Личность в российской социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 10:01, контрольная работа

Описание работы

Раздел гуманитарной или социальной науки, посвященный изучению личности, всегда вызывает повышенный интерес читателей. И это понятно человек стремится получить сведения, которые помогут ему лучше разобраться в себе и в других. Трудности начинаются уже с определения понятия «личность», однозначной трактовки которого, несмотря на его употребление в науке не существует.
Общественная жизнь − это контакты, взаимодействие наделенных энергией, разумом, эмоциями людей.

Файлы: 1 файл

Личность в российской социологии.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

Личность в российской социологии

 

     Раздел гуманитарной или социальной науки, посвященный изучению личности, всегда вызывает повышенный интерес читателей. И это понятно человек стремится получить сведения, которые помогут ему лучше разобраться в себе и в других. Трудности начинаются уже с определения понятия «личность», однозначной трактовки которого, несмотря  на его употребление в науке не существует.

    Общественная жизнь − это контакты, взаимодействие наделенных энергией, разумом, эмоциями людей. До сих пор в центре нашего внимания был Актор − Деятель (или агент − проводник, посредник ), некий воображаемый субъект, лишенный сомнений, индивидуальности, покорно подчиняющийся нормам, требованиям, предъявляемым к нему.

     Прежде всего значимы  качества для человека, которые обеспечивают эффективное социальное взаимодействие: образование, квалификация, моральные качества и т.д.единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных института, более широко − в социальной жизни.

     Индивид − это единичный человек или биосоциальное существо, особь. Индивидуальность же для социальных наук −это характеристика уникальности, неповторимости, присущей данной личности, ответственный субъект социальной жизни; индивидуальность может быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.

      Социальные качества конкретной личности представляют собой сложный комплекс, поскольку в процессе развития от биологического организма до личности как социального субъекта участвуют различные факторы.

      Первая группа  факторов − социокультурные предуказания. Что бы быть принятым в данной  системе взаимодействий, получить надежную помощь и поддержку, человек обязан сооответвовать ожиданиям (требованиям), выработанным в данном обществе, быть предсказуемым для партнеров и т.д.

      Изучая социальные  институты, подробно говорят о  «бессмертных», «неодолимых» статусах, ролях, нормах, занимающий ту или  иную ячейку, статусную позицию  в системе социальных взаимодействий. При этом конкретное содержание поведения определяется культурой, выработанной в этом обществе системой норм, ценностей и т.д.

      Эти (и другие) элементы социальной системы и культуры существуют независимо от конкретного человека. Всякий входящий в общество в соответствии с занимаемой или желаемой социальной позицией должен выполнять соответствующие предуказания.

       Данные факторы  «навязывают» человеку определенный  тип социального поведения , т.е. формирует типологические, социально-предсказуемые, повторяющиеся (стандартные) элементы социального поведения.

      Но типичными чертами  социальный портрет личности  не ограничивается.

      Вторая группа  − биологические, врожденные свойства индивида, которые прямо или косвенно обусловливают индивидуальные особенности личности, содействуют или препятствуют ее социальному успеху, достижениям.

      Так, целеустремленности, сильному стремлению к достижению  поставленной цели в немалой  степени способствует наличие  холерического темперамента, для  успеха преподавательской деятельности немалое значение имеет эмоциональность человека, его коммуникабельность.

       Третья группа  факторов − овладение индивидом  коллективного опыта и наработка  индивидуального опыта в процессе  социализации .Носителями коллективного опыта являются родители, учителя, писатели, работники системы образования, журналисты и др. Коллективный опыт тесно взаимодействует с индивидуальным опытом человека; социальное содержание этого опыта зависит от того, в какой семье он рос, кто составлял круг его друзей, как складывалась его карьера и т.д. Своеобразие полученных жизненных уроков также придает ощутимое своеобразие личности как субъекту социальных взаимодействий, обусловливает особенности поведения. Итак социальное поведение, свойства конкретной личности определяется как минимум тремя группами основных факторов, и чтобы понять поведение какого-то конкретного человека, необходим комплексный подход − нельзя все объяснить социокультурными преуказаниями (хотя они и играют роль). Важное значение имеют биологические особенности человека, его жизненный путь и т.д.

