Макросоциология
и микросоциология
Понятие макро- и
микросоциологии
Микросоциология и макросоциология
– это уровни социологического знания,
различающиеся по масштабу охвата изучаемых
явлений.
Макросоциология ориентирована на изучение
социальных явлений крупного масштаба,
таких как общество, социальные институты,
общности, системы и процессы, в них происходящие.
Микросоциология исследует сферы непосредственного
социального взаимодействия: отношения
между отдельными личностями, процессы
коммуникации в малых группах, пространство
повседневной реальности.
Макросоциология
– как наука
Макросоциологический уровень
знания нацелен на комплексный охват социальных
проблем, он стремится включить отдельные
социальные события в общую теорию. Конкретные
проблемы и ситуации здесь не рассматриваются.
В качестве предмета социологического
познания у макросоциологов выступает
общество и его структурные элементы.
Анализу подвергаются:
- Институты государства, религии,
культуры.
- Этнические общности, народы.
- Социальные слои и классы.
- Процессы эволюционного развития.
- Революции, процесс прогрессивного
развития.
Подчеркивается качественная
неповторимость социальных явлений, невозможность
их сведения к социально-психологическому
уровню. Любые процессы, протекающие в
сфере межличностного общения, изучаются
как проявление закономерностей макроуровня.
Основными методами получения знания
об обществе на данном уровне являются
анализ, синтез, обобщение, сравнение,
индукция, дедукция, то есть в основном
общенаучные методы.
К макросоциологии относят преимущественно
теоретические концепции: структурный
функционализм, структурализм, неоэволюционизм,
теорию конфликта.
Какие вопросы изучает
микросоциология?
Микросоциологический уровень
изучения общества концентрирует внимание
на внутренних аспектах поведения людей
и групп. Здесь в центре внимания оказываются
конкретные процессы в отдельных сферах
жизни общества и социальных общностях.
Это, прежде всего, социология малых групп,
таких как семья, команда, производственная
бригада, экипаж. Сторонники микросоциологии
считают, что этот уровень – единственно
реально существующий, и общество следует
исследовать через отдельные явления
небольшого масштаба. Описывать события
они стараются с помощью эмпирически обоснованных
понятий и принципов. Конкретные знания
об обществе поступают в результате применения
эмпирических методов: социологического
наблюдения, опроса, эксперимента.
Микросоциологические концепции в основном
связаны с проведением прикладных исследований,
имеющих разные методологические и идейные
основания. Сюда входят концепция социального
обмена, этнометодология, символический
интеракционизм, анализ социальных сетей,
феноменологическая социология.
Макросоциологическая ориентация во взглядах
на общество преобладала с момента основания
социологии Огюстом Контом в течение всего
девятнадцатого столетия и до начала двадцатого
века.
Микросоциология как самостоятельная
область начинает формироваться приблизительно
с 30-х годов двадцатого столетия. В значительной
степени этот процесс стимулировался
массовыми эмпирическими исследованиями.
Особая роль в становлении микросоциологии
принадлежит американским ученым, много
усилий потративших на разработку социологических
методов исследования социальной реальности.
Резкое разделение на микро- и макросоциологию
и их противопоставление друг другу происходит
в конце шестидесятых годов. Противостояние
сторонников различных уровней знания
о социуме сохраняется до сих пор.
Религия как социальный
институт
Религиозный институт относится
к несветской культуре, но играет очень
важную роль в жизни многих людей как система
норм культурного поведения, т. е. служения
Богу.
О социальной значимости религии
в мире говорят следующие статистические
данные о числе верующих в начале XXI века:
из 6 млрд населения земного шара более
4 млрд – верующие. Причем около 2 млрд
исповедуют христианство.
Православие внутри христианства
занимает третье место после католицизма
и протестантизма. Ислам исповедуют чуть
больше 1 млрд, иудаизм – более 650 млн, буддизм
– более 300 млн, конфуцианство – около
200 млн, сионизм – 18 млн, остальные исповедуют
другие религии.
Среди основных функций религии
как социального института можно отметить
следующие:
1) объяснение прошлого, настоящего
и будущего человека;
2) регулирование морального
поведения от рождения до смерти
человека;
3) одобрение или критика
социальных порядков в обществе;
4) объединение людей и
поддержка в трудные минуты.
