Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 00:22, реферат
В работе Макиавелли раскрыл свою позицию о сильной государственной власти, ради укрепления которой допускал применение любых средств. Жанр книги – политический трактат. В данном трактате Никколо Макиавелли описывает верные и нужные действия истинного правителя. Большой упор делается на военное дело и расположение к себе народа. Так же, важно будущему правителю самостоятельно пройти весь путь к власти. Государю следует самостоятельно принимать решения, прислушиваться к народу и уметь воевать.
Введение………………………………………………………………….2-3
Основная часть………………………………………………………….4-11
По главе VII……………………………………………………………4
По главе VIII…………………………………………………………4-5
По главе IX……………………………………………………………..5
По главе X……………………………………………………………5-6
По главе XIV………………………………………………………...6-7
По главе XV……………………………………………………………7
По главе XVI…………………………………………………………...7
По главе XVII………………………………………………………..7-8
По главе XVIII…………………………………………………………9
По главе XIX…………………………………………………………...9
По главе XXII………………………………………………………9-10
По главе XXIII………………………………………………………..10
По главе XXIV…………………………………………………….10-11
Заключение…………………………………………………………….12-13
Вывод о государе и его подданных…………………………………..12
Рассуждения писателей о трактате……………………………….12-13
Список литературы……………………………………………………….14
ФГБОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ |
Реферат |
По Истории Социологии на тему |
“Макиавеллиевский правитель и его отношения с подданными ” |
2013 год |
Содержание
Введение
Государь – самая значительная работа флорентийского государственного деятеля эпохи Возрождения Никколо Макиавелли. Первоначально книга носила название: De Principatibus (О княжествах)1. Работа было опубликована в 1532 году, хотя написана была около 1513 года. Книга являлась фундаментальным трудом своего времени по систематизации сведений о государстве и его правлении. Он посвятил эту книгу Лоренцо де Медичи, флорентийскому государственному деятелю, главе Флорентийской республики в эпоху Возрождения. В работе Макиавелли раскрыл свою позицию о сильной государственной власти, ради укрепления которой допускал применение любых средств. Жанр книги – политический трактат. В данном трактате Никколо Макиавелли описывает верные и нужные действия истинного правителя. Большой упор делается на военное дело и расположение к себе народа. Так же, важно будущему правителю самостоятельно пройти весь путь к власти. Государю следует самостоятельно принимать решения, прислушиваться к народу и уметь воевать.
Никколо Макиавелли описывает такие варианты прихода к власти, как удача (умелое использование стечений обстоятельств), доблесть, подлость или преступление, а также выбор решением групп населения (народа или элиты).
Италия в 16 веке, в период написания работы «Государь», переживала период феодальной раздробленности. Италия была раздроблена на городские республики, князья соперничали и воевали между собой за власть, и не было силы, способной объединить страну. Раздробленная Италия превратилась в лёгкую добычу для иностранных завоевателей, стала ареной разорительных войн между ними. Трактат «Государь» — это руководство по созданию сильного централизованного государства в Италии.
“Никколо Макиавелли – один из титанов Возрождения итальянского, который в силу и исторической судьбы и тех идей, которые каждая эпоха прочитывала так, как хотела, как ей было удобно. В силу всего этого он занял какое-то другое, и в чём-то сомнительное, положение в истории итальянского Возрождения, что, по-моему, абсолютно несправедливо. Жизнь и время доказали – он занимает очень видное место в истории Возрождения. Кто он? Многие называют его первым политологом. Можно. Но я считаю, что это его принижает. Политолог – это что-то сиюминутное. Он мыслил, пытался мыслить категориями вечными. И насколько мог, написал очень много. Перо у него было золотое, труды его бесконечно издаются и переиздаются. А о нем написаны тысячи томов. Это не преувеличение. Его современники – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Лоренцо Великолепный, Лоренцо Медичи, Савонарола. Потрясающая эпоха, все они на одном пятачке. ”2
Основная часть
В основной части я анализирую тринадцать глав монограммы.
Для начала, я хотела бы описать, как можно стать государем, исходя из трактата Макиавелли “Государь”.
