политических и бюрократических реалий.

Объектом исследования моей контрольной работы является - социология культуры.

Во первых, нужно говорить о конкретной, специфической отрасли знания, которая находится на стыке областей социологии и культуры, и соответственно, изучает социальные закономерности развитие культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности.

Социология культуры призвана раскрывать противоречивые тенденции, факторы, влияющие на культурогенез, иначе говоря, на общую социологическую картину культуры. Каждое из составляющих это знание - целый пласт чрезвычайно сложных и взаимообусловленных элементов: творческая деятельность и способ ("технология") человеческой деятельности; создание, усвоение, сохранение и трансляция идей, представлений, культурных норм и ценностей; ступени формирования этих ценностей; количественный и качественный анализ культурных явлений и т.п..

Во-вторых, это одно из ведущих направлений в западной культурологии, сложившееся к началу XX века как результат интенсивного развития наук об обществе и месте в нем человека, и введенное впервые как понятие в социологическую науку М. Адлером. Под предметом социологии культуры он понимал изучение социальных факторов становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействие на общество и социальное поведение человека. Традиционно этот подход можно обозначить как аксиологический (или ценностный).

С точки зрения деятельностного подхода, культурное и социальное представляют как соотношение целого и его части, а не как соотношение целого и его качества. По Л. Уайту, культура рассматривается лишь как аспект социальных взаимосвязей, а социология не может отделить культурное от социального.

При социологическом изучении культуры особое значение имеет определение подхода или аспекта, выделение ценностного или деятельного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, произвести анализ на различных иерархических уровнях, используя методы двух наук.

Наиболее значительными представителями социологии культуры, чьи исследования поставили общие теоретические и методологические вопросы в этих областях, определили будущее социологии культуры как науки, можно считать М.Вебера и А.Вебера, Т.Парсонса, Лесли Уайта, Р.Мертона, А.Моля и др.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. В узком смысле культура практикуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

Культура рассматривается в социологии как сложное, динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношения, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Объектом социального исследования является конкретное изучение распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы.

В этом контексте социология изучает широко распространенные устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и обществ в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Предметом исследования является социология культуры Макса Вебера.

Важной задачей социально-гуманитарного знания называл решение проблемы о том, есть ли в мире смысл и есть ли смысл существовать в этом мире. Стремился выявить основные особенности данного вида знания и его методов. Среди этих особенностей: решающее значение ценностных компонентов, акцент на выявлении историчности культурно-значимой индивидуальной действительности (или ее фрагментов), тесная связь с субъективными предпосылками, преобладание качественного аспекта исследования, особая роль понимания как специфического способа постижения социальных явлений, "нацеленного" на смысл. Создав "понимающую социологию", Вебер, однако, не отрицал роли объяснения (посредством причины, закона и др. рациональных средств) в познании социокультурных явлений.

Цель моей работы: Расширенные особенности социологии культуры Макса Вебера.

Задача - выявление значения социологии культуры Макса Вебера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личность Макса Вебера

1864 г. 21 апреля родился  Макс Вебер в городе Эрфурт, в Тюрингии. Отец его юрист, выходец  из семьи промышленников и  купцов, занимавшихся текстильным  делом, из Вестфалии. В 1869 году Вебер  с семьей переселяется в Берлин, где позже будет избран в  муниципальный сейм, затем в сейм  Пруссии и в рейстаг. Он принадлежал к группе правых либералов, лидером которых был Беннингсен. Его мать, Элен Валленштайн-Вебер, была женщиной высокой культуры, серьёзно занималась проблемами религии и социальными вопросами. До самой смерти, в 1919 г. она была в тесном интеллектуальном контакте со своим сыном, в котором оживляла потребность в религиозной вере. В салоне своих родителей молодой Вебер встречал многих известных представителей интеллигенции и политических кругов того времени: Дельтея, Моммцена, Зибеля и т. д.

1882 г. поступил в Гейдельбергский университет. Принятый на факультет права, Вебер изучает также историю, экономику, философию и теологию. Принимает участие в жизни студенческой корпорации.

1883 г. после трех семестров  учебы в университете в течение  года находился на военной  службе в Страсбурге, сначала  в качестве простого солдата, а затем офицера имперской  армии, чем всегда будет очень гордится.

1884 г. возобновление учебы  в Берлинском и в Гёттинском университетах.

1886 г. сдача первых университетских  экзаменов по юриспруденции.

1887-1888 г. Принимает участие  в военных маневрах в Эльзасе  и Восточной Пруссии. Вступает  в союз социологической политики, куда входит группа представителей  университетской интеллигенции  самых разных убеждений, интересующихся  социальными проблемами. Союз был  основан в 1872 году Г. Шмоллером, главенствующую роль в нём играли "катедер - социалисты".

1889 г. защита в Берлине  диссертации на тему "К истории  торговых обществ в средние века". Изучает итальянский и испанский языки. Вступает в адвокатский корпус Берлина.

1890 г. сдает очередные  экзамены по праву. По просьбе  союза начинает проводить опрос  о положении крестьян в Восточной  Пруссии.

1891 г. пишет диссертацию "Римская  аграрная история и её значение  для государственного и частного  права". Собеседование во время  её защиты с профессором Моммзеном послужило поводом для приглашения Вебера на должность профессора кафедры факультета права Берлинского университета.

1892 г. завершает работу  над положением сельско-хозяйственных рабочих восточных областей Германии.

1893 г. женитьба на Марианне  Шнитгер.

1894 г. Макс вебер становится  профессоров политической экономии  университета Фрибурга. Работа "Тенденции к изменению положения сельско-хозяйственных рабочих Восточной Германии".