Социология религии уделяет
большое внимание выяснению социальных
функций, которые выполняет религия в
обществе. В результате социологи сформулировали
различные точки зрения на религию
как социальный институт.
Так, Э. Дюркгейм считал, что
религия – продукт человека или социальной
группы, нужный для морального единства,
выражение коллективного идеала.
Бог – отражение этого идеала.
Функции религиозных церемониалов Дюркгейм
видит в:
1) сплочении людей –
собрании для выражения общих
интересов;
2) ревитализации – оживлении
прошлого, соединения настоящего с прошлым;
3) эйфории – общем принятии
жизни, отвлечении от неприятного;
4) порядке и обучении
– самодисциплине и подготовке
к жизни.
М. Вебер уделял особое внимание
изучению протестантизма и выделял его
позитивное влияние на развитие капитализма,
определившего такие его ценности, как:
1) упорный труд, самодисциплина
и самоограничение;
2) приумножение денег
без расточительства;
3) личный успех как
ключ к спасению.
Религиозный фактор влияет
на экономику, политику, государство, межнациональные
отношения, семью, на область культуры
через деятельность верующих индивидов,
групп, организаций в этих областях.
Происходит «наложение» религиозных
отношений на другие общественные отношения.
Ядром религиозного института
является церковь. Церковь представляет
собой организацию, использующую разнообразные
средства, в том числе религиозную мораль,
обряды и ритуалы, с помощью которых обязывает,
заставляет людей поступать соответствующим
образом.
Церковь нужна обществу, так
как является духовной опорой миллионам
людей, в том числе ищущим справедливость,
различая между добром и злом, дает им
ориентиры в виде норм морали, поведения
и ценностей.
В российском обществе большая
часть населения исповедует православие
(70 %), значительно число верующих мусульман
(25 %), остальная часть – представители
других религиозных конфессий (5 %).
В России представлены практически
все виды верований, а также существует
множество сект.
Следует отметить, что в 1990-е
годы религиозность взрослого населения
имела положительную динамику вследствие
социально-экономических преобразований
в стране.
Однако в начале третьего тысячелетия
выявилось снижение рейтинга доверия
по отношению к религиозным организациям,
в том числе к Русской Православной церкви,
которая пользуется наибольшим доверием.
Это снижение стоит в ряду падения
доверия и к другим общественным институтам
как реакция на неоправдавшиеся надежды
в отношении реформ.
Ежедневно молится, посещает
храм (мечеть) не реже одного раза в месяц
около пятой части, т. е. примерно треть
из относящих себя к верующим.
В настоящее время не разрешена
проблема с объединением всех христианских
направлений, которая бурно обсуждалась
в период празднования 2000-летия христианства.
Православная церковь считает,
что это возможно лишь на основе веры древней,
неразделимой церкви, преемником которой
ощущает себя православие.
Другие ветви христианства,
наоборот, полагают, что православие нуждается
в реформировании.
Различные точки зрения свидетельствуют
о невозможности объединения христианства
в мировом масштабе, по крайней мере, в
настоящее время.
Православная церковь лояльно
относится к государству и поддерживает
доброжелательные отношения с другими
конфессиями для преодоления межэтнической
напряженности.
Религиозные институты и общество
должны находиться в состоянии гармонии,
взаимодействуя друг с другом в деле формирования
общечеловеческих ценностей, не допуская
перерастания социальных проблем в межэтнические
конфликты на религиозной почве.
Тоталитарная
политическая система
Тоталитарная политическая
система является наиболее реакционной
(нацизм, фашизм, сталинизм). Тоталитаризм
представляет собой специфически новую
форму диктатуры, возникшую в ХХ веке –
режим правления одного лица или группы
лиц во главе с лидером без какого-либо
контроля со стороны управляемых. Термин
«тоталитаризм» происходит от позднелатинского
слова totalitas, означающего «цельность»,
«полнота». Он возник и получил распространение
в 20-е – 30-е годы ХХ столетия. Одним из первых
этот термин использовал итальянский
автор левой ориентации Дж. Амендола, который
в своей речи 20 марта 1924 года заявил, что
фашизм, как и коммунизм, является «тоталитарной
реакцией на либерализм и демократию».