Никколо Макиавелли в главе VII “О новых государствах, приобретаемых чужим оружием или милостью судьбы” писал, что “…тем, кто становится государем милостью судьбы, а не благодаря доблести, легко приобрести власть, но удержать ее трудно. Как бы перелетев весь путь к цели, они сталкиваются со множеством трудностей впоследствии.”3. Макиавелли имеет ввиду тех, кто купил власть или она была пожалована государю в знак милости. В этих случаях государи всецело зависят от фортуны и воли тех, кому обязаны властью – двух сил крайне непостоянных и прихотливых. Удержаться у власти такие правители не умеют и не могут. Только тот, кто обладает истинной доблестью, при внезапном возвышении, сумеет не упустить того, что фортуна сама вложила ему в руки, сумеет, став государем, заложить те основания, которые другие закладывали до того, как достигнуть власти.
“Но есть еще два способа сделаться государем - не сводимые ни к милости судьбы, ни к доблести;…”4. Речь идет о тех людях, которые достигают власти путем преступлений или в силу благоволения к нему граждан, что описывается в главе VIII “О тех, кто приобретает власть злодеяниями”.
В пример Никколо Макиавелли ставит две истории, произошедшие одна в древности(про сицилийца Агафокла, который стал царем Сиракуз) и современная история(для Макиавелли)(про Оливеротто из Фермо).Оливеротто укрепил свою власть новым военным и гражданским устройством и с той поры не только пребывал в безопасности внутри Фермо, но и стал грозой всех соседей.
Кто овладевает государством, должен предусмотреть все обиды, чтобы покончить с ними разом, тогда люди понемногу успокоятся, и государь сможет, делая им добро, постепенно завоевать их расположение.
Самое же главное для правителя - вести себя с подданными так, чтобы никакое событие не заставляло его изменить своего обращения с ними, так как, случись тяжелое время, зло делать поздно, а добро бесполезно, ибо его сочтут вынужденным и не воздадут за него благодарностью.
В главе IX “О гражданском единовластии” Макиавелли писал, что когда человек делается государем по благоволению граждан, ему требуется удачливая хитрость. Такого рода единовластие можно назвать гражданским и оно учреждается по воли знати или народа.
Тому, кто приходит к власти с помощью знати труднее удержать власть, чем тому, кого привел к власти народ, так как если государь окружен знатью, которая почитает себя ему равной, то он не может ни приказывать, ни иметь независимый образ действий. Того, кого привел к власти народ, правит один и вокруг него нет никого, кто не желал бы ему повиноваться. С людьми знатными надлежит поступать различно. Первых, которые не корыстные, надо почитать и ласкать. Вторых, следует использовать, в особенности тех, кто сведущ в каком-либо деле. Третьих надо остерегаться и бояться не меньше, чем явных противников. Главное – иметь связь, дружбу с народом.
В главах X и XIV Макиавелли отмечает, как важно военное искусство в правлении и становлении государя.
В главе X “Как следует измерять силы всех государств” Никколо Макиавелли пишет, что государь, в случае необходимости, должен отстоять себя своими собственными силами, имея в достатке людей и денег, чтобы собрать требуемых размеров войско и выдержать сражение с любым врагом. Если правитель хорошо укрепит свой город и будет обращаться с подданными надлежащим образом, то соседи остерегутся на него нападать.
Никколо Макиавелли писал об этом так –“Таким образом, государь, чей город хорошо укреплен, а народ не озлоблен, не может подвергнуться нападению. Но если это и случится, неприятель принужден будет с позором ретироваться, ибо все в мире меняется с такой быстротой, что едва ли кто-нибудь сможет год продержать войско в праздности, осаждая город. … Люди же по натуре своей таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им. Так по рассмотрении всех обстоятельств, скажу, что разумный государь без труда найдет способы укрепить дух горожан во все время осады, при условии, что у него хватит чем прокормить и оборонить город.” 5
Так же, Макиавелли отмечает в главе XIV “ Как государь должен поступать касательно военного дела” , что государь должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война является единственной обязанностью, которую правитель не может возложить на другого. Когда правитель помышляет больше об удовольствиях, чем о военных упражнениях, он теряет власть, которую имеет. Пренебрежение военным искусством является главной причиной утраты власти, владение им является главной причины обретения власти.