1895 г. "Поездка в Шотландию  и ирландию. Начинает курс лекций во Фрибурге темой "Национальное государство и экономическая политика".

1896 г. Вебер принимает  у ушедшего в отставку Книса кафедру в университете Гейдельберга. Работа "Социальные причины падения античной цивилизации".

1897 г. тяжелое нервное  расстройство заставляет Вебера  прервать на четыре года всякую  работы. Он путешествует по Италии, едет на Корсику и в Швейцарию, чтобы обрести душевный покой.

1899 г. по собственной воле  выходит из Пангерманской лиги.

1902 г. возобновляет преподавательскую  деятельность в Гейдельбергском университете, но не в состоянии полностью восстановить былую активность своей университетской жизни.

1903 г. вместе с Вебером  Зомбартом создает журнал "Архив социальной науки и социальной политики".

1904 г. поездка в Соединенные  Штаты Америки для участия  в конгрессе социальных наук  в городе Сент-Луис, где выступает  с лекцией о капитализме и  сельском обществе в Германии. Новый свет производит на него  глубокое впечатление. Публикация  первой части "Протестанская этика и дух капитализма" и очерка "Объективность" социально-научного и социально-политического познания.

1905 г. русская революция  привлекает внимание Вебера, и, чтобы  читать в оригинале, он изучает  русский язык. Публикация второй  части "Протестанская этика и дух капитализма".

1906 г. публикация статей "К  положению буржуазной демократии  в России", "Переход России  к мнимому конституционализму", "Критические исследования в  области логики наук о культуре", "Протестанские секты и дух капитализма".

1907 г. получение наследства  позволяет Веберу полностью посвятить  себя науке.

1908 г. интерес к "Индустриальной  психологии" приводит к публикации  двух исследований на эту тему. Гейдельбергский салон Вебера посещает большинство немецких ученых того времени: Виндельбанд, Еллинек, Трёльч, Науман, Замбарт, Михельс, Тённис. Он помогает советом молодым университетским ученым, Дьёрдь Лукач, Карл Лёвенштейн. Организует немецкую ассоциацию социологов и издает серию работ по социальным наукам.

1909 г. публикация статьи "Производственные  отношения в сельском хозяйстве  античного мира". Начало работы  над "Хозяйством и обществом".

1910 г. участвует в конгрессе  немецкой ассоциации социологов, где занимает четкую позицию  против расистской идеологии.

1912 г. покидает руководящий  комитет немецкой ассоциации  социологов из-за расхождения  во взглядах по вопросу о "свободе  от оценки".

1913 г. публикует "О некоторых  категориях понимающей социологии".

1914 г. с началом войны  Вебер поступает на службу  и до конца 1915 года руководит  группой госпиталей гейдельберского университета.

1915 г. публикация "Хозяйственной  этики мировых религий" ("Введение", "Конфуцианство и даосизм").

1916 - 1917 гг. выполняет официальные  различные миссии в Брюсселе, Вене, Будапеште; не жалеет усилий  чтобы убедить германский руководителей  избегать расширения войны, но  в то же время настаивает  на ведущей роли Германии в  мировой политике и видит главную  опасность для неё в России. Публикация в 1916 году глав работы "Социология религий" под названием "индуизм и буддизм" и, в 1917 г. "Античный иудаизм".

1818 г. апрель. Поездка в  Вену для чтения лекций на  летних курсах университета, в  которых он раскрывает свое  понимание социологии политики и религии в виде "Позитивной критики материалистической концепции истории".

Зимой читает два доклада в Мюнхенском университете: "Наука как призвание и профессия". После капитуляции становится экспертом германской делегации в Версале. Публикует очерк "Смысл "свободы от оценки" в социальной и экономической науки".

1919 г. принимает кафедру  в Мюнхенском университете, где  работает после ухода Прентано.

1919 - 1920 гг. читает курс  лекций под названием "История  хозяйства, который будет опубликован  в 1924 году. Без особого энтузиазма признает Ресбуплику, становится свидетелем революционной диктатуры Курта Эйнснера в Мюнхене, входит в состав комиссии по подготовке проекта Веймарской конституции. Продолжает работу над книгой "Хозяйство и общество", первые части которой отпечатаны к осени 1919 г. Книга остается незавершенной.

1920 г. 14 июля Макс Вебер  скончался в Мюнхене.

1922 г. публикация его женой, вдовой Марианной Вебер, книги, "Хозяйство  и общество"; Новые издания  этого труда, о сопровождающими текстами появляются в 1925 и 1956 гг.

Концепция культуры Макса Вебера

Работы Макса Вебера

В целом труды Макса Вебера можно разделить на четыре категории:

1) Методологические исследования, критические и философские разработки. Эти труды касаются в основном  духа, объекта и методологии истории  и социологии. Они одновременно  научно-исследовательские и философские. Выводят нас к философскому  постижению человека в ходе  истории, к осмыслению концепции  взаимоотношений науки и практики. Главный из работ включены в сборник "Очерки о теории науки".

2) Работы сугубо исторического  характера: исследования о производственных  отношениях в сельском хозяйстве  античной эпохи, общая история  экономики (курс лекций, прочитанные  Вебером и опубликованный после  его смерти), работы, посвященные  некоторым специфическим проблемам  Германии или современной Европы, например, об экономическом положении восточной Пруссии или о взаимоотношении польского крестьянина и правящих классов Германии.

3) Социологические работы  о религии, начиная со знаменитой  работы "Протестантская этика  и дух капитализма", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значительных религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений.

4) И наконец главный труд Вебера - трактат по общей социологии, которой он называл "Хозяйство и общество" - был опубликован уже после смерти автора.

Информация о работе Личность Макса Вебера