Личностно-ориентированное обучение в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:31, реферат

Описание работы

Цель исследования определяется необходимостью выявления условий применения технологии личностно-ориентированного обучения в условиях современного высшего учебного заведения.
Объектом исследования выступает процесс обучения и развития студентов в высшем учебном заведении.
Предметом исследования выступает процесс использования в обучении технологии личностно-ориентированного обучения.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) изучить концептуальные основы различных подходов к исследованию технологии личностно-ориентированного обучения;
2) выделить показатели технологии личностно-ориентированного обучения;
3) выявить и обосновать совокупность условий, обеспечивающих применение технологии личностно-ориентированного обучения в условиях высшего учебного заведения.

Содержание работы

Введение3
1.1 Современные модели концепции содержания образования 5
1.2 Личностный подход в образовательной технологии8
2. Принципы построения личностно-ориентированной системы
обучения12
3. Технология личностно-ориентированного обучения 16
Заключение19
Список используемых источников21

Файлы: 1 файл

реф по г л.docx

— 49.68 Кб (Скачать файл)

Личностно-ориентированное  обучение в большей мере, чем традиционное, соответствует возможностям и способностям молодого специалиста.

Использование технологий личностно-ориентированного обучения даёт преподавателю возможность, учитывая индивидуальные особенности обучающихся, изменить форму занятий (например, проводить регламентированные дискуссии) в целях повышения продуктивности учебной деятельности.

Как известно, при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении необходимо опираться  на субъективный опыт каждого конкретного человека, а также учитывать индивидуальную избирательность студента к формам заданий, типу и виду изучаемого материала. Соблюдение этих требований особенно важно при работе с людьми младших курсов, так как одной из возрастных особенностей в юношеском возрасте является, так называемое, чувство взрослости.[10]

Осуществление личностно-ориентированного подхода  невозможно без изучения личности студента. При этом необходимо выявлять и учитывать психофизиологические особенности студента, его интересы, жизненные ценности, личные потребности и т.д.

Важным  является ещё один фактор – оценка знаний. Здесь оцениваются не только итоговые знания, но и усилия студента. Такое положение особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки студентов с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования более продуктивной учебной деятельности студентов с высоким уровнем интеллектуальных способностей.[11]

Таким образом, личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому студенту возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений.

Средствами  развития интеллектуальных способностей молодого человека при личностно-ориентированном обучении являются стремление к развитию личности, предоставление молодому специалисту возможности активной познавательной деятельности через посильную самостоятельную работу и предоставление творческой свободы.

 

2. Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения

Личностно-ориентированная педагогика, строя процесс обучения и воспитания, исходила в основном из признания  ведущей роли (детерминации) внешних  воздействий, (роли педагога, коллектива, группы), а не саморазвития отдельной  личности.

Аналогичным образом разрабатывались  и соответствующие дидактические  модели, через которые реализовывался индивидуальный подход в обучении. Он сводился в основном к разделению учащихся на сильных, средних, слабых; к педагогической коррекции через специальную организацию учебного материала по степени его объективной сложности, уровню требований к овладению этим материалом (программированное, проблемное обучение).

В рамках такого индивидуального подхода  проводилась предметная дифференциация, которая, кстати, востребовалась, только одним социальным институтом — вузами. Во всех же остальных сферах человеческой жизни такая дифференциация не имела  существенного значения. Общеобразовательная  школа в основном готовила к вузу и этот социальный заказ выполняла  через предметную дифференциацию, при  этом нивелировалась духовная дифференциация.

Психологические модели личностно-ориентированного обучения были подчинены задаче развития познавательных (интеллектуальных) способностей, которые рассматривались прежде всего как типовые (рефлексия, планирование, целеполагание), а не индивидуальные способности. Средством развития этих способностей считается учебная  деятельность, которою строится как  «эталонная» по своему нормативному содержанию и структуре.

Индивидуальные способности «просматривались»  через обучаемость, определяемую как  способность к усвоению знаний.

Чем лучше были организованы знания в системы (по теоретическому типу), тем выше была обучаемость. Зависимая  от содержания, специального конструирования  учебного материала, обучаемость тем  самым рассматривалась не столько  как индивидуальная, сколько как  типовая особенность личности (теоретики, эмпирики, обладатели наглядно-образного  словесно-логического мышления и  т.п.). При всем видимом различии эти  модели объединяет следующее:

• признание за обучением определяющего  основного источника (детерминанты) развития личности;

• формирование личности с заранее  заданными (планируемыми) качествами, свойствами, способностями («стань таким, как я хочу»);

• понимание развития (возрастного, индивидуального) как наращивание  знаний, умений, навыков (увеличение их объема, усложнение содержания) и овладение социально-значимыми эталонами в виде понятий, идеалов, образцов поведения;

• выделение и отработка типовых  характеристик личности как продукта социокультурной среды («коллективный  субъект»);

• определение механизма усвоения (интериоризации) обучающих воздействий  в качестве основного источника  развития личности.