Часто использовал этот термин Б. Муссолини,
который называл свой режим не иначе как
тоталитарное государство. Что касается
А. Гитлера, во всяком случае, первоначально,
при характеристике своего режима предпочитал
использовать термин «авторитарный».
Впервые этот термин был распространен
на СССР, по-видимому, в ноябре 1929 года
английской газетой «Таймс», которая в
одной из своих статей писала о реакции
против парламентаризма в пользу «тоталитарного»
или унитарного государства, как фашистского,
так и коммунистического. Нападение гитлеровской
Германии на СССР заставило западных авторов
несколько смягчить свои оценки советского
режима и направить острие критики главным
образом против нацизма и фашизма. С начала
холодной войны на Западе коммунизм снова
стал рассматриваться как разновидность
тоталитарной идеологии, а советское государство
как тоталитарный режим.
В научной литературе большинство авторов
придерживается тезиса, согласно которому
в политической системе тоталитарного
типа выделяются фашистский и национал-социалистический
режимы в Италии и Германии на правом фланге
идейно-политической борьбы и большевистский
в СССР на левом фланге. При этом необходимо
отметить, что тоталитаризм отнюдь не
является монолитом, между его отдельными
режимами имеются существенные различия.
В качестве основных характеристик тоталитарного
режима можно выделить следующие.
Тоталитарный режим в отличие от других
форм деспотизма не имеет ни экономических,
ни социальных, ни политических, ни идеологических
ограничений дискреционной власти. Средоточием
власти является партия, поглощающая государство.
Это полный контроль и жесткая регламентация
со стороны государства всех сфер жизнедеятельности
общества посредством прямого вооруженного
насилия. Государство, по сути, интегрально
и тотально, в его рамках нет места частному.
Эта идея нашла отражение в афоризме Муссолини:
«Все внутри государства, ничего вне государства
и ничего против государства». С этой точки
зрения представляет интерес меры, предпринятые
Гитлером уже на первом году пребывания
у власти. Так, 4 апреля 1933 года был введен
запрет на свободный выезд граждан из
страны; 11 апреля – день 1 мая объявлен
праздником национального труда; 14 апреля
– 15% профессоров изгнаны из университетов;
7 мая произведена чистка среди писателей
и художников, опубликованы списки не
(истинно) немецких писателей и т.д. Нечто
подобное происходило и в нашей стране.
При монопартийной системе первоначально
происходит слияние высших органов государственной
власти и партии. Логическим завершением
этого является превращение партии в фактически
стержневой элемент государственной структуры.
Симптоматично, что, провозгласив «вечность»
своей партии, Гитлер декларировал в 1935
году: «Партия есть моя частица, а я - часть
партии» . Сходные положения можно обнаружить
в программных документах большевизма.
В Конституции СССР в шестой статье было
сформулировано положение, согласно которой
КПСС является ядром политической системы
СССР.
Тоталитарное государство исповедовало
одну единую и обязательную для всех идеологию.
Она фактически была превращена в государственную
религию со своими догматами, священными
книгами, святыми и богочеловеками (в лице
фюрера, вождей, дуче и т. д.). Не случайно
Н. Бердяев тоталитаризм характеризовал
как «обратную теократию». Работы идеологов
- основоположников марксизма-ленинизма
и фашизма приобрели статус религиозной
веры. Показательно, что всех немецких
семьях книга Гитлера «Майн кампф» выставлялась
на почетное место в доме, считалось почти
обязательным дарить ее жениху и невесте
к свадьбе и школьнику к окончанию учебы.
Таким образом, тоталитарные идеологии
постулируют идентичность индивидуальных
и коллективных целей.
Неизменным атрибутом тоталитаризма является
взаимосвязь между истиной и силой. Нацистские
лагеря смерти и советский ГУЛАГ составляют
сущностную характеристику тоталитаризма.
Террор и страх используются не только
как инструмент запугивания и уничтожения
реальных и воображаемых противников,
но и как нормальный повседневный инструмент
управления массами. С этой целью культивируется
и воспроизводится атмосфера гражданской
войны. Так обстояло дело в нацистской
Германии, где террор был развязан против
евреев, или, как это было в Советском Союзе,
где террор воспринимался как средство
борьбы с классовыми врагами, или врагами
народа.
