Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 23:03, реферат
Описание работы
Цель работы заключается в нахождении сущности, функций и стилей понятий лидерство и руководство в коллективе. Задачи данной работы следующие: 1.Рассмотреть феномен и функции лидерства; 2.Выявить основные стили лидерства; 3.Обосновать управленческие качества и функции руководителя; 4.Рассмотреть роль руководителя в коллективе.
Управляющее воздействие начальника
является волевым и граничит с психологическим
внушением и гипнозом. Его слова могут
произвести серьезные изменения в психическом
состоянии подчиненного, как в лучшую,
так и в худшую сторону. Для повышения
результативности управления и корректировки
социально-психологического воздействия
следует учитывать психологический процесс
внушения – суггестию. [11]
Формируя сознательно и целенаправленно
морально-психологический климат своего
коллектива, руководитель пресекает и
ликвидирует все ненужные раздражители.
Современная наука доказала чрезвычайную
вредность психологических переживаний.
Вполне здоровые люди, пережившие стресс
– в связи с переутомлением, болезнью
или смертью близкого человека, разладом
в семье, неприятностями на работе, ссорой
с друзьями, коллегами и т. п. – утрачивают
прежнюю психологическую выносливость,
у них образуются так называемые реактивно-психогенные
состояния – неврозы.
Значительная часть «трудных»
людей является таковыми не по злому умыслу,
а вследствие врожденной или приобретенной
неустойчивости психики, слабых или расшатанных
нервов и т.п.
По отношению к ним руководитель
неизбежно выступает в роли врача–психолога,
формирующего, лечащего и оберегающего
душу «слабых», особенно это важно в сферах,
где большую роль играет психическая выносливость:
в авиации, на транспорте, в службе занятости
и др. Руководитель и его помощники–психологи
в конечном счете занимаются ликвидацией
дефектов воспитания у подчиненных, лечат
«словотерапией» психологические неурядицы.
Подчеркнем, что характер морально–психологического
климата зависит от всех членов коллектива.
К сожалению, не исключено, когда
руководитель может сам явиться причиной
конфликта ситуации. Это является результатом
следующих его свойств как субъекта управления:
– неподготовленность, профессиональная
некомпетентность, в т.ч. неопытность в
работе с людьми;
– слабость характера и прежде
всего неуравновешенность, ведущая к аффектным
вспышкам и резкости обращения, а также
властность, отсутствие честности в поведении.
Итак, решающую роль в создании
морально-психологического климата принадлежит
руководителям. Каждый из них оригинален
как личность, является представителем
определенного типа личности, но вместе
с тем в своей деятельности представляет
тот или иной тип руководства.
Заключение
Не следует упрощать психологическую
сущность феномена руководства, в управлении
группой всегда присутствуют два пласта,
два аспекта власти: формально–правовой,
который может быть назван администрированием,
и психологический, во многом сближающий
руководителя с неформальным лидером
по способам воздействия на членов группы.
Следовательно, несмотря на
то, что по своей психологической сущности
феномены руководства и лидерства достаточно
близки, ошибочным было бы представление
о полном их соответствии в одном лице
управленца. Против такого слияния можно
привести несколько важных доводов.
Во–первых, чаще всего лидер
и руководитель группы имеют различную
ориентацию: последний всецело направлен
на достижение цели деятельности коллектива
и решение стоящих перед ним задач, первый
же больше ориентирован на внутригрупповые
интересы и отношения.
Во–вторых, можно выделить
лишь достаточно специфический род групп,
для которых будет эффективно слияние
в одном лице руководителя и интеллектуального
лидера. Речь идет, прежде всего, о научных
коллективах, продуктивность которых
повышается в том случае, если их руководитель
способен лидировать в ведущей научной
деятельности группы.
В–третьих, существует немало
типов социальных групп, где в силу существенных
возрастных или статусных различий руководителя
и членов группы описанное выше совмещение
невозможно. Это в полной мере относится
к студенческой группе. Преподаватель,
сколь близок он бы ни был своим студентам,
должен опираться в управлении группой
в основном на властные функции и свой
авторитет руководителя, а неформальные
лидеры группы будут выявляться из рядов
студентов.
Таким образом, основным инструментом
психологического влияния руководителя
на группу является его воздействие как
на нее в целом, так и на ее лидера (например,
староста у студентов), что может рассматриваться
как совмещение статусной и личной формы
власти.
.
Список используемой литературы
1.Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Дело,2007.–239
с.
2. Громкова, М.Г. Эффективное
управление [Текст] / М.Г.Громкова.– М.: Дело,2009.–117 с.
3. Левин М.К. Руководитель
без конфликтов [Текст] / М.К. Левин. – М.:
ИНИОН,2005. – 114 с.
4. Основы искусства управления
[Текст]: Учеб.: В 3т. Т. 1. – 2-е изд., перераб.
и доп. / А.М. Европкин. – М.: Велби, Изд-во
Проспект, 2008. – 63 с.
5.Социально–психологические
аспекты управления [Текст]: Учеб.: В 3т.
Т. 1. – 2-е изд., перераб. и доп. / А.М. Европкин.
– М.: Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 63 с.
6. .Смолкин, А.М. Основы
организации эффективного управления
[Текст] / А.М. Смолкин. – М.: Дело,2010.–101 с.
7.Фидлер, Ф.Т. Психология современного
лидерства [Текст] / Ф.Т. Фидлер, Р.А. Уоттермен.
– М.: ИНФРА–М,2009.
– 420 с.
8. Фролов, С.С. Пять
искушений руководителя: притчи о лидерстве [Текст] / С.С. Фролов. –
СПб.: ИНФРА–М, 2011. – 48 с.
9. Якшина, Е.Г. Психология коллективной
деятельности [Текст] / Е.Г. Якшина.– М.: Дело,2008.–148 с.