В настоящее время нами разрабатывается  иной подход к пониманию и организации  личностно-ориентированного обучения. В основе его лежит признание  индивидуальности, самобытности, самооценка каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта» прежде всего как индивида, наделенного  своим неповторимым субъектным опытом.

Реализация личностно-ориентированной  системы обучения требует смены  «векторов» в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса (и в этом смысле жестко регламентированного), к учению, как индивидуальной деятельности студента, ее коррекции и педагогической поддержки.

Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для  этого все необходимые условия. Тем самым существенно меняется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому студенту с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты обучения — не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого молодого специалиста и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения. Развитие способностей обучающегося — основная задача личностно-ориентированной педагогики, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от студента к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс.

Несколько соображений о проектировании личностно-ориентированной системы  обучения. Исходя из ее специфики, невозможна построить идеальную модель, как  это принято, т.е. наметить общие  цели и конечные результаты без учета  «сопротивления материала», каким является студент как носитель субъектного опыта. В этом смысле мы различаем термин «прожектирование» (мысленное, идеальное простраивание чего-либо) и проектирование (как создание и практическое воплощение проекта). Эффект создания и управления личностно-ориентированным обучением зависит не только от организации, но в значительной мере от индивидуальных способностей студента как основного субъекта образовательного процесса. Это делает само проектирование гибким, вариативным, многофакторным.

Проектирование личностно-ориентированной  системы обучения предполагает:

• признание студента основным субъектом процесса обучения;

• определение цели проектирования — развитие индивидуальных способностей молодого специалиста;

• определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством  выявления и структурирования субъектного  опыта студента, его направленного развития в процессе обучения.

Реализация личностно-ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и метазнания, т.е. приема и методы познания. Важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса.

Необходимы также особые процедуры  отслеживался характера и направленности развития студента; создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности; изменение сложившихся в нашей культуре представлений о норме психического развития молодого человека.

Для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения необходимо; во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются. Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса. В-третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса. 

 

3. Технология личностно-ориентированного обучения

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы  обучения, как отмечалось выше, является признание индивидуальности студента, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Индивидуальность рассматривается  как неповторимое своеобразие каждого  человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся под воздействием разнообразных факторов, обеспечивающих анатомо-физиологическую, психическую организацию любого человека.

Индивидуальность — обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная  реализация в игре, учении, труде, спорте определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных  природных задатков в процессе воспитания и одновременно — и это главное  для человека — в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных  видах деятельности.

В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального  развития каждого студента, создание социокультурной ситуации развития исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей студента.

Но чтобы индивидуально работать с каждым молодым человеком, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс.

Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием студента в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентирован-ного процесса можно выразить следующим  образом:

• учебный материал (характер его  предъявления) должен обеспечивать выявление  содержания субъектного опыта студента, включая опыт его предшествующего обучения;

• изложение знаний в учебнике (преподавателем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого студента;

• в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта студента с научным содержанием задаваемых знаний;

• активное стимулирование студента к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

• учебный материал должен быть организован  таким образом, чтобы студент имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

• необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию  наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

• при введении знаний о приемах  выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические  предметные приемы учебной работы с  учетом их функций в личностном развитии;

• необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным  образом процесса учения т.е. тех  трансформаций, которые осуществляет молодой специалист, усваивая учебный материал;

• образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование преподавателем на занятии, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).

 

Заключение

 

При написании  данной работы мы определили следующую  цель исследования - выявление условий  применения технологии личностно-ориентированного обучения в условиях современной общеобразовательной школы.

В соответствии с целью исследования были реализованы  следующие задачи:

1) изучены  концептуальные основы различных  подходов к исследованию технологии  личностно-ориентированного обучения;

2) выделены  особенности технологии личностно-ориентированного  обучения;

3) выявлены и обоснованы условия, обеспечивающие применение технологии личностно-ориентированного обучения в условиях современной общеобразовательной школы.

Таким образом, в данной работе мы рассмотрели существующие концепции содержания образования и убедились, что наиболее актуальной в педагогическом и общественно-значимом плане является модель адекватная социальному опыту, тесно интегрированная с личностным подходом. Эта концепция содержания образования базируется на следующих принципах:

Информация о работе Личностно-ориентированное обучение в вузе