Личностный подход к девиантному поведению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть девиантное поведение как социальные отклонения общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…………3
1. Определение понятия девиантного поведения и его особенностей…… .….5
1.1 Проблемы разграничения понятия «нормы» и «девиантное поведение»..5
1.2 Различные подходы к классификации девиантного поведения………....10
2. Факторы, определяющие отклонения в поведении…………………………13
3.Особенности девиантного поведения подростков…………………………..19
3.1Типичные формы девиантного поведения подростков………………….19
3.2 Личностные особенности девиантных подростков……………………...20
4.Профилактика девиантного поведения………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….24
Литература………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД.docx

— 62.17 Кб (Скачать файл)

    Реакция протеста (оппозиции) - одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью. Реакции протеста бывают пассивными и активными. Пассивные реакции протеста - это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, который вызвал такую реакцию подростка, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения с ним.

   Побеги из дома. В современных психологических теориях побег из дома рассматривается как один из способов защитного поведения. Побег — это поведенческая реакция на фактор или группу факторов, рассматриваемых субъективно как катастрофические. Обычно первый побег бывает после какой-то ссоры или психической травмы, а затем эта форма реагирования закрепляется, и в дальнейшем подросток уже на любую неприятность отвечает побегом из дома. Побеги можно рассматривать как реакцию протеста на недостаточное внимание родителей. [8]

   Дромомания - это склонность к бродяжничеству. Она рассматривается психиатрами как один из вариантов расстройства контроля над импульсивными побуждениями – обычно это неудержимое влечение к дальним странствиям. Истинная дромомания встречается сравнительно редко, в основном при психических заболеваниях – шизофрении, эпилепсии.

   Аддиктивные формы отклоняющегося поведения также подверглись резкому омоложения за последние десятилетия. Суть аддитивного (аддикция пагубная склонность к чему-либо) поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Такая форма поведения характерна для подростков с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни. [12]

 

3.2 Личностные особенности девиантных подростков

 

    У большинства криминальных подростков, как мальчиков, так и девочек, отмечено отрицательное отношение к школе и одноклассникам, с которыми они если и общаются, то больше негативно, чем хорошо; ненависть к отличникам; негативную установку к другим людям, чести и достоинству. Для подростков с асоциальным и антисоциальным поведением характерно отчуждение от общепринятых правил социального общежития; отторжение от позитивных социальных ценностей.

   Так как у несовершеннолетних самооценка еще не определилась, ценностные ориентации не сложились в систему, можно говорить о их специфике у подростков-правонарушителей. Во-первых, они оценивают себя значительно ниже законопослушных по самооценочным категориям внешней привлекательности, ума, успешности в учебе, доброты и честности. Во-вторых, свои неудачи они приписывают чему-то внешнему - везет меньше, на их долю выпало больше несчастья, негде себя показать, производят на других неблагоприятное впечатление и пр. В-третьих, у них возрастает значимость объектов, удовлетворяющих потребность престижа. На фоне преобладания у делинквентов потребительских тенденций ценностные ориентации имеют прямую связь со структурой их досуга: приобретение спиртного, посещение баров и дискотек, просмотр кинофильмов и телепередач, отсутствие интереса к чтению книг. Среди современных подростков с отклоняющимся поведением популярны фильмы с уголовной тематикой.

   Необходимо отметить следующие составляющие личностей с девиантным поведением:

  • постепенное усугубление отдельных негативных качеств личности, складывающихся в криминогенный комплекс;
  • особое стечение обстоятельств и действие факторов, приводящих к взаимодействию криминогенных качеств, их развитию и фиксации;
  • фоновым условием для образования и развития криминогенного комплекса является наличие у подростка общих трудностей и отставания в развитии личности;
  • наличие криминогенного комплекса делает подростка нечувствительным к воздействию воспитательных мер, направленных на коррекцию отдельных сторон его личности.