       Зная социальный  статус конкретного человека (студент, преподаватель и т.д.), его социальные  функции, мы ожидаем от него типичного набора действий, типичного набора качеств, которые, необходимы для осуществления этих функций.

       Ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который  имеет человек,−− это, по определению Р.Линтона, социальная роль. Если статус − это сами права и обязанности, то социальная роль − это ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе, данной системе социальных взаимодействий.

      Социальная роль  − это ожидание (экспектация), предъявляемое  обществом к личности, занимающей  тот или иной статус. Она не  зависит от самой личности, её  желаний и существует как бы помимо и до самой личности.

       Основные требования вырабатывались, шлифовались обществом и  существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям. «Базовую типологию ролей заранее определяет общество. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, что общество расписывает роли всем драматическим персонам…Актерам нужно только войти в роли, расписанные им до понятия занавеса. Пока роли играются по тексту. социальное действо идет как запланировано».

Роль − это деиндивидуализированный образец  поведения человека, занимающего определенный статус. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые предуказания, которые закреплены за этой позицией. Не роль «подстраивается» под своего исполнителя, а исполнитель должен выполнять расписанную для него обществом, культурой, традициями роль.

      И если работа  требует сдержанности, а человек  является весьма эмоциональным, вспыльчивым, он должен или отказаться  от подобной карьеры, или научиться  контролировать себя.

       Таким образом, роль, будучи независимым от личности, деиндивидуализированным образцом поведения, появляется основным средством обеспечения эффективного, бесперебойного функционирования первоосновы социальной жизни − социальных институтов. Именно посредством системы ролевых предуказаний люди включаются в институционализированные взаимодействия.

      Социальная роль  органично соединяет в себе  символически-информационную и императивно-контрольную  составляющие. Эта составляющая  предоставляет личности сценарий поведения, в котором достаточно подробно представлен образец требуемого от человека данного статуса поведения, вплоть до приемлемых жестов, походки, одежды, привычек.

      Необходимо соотносить  социальные роли с ценностями, нормами поведения, традициями, обычаями.

      Конечно, ценности, нормы  и роли возникают и утверждаются  в социокультурном пространстве. Реальное содержание роли в  решающей степени определяется  ценностными приоритетами, стандартами  поведения, принятыми в данном  обществе, культуре.

       Другими словами, включаясь  в систему социальных  связей, личность получает жизненный  опыт, предметное представление  о том, что одобряется и отвергается  данным обществом, как следует  выполнять свои функции, обязательства, оценивает, принимает решения, делает жизненные выводы.

      Естественно. в молодые  годы спектр этих социальных  ролей крайне узок. Ребенок же  вообще во многом познает мир  благодаря игре, имитации, подражанию  старшим. Во взрослые годы резко  расширяется спектр социальных ролей, а вместе с тем, приобретая жизненный опыт, человек вынужден реализовать массу ролевых предписаний, сталкивается с ролевыми конфликтами, что значительно обогащает его жизненный и духовный опыт, развивает в нем способность самостоятельно анализировать, выбирать, решать.

      При этом ведущую  роль в формировании жизненных представлений играют ценности, нормы, требования, с которыми индивид сталкивается в процессе выполнения решающих функций, связанных с профессией, имущественным положением личности, определяющих ее статус в обществе.

       Реальное функционирование  системы социальных связей оказывает  огромное, по сути решающее социализирующее воздействие на личность. Но это воздействие непреднамеренное мы имеем дело со скрытой , латентной функцией деятельности социальных институтов и общностей.

      Для обеспечения  большей надежности, гарантированности  процесса социализации. Прежде всего  воспитание, в ходе которого происходит специальный отбор  как задач, идей формирования личности. Так и средств, методов, способных обеспечить наибольший эффект этого процесса.

