Лидерствo в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 23:03, реферат

Описание работы

Цель работы заключается в нахождении сущности, функций и стилей понятий лидерство и руководство в коллективе.
Задачи данной работы следующие:
1.Рассмотреть феномен и функции лидерства;
2.Выявить основные стили лидерства;
3.Обосновать управленческие качества и функции руководителя;
4.Рассмотреть роль руководителя в коллективе.

Файлы: 1 файл

Социология и психология управлени ять.docx

— 52.90 Кб (Скачать файл)

Управляющее воздействие начальника является волевым и граничит с психологическим внушением и гипнозом. Его слова могут произвести серьезные изменения в психическом состоянии подчиненного, как в лучшую, так и в худшую сторону. Для повышения результативности управления и корректировки социально-психологического воздействия следует учитывать психологический процесс внушения – суггестию. [11]

Формируя сознательно и целенаправленно морально-психологический климат своего коллектива, руководитель пресекает и ликвидирует все ненужные раздражители. Современная наука доказала чрезвычайную вредность психологических переживаний. Вполне здоровые люди, пережившие стресс – в связи с переутомлением, болезнью или смертью близкого человека, разладом в семье, неприятностями на работе, ссорой с друзьями, коллегами и т. п. – утрачивают прежнюю психологическую выносливость, у них образуются так называемые реактивно-психогенные состояния – неврозы.

Значительная часть «трудных» людей является таковыми не по злому умыслу, а вследствие врожденной или приобретенной неустойчивости психики, слабых или расшатанных нервов и т.п.

По отношению к ним руководитель неизбежно выступает в роли врача–психолога, формирующего, лечащего и оберегающего душу «слабых», особенно это важно в сферах, где большую роль играет психическая выносливость: в авиации, на транспорте, в службе занятости и др. Руководитель и его помощники–психологи в конечном счете занимаются ликвидацией дефектов воспитания у подчиненных, лечат «словотерапией» психологические неурядицы.

Подчеркнем, что характер морально–психологического климата зависит от всех членов коллектива.

К сожалению, не исключено, когда руководитель может сам явиться причиной конфликта ситуации. Это является результатом следующих его свойств как субъекта управления:

– неподготовленность, профессиональная некомпетентность, в т.ч. неопытность в работе с людьми;

– недостаточная моральная воспитанность (нечестность, стяжательство, карьеризм, грубость, черствость);

– слабость характера и прежде всего неуравновешенность, ведущая к аффектным вспышкам и резкости обращения, а также властность, отсутствие честности в поведении.

Итак, решающую роль в создании морально-психологического климата принадлежит руководителям. Каждый из них оригинален как личность, является представителем определенного типа личности, но вместе с тем в своей деятельности представляет тот или иной тип руководства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Не следует упрощать психологическую сущность феномена руководства, в управлении группой всегда присутствуют два пласта, два аспекта власти: формально–правовой, который может быть назван администрированием, и психологический, во многом сближающий руководителя с неформальным лидером по способам воздействия на членов группы.

Следовательно, несмотря на то, что по своей психологической сущности феномены руководства и лидерства достаточно близки, ошибочным было бы представление о полном их соответствии в одном лице управленца. Против такого слияния можно привести несколько важных доводов.

 Во–первых, чаще всего лидер и руководитель группы имеют различную ориентацию: последний всецело направлен на достижение цели деятельности коллектива и решение стоящих перед ним задач, первый же больше ориентирован на внутригрупповые интересы и отношения.

Во–вторых, можно выделить лишь достаточно специфический род групп, для которых будет эффективно слияние в одном лице руководителя и интеллектуального лидера. Речь идет, прежде всего, о научных коллективах, продуктивность которых повышается в том случае, если их руководитель способен лидировать в ведущей научной деятельности группы.

В–третьих, существует немало типов социальных групп, где в силу существенных возрастных или статусных различий руководителя и членов группы описанное выше совмещение невозможно. Это в полной мере относится к студенческой группе. Преподаватель, сколь близок он бы ни был своим студентам, должен опираться в управлении группой в основном на властные функции и свой авторитет руководителя, а неформальные лидеры группы будут выявляться из рядов студентов.

Таким образом, основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его воздействие как на нее в целом, так и на ее лидера (например, староста у студентов), что может рассматриваться как совмещение статусной и личной формы власти.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.Андреева, Г.М. Социальная психология  [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Дело,2007.–239 с.

2. Громкова, М.Г. Эффективное управление [Текст] / М.Г.Громкова.– М.: Дело,2009.–117 с.

3. Левин М.К. Руководитель без конфликтов [Текст] / М.К. Левин. – М.: ИНИОН,2005. – 114 с.

4. Основы искусства управления [Текст]: Учеб.: В 3т. Т. 1. – 2-е изд., перераб. и доп. / А.М. Европкин. – М.: Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 63 с.

 5.Социально–психологические аспекты управления [Текст]: Учеб.: В 3т. Т. 1. – 2-е изд., перераб. и доп. / А.М. Европкин. – М.: Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 63 с.

6. .Смолкин, А.М. Основы организации эффективного управления [Текст] / А.М. Смолкин. – М.: Дело,2010.–101 с.

7.Фидлер, Ф.Т. Психология современного лидерства [Текст] / Ф.Т. Фидлер, Р.А. Уоттермен. – М.: ИНФРА–М,2009. – 420 с.

8. Фролов, С.С. Пять искушений руководителя: притчи о лидерстве [Текст] / С.С. Фролов. –  СПб.: ИНФРА–М, 2011. – 48 с.

9. Якшина, Е.Г. Психология коллективной деятельности [Текст] / Е.Г. Якшина.– М.: Дело,2008.–148 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Лидерствo в коллективе