Надо брать кого-то в пример, что отмечено в цитате – “Что же до умственных упражнений, то государь должен читать исторические труды, при этом особо изучать действия выдающихся полководцев, разбирать, какими способами они вели войну, что определяло их победы и что - поражения, с тем чтобы одерживать первые и избегать последних. Самое же главное - уподобившись многим великим людям прошлого, принять за образец кого-либо из прославленных и чтимых людей древности и постоянно держать в памяти его подвиги и деяния.”6
В главе XV “О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают” пишется о расстоянии между тем, как люди живут и тем, как должны жить. Это расстояние велико. Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра. Благоразумному правителю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же воздерживаться по мере сил, но не более.
“И даже пусть государи не боятся навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно удержаться у власти, ибо, вдумавшись, мы найдем немало такого, что на первый взгляд кажется добродетелью, а в действительности пагубно для государя, и наоборот: выглядит как порок, а на деле доставляет государю благополучие и безопасность.”7
Далее, речь пойдет о бережливости и вообще тратах, о чем говорится в главе XVI “О щедрости и бережливости”. Государь не может без ущерба для себя проявлять щедрость. Благоразумней примириться со славой скупого правителя. Ибо благодаря бережливости он удовлетворяется своими доходами, не обременяя народ дополнительными налогами.
Когда государь достиг власти, щедрость вредна, но когда он а пути к ней, щедрость необходима. Тратить можно либо свое, либо чужое. В первом случае полезна бережливость, во втором большая щедрость.
Презрение и ненависть подданных это то, чего государь должен остерегаться больше всего.
В главе XVII “О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх” находится весьма важная и близкая к теме реферата тема.
Каждый государь хочет прослыть милосердным, а не жестоким, однако следует остерегаться злоупотребления милосердием.
“… новый государь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив, так чтобы излишняя доверчивость не обернулась неосторожностью, а излишняя недоверчивость не озлобила подданных.”8
Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно, однако, любовь плохо уживается со страхом, поэтому, если приходится выбирать, то надежней выбрать страх. Ибо люди непостоянны и неблагодарны, склонны к лицемерию и обману.
“Однако государь должен внушать страх таким образом, чтобы, если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти, ибо вполне возможно внушить страх без ненависти. Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан и подданных и на их женщин.”9
Когда правитель ведет многочисленное войско, он должен пренебречь тем, что может прослыть жестоким, ибо, не прослыв жестоким, нельзя поддержать единства и боеспособности войска. Далее, в своем трактате, Никколо Макиавелли упоминает Ганнибала, про то, что он удержал от мятежа огромное и разноплеменное войско и в дни побед, так и в дни поражений. Это объяснялось его нечеловеческой жестокостью, которая вместе с доблестью и талантами внушала войску благоговение и ужас.
Автор пишет, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся по усмотрению правителя.
Далее, я хочу рассмотреть главу XVIII “О том, как государи должны держать слово”. В ней Никколо Макиавелли пишет, что похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность.
С врагом можно бороться законами и силой. Первый способ присущ человеку, второй зверю. Государю приходится прибегает к обоим способам.
Автор дальше пишет про уподобление государя льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может и не заметить капкана.
Если государь, проповедуя верность и мир, последует тому, что проповедует, то он быстро лишится могущества и государства.
Мне кажется, что глава XIX “О том, каким образом избегать ненависти и презрения” так же очень важна.
Главной причиной гибели императоров было либо презрение к ним, либо ненависть. Ненависть государи возбуждают хищничеством и посягательством на добро и женщин своих подданных. Презрение правители возбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием, нерешительностью. В каждом действии государь должен являть свое великодушие, бесстрашие, основательность и твердость.
С внешней опасностью можно разобраться при помощи хорошего войска и хороших союзников. Причем тот, кто имеет хорошее войско, найдет и хороших союзников. А когда вне государства мир, то единственное чего стоит опасаться, это тайные заговоры.
Информация о работе Макиавеллиевский правитель и его отношения с подданными