      На ранних этапах  развития общества процесс социализации  был частью производственной деятельности, домашнего труда; специально организованных его форм не существовало. Выделение в частности, целенаправленного воспитания происходит лишь на определенных этапах социальной эволюции. Специальная организация усилий по формированию личности, видимо, предполагала ( и предполагает ) в том или ином виде понимание того, что а) личности не рождаются, а ею становятся − это дает шанс для воспитанния, уверенность в том, что воспитательные усилия висит от того, кто и как на нее оказывал воздействие, кто и какие идеи, представление сознательно прививает; в) желательно и возможно сформировать  у личности качества, полезные  для общества, социальной группы, семьи; г) личность формируется в результате как целенаправленных, так и непреднамеренных влияний среды, и роль последних решающая ( этот вывод, по всей видимости, был сделан гораздо позже, после накопления опыта воспитания); д) формирование личности − это процесс взаимодействия внешних и внутри личностных факторов, т.е. результат воспитания зависит не только от умений, желаний воспитателя, но и от отношения к этим целям, идеалам воспитуемого.

      В реальном процессе  социализации органически переплетаются  преднамеренные и непреднамеренные  формы, причем первые тесно связаны со вторыми , дополняя и углубляя их воздействие. Ведь человек ( особенно в юношеском возрасте ) не всегда способен самостоятельно глубоко осмыслить свои жизненные впечатления, определить в повседневной суете подлинные ценности жизни, её перспективы и т.д. Процесс воспитания позволяет личности уверенно использовать опыт предков и разум общества в понимании смысла бытия, повышает общую эффективность процесса социализации личности, обретения ею социальных свойств и качеств, реализации её способностей.

       Социализация − процесс становления личности как целостного субъекта социальной жизни, в котором неразделимо стандартное и уникальное, социально-типичное и индивидуально-неповторимое.

      Особенности социологического подхода так или иначе подразумевают под социализацией преимущественно процесс приобретения личностью социально-типичных, повторяющихся черт, присущих любому человеку, занимающему определенную социальную «ячейку». Все люди разные. И эти различия уникальность, неповторимость для нас не менее ( если не более) важны, чем типичные предсказуемые, повторяющиеся свойства, которыми мы обладаем.

      Индивидуальность  важна не только для нас  самих, но и для общества. Во  многом уникальность, своеобразие  мышления, восприятия мира «пророками»  позволило им предложить новые  варианты обустройства социальной жизни, новые ценности, нормы взаимоотношений. Индивидуальность, которая свойственна каждому из нас,− это, возможно. Самая высшая ценность для каждого из нас.

       Одна из причин  − генетическая неповторимость  каждого человека. Генами социальные свойства не определяются, но врожденные качества могут сыграть опосредованную роль в реализации социальных свойств личности. Так. Доброта нередко приобретает навязчивый характер, а совестливость у человека, обладающего повышенной тревожностью, может приобрести вид мании преследования.

      Некоторые врожденные качества способны оказать немалое влияние: на восприятие индивидом социальной реальности, его поведение в системе социальных взаимодействий, оценку его поведения другими людьми. Прежде всего это темперамент. Важнейшая психодинамическая характеристика человека, которая наследуется генетически. Конечно, сам по себе темперамент не дает возможности судить о содержательной стороне личности, определяя лишь динамическую сторону человеческих поступков Вместе с тем поведение человека в каждый отдельный момент представляет собой единство социального содержания и темперамента, своеобразие которого оказывает влияние на степень проявления эмоций, мышление и т.д. Во многом именно темперамент. Этот, в общем-то биогенный фактор,  придает неповторимость конкретной личности и зачастую становится одной из причин ее успехов или неудач.

       Основными показателями  темперамента являются:

       − сенситивность, т.е. степень возбудимости человека;

       − реактивность, т.е. степень эмоциональности, впечатлительности;

       − активность, т.е. степень воздействия человека  на внешний мир, его способности  преодолевать препятствия при  достижении целей;

         −темп реакций, т.е. скорость движения, темп речи, находчивость, быстрого ума;

        − пластичность, т.е. ригидность, т.е. приспособляемость или, наоборот, косность, неизменность поведения, упрямство и т.д.

       На основе этих  и других характеристик определяются  основные типы темпераментов. Наиболее  простой является классификация предложенная И.П. Павловым: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

       Другие врожденные  свойства человека − это доминирование  корковой или подкорковой умственной  деятельности, образного ( связанного  преимущественно с развитостью правого полушария коры головного мозга ) или логического ( связанного с левым полушарием ) типа мышления и др.

Информация о работе Личность в российской социологии