   Одним из факторов возможных отклонений в поведении младших подростков является неразвитое логическое, конкретное мышление. Возможно, что у подростков с девиантным поведением имеет место искажение действительности, выражающееся в стремлении преподнести себя в более выгодном свете, скрыть девиантное поведение. Они отмечают в себе больше хорошего, отрицая «неодобряемое» поведение. Поэтому, можно отметить парадоксальность в том, что подростки с девиантным поведением – более совестливы, дисциплинированны, обладают высоким самоконтролем поведения, эмоций и чувств; считают себя людьми, соблюдающими моральные нормы и стандарты. Возможно, что данную их особенность определяет сниженная критичность мышления. [10]

    Девиантным подросткам свойственна ригидность поведения, которое в меньшей степени контролируется интеллектом. Следовательно, они более подвержены влиянию эмоций, погружены в мир собственных переживаний.

Эго-структура девиантных подростков перенапряжена, что отражается на более высоких показателях  самоконтроля поведения, моральности, демонстративности и силе «Я». Возможно, что среди девиантных подростков имеет место искажение действительности, выражающееся в стремлении преподнести себя в более выгодном свете. Они говорят о себе больше хорошего, отрицая плохое поведение.

   Возможно, что слабая нервная система – источник повышенной возбудимости подростка с девиантным поведением. Эмоциональная неустойчивость, импульсивность стоит за проявлениями его конфликтности, агрессивности. [11]

 

 
 

 

 

 

 

                 4. ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

  Среди средств, которые могут обеспечить необходимую профилактику возникновения девиантного поведения, можно перечислить следующие:

 • Информирование человека об опасных и разрушающих формах поведения и их последствиях. Многие подростки и даже взрослые не до конца понимают результат своих действий.

 • Правильное воспитание, в ходе которого складываются доверительные взаимоотношения между ребенком и родителями, мирно разрешаются конфликты и споры, появляется возможность обсудить и разрешить поведенческие проблемы, потенциально влияющие на возникновение девиантного поведения

 • Обучение личности навыкам контроля за своим поведением. Это очень важно потому, что причиной проблемы является низкий уровень сознательного контроля своих действий. Навыки контроля позволяют сохранять сознательность даже в трудных и стрессовых для личности ситуациях.

 • Профилактические меры со стороны государства. Зачастую люди не знают законодательных норм и не подозревают, что их действия могут квалифицироваться как преступные. Государству доступны самые разные меры по профилактике девиантности, в числа которых – обучение школьников и студентов основам законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

                                        

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Девиантное поведение  это отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

  На сегодняшний день, нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и насколько оно является патологическим.    

  Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, психологический и биологический.

   Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведенияи выделяет два типа девиантного поведения созидающей и разрушительной направленности.   

  Психологический подход рассматривает девиацию как отклонение от естественного для конкретного индивида поведения. Поэтому некоторые ученые считают девиантным поведение зацикленности на чем-то одном, хотя оно может и не носить антисоциальный характер.

  Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение – результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.

   В настоящие время все ученые сходятся во мнении, что причинами возникновения отклоняющегося поведения являются различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного  характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками.

  К личностным особенностям  подростков, предрасполагающие к  появлению отклонений в поведении  относят: постепенное усугубление  отдельных негативных качеств  личности, особое стечение обстоятельств  и действие факторов, приводящих к взаимодействию криминогенных качеств, их развитию и фиксации, наличие у подростка общих трудностей и отставания в развитии личности, криминогенный комплекс который делает подростка нечувствительным к воздействию воспитательных мер, направленных на коррекцию отдельных сторон его личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

                                                ЛИТЕРАТУРА

 

1.   Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева, – М., 2003.

2.   Бернс, Р.М. Развитие Я-концепции и воспитание./ Р.М. Бернс, - М., 2006.

3.   Блюм, Г.Н. Психоаналитические теории личности./ Г.Н. Блюм, - М., 2000.

4.   Бэрон ,Р.Д. , Ричардсон, Д.М. Агрессия. – СПб., 1998.

5.   Выготский, Л.С. Педология подростка // Собр.соч.: в 6т./ - М., 1984. т.5 Трудное детство.

7.  Гилинский, Я.И., Смолинский, Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 1988. № 5.

8. Еникеева, Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков./ Д.Д. Еникеева, - М., 1998.

9. Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 1995. - № 2.

10. Каган, В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание// Вопросы психологии. - 1992, № 2.

11. Ковалев, А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер// Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982.

12. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей./ В.В. Ковалев, – М., 1979.

13. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков./ В.Т. Кондрашенко, - Минск, 2000.

.

 


Информация о работе Личностный подход к девиантному поведению