Социальной базой тоталитаризма выступают
маргинальные слои населения, псевдоколлективистское
деструктурализованное общество. Перед
властью при тоталитаризме ставится задача
полной трансформации человека, конструирования
нового типа личности – некоего homo totalitarikus
с особым политическим складом, особой
ментальностью – путем стандартизации,
унификации индивидуального начала, его
растворения в массе, сведения всех индивидов
к некоему среднестатистическому образу.
На смену индивидуальности, оригинальности
приходит тип, предполагающий однообразие,
однозначность, стирание индивидуальных
особенностей. Однако важнейшей характеристикой
такого человека – его убеждение, уверенность
в своем совершенстве, для чего тоталитарная
система создает оптимальные условия
для восхождения посредственных людей
по карьерной лестнице. Чинопочитание
и вожделение чинов и наград становятся
важной составляющей тоталитарного сознания.
Тоталитаризм существенно снижает способность
к критическому анализу реалий современного
мира, места своей страны в мире. В целом,
тоталитарный тип – это государственный
человек, преданный государству и всецело
зависящий от него.
Признаки тоталитаризма:
1. единственная массовая партия;
2. монопольно существующая, признанная
всеми идеология;
3. монополия на средства массовой информации;
4. террористический контроль со стороны
политической полиции;
5. централизованная система контроля
и управления экономикой;
6. абсолютная концентрация власти в руках
вождя, опирающегося на властвующую партию;
МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА
Цель данной работы определить
взаимодействие морали и политики, и рассмотреть
их совместимость, найти общие черты и
их различия.
Мораль - это составная часть
индивидуального мировоззрения, она во
многом определяет для личности картину
социально-политического мира.
Вопрос о том совместима ли
политика с моралью и нравственными ценностями
исследовали такие известные политики
и политологи как: депутат Госдумы Российской
Федерации, директор Института гуманитарно-политических
исследований В. Игрунов, который был убежден,
что политика и мораль совместимы. Политика,
не основанная на морали, - вещь недопустимая.
Политик обязан руководствоваться нормами
и права, и морали. Политолог А. Мигранян,
который придерживался мнения, что мораль
и политика - принципиально разные сферы.
В сфере морали недопустимы компромиссы.
Сущностная характеристика сферы политики,
и особенно демократической политики
- согласование интересов, поиск компромиссов,
преобладание технологии над идеологией
и системой ценностей. Поэтому выбор «меньшего
зла» при принятии политических решений
является основой функционирования всех
демократических обществ.
Поскольку политика является
одной из важнейших сфер человеческой
деятельности, ее невозможно отделить
от морали. Моральные ценности и нормы,
имеющие отношение к политическому миру,
к его институтам, отношениям, политическому
мировоззрению и поведению членов того
или иного сообщества, в совокупности
составляют политическую этику, используются
в виде оценки политического курса в целом
и политической деятельности отдельных
лиц в частности.
Мораль удерживает человека
от крайних форм поведения, способствует
разрешению противоречий между индивидом
и всей общностью. В древности первичные
человеческие коллективы во многом регулировали
взаимодействие людей с помощью обычаев,
традиций, табу, а также таких институтов
социального контроля, как семья и община.
С возникновением сложных общностей и
ослаблением традиционных форм социального
контроля возросла роль политических
институтов, которые стали осуществлять
основные властно-регуляционные функции
в развитии общества, а мораль - регулировать
нравственные нормы поведения.
Выделяются следующие подходы
к взаимоотношению политики и морали:
морализаторский подход - означает,
что политика должна иметь не только высоконравственные
цели (общее благо, справедливость), но
и при любых обстоятельствах не нарушать
нравственные принципы (правдивость, благожелательность
к людям, честность) используя при этом
лишь нравственно допустимые средства;
ценностно-нейтральный
подход - игнорирование политикой
нравственных ценностей. Такой подход
делает ее аморальной.
компромиссный подход - преобладает
среди многих ученых и нравственных политиков.
Он исходит из признания необходимости
учета нравственных норм в политике, учитывая
специфику последней.
В современном мире центральными
направлениями институализации нравственных
требований к политике являются соблюдение
прав человека, социальная направленность
политики, утверждение демократических
принципов жизнедеятельности, укрепление
правовых основ общества.
В силу значимости своего функционирования
и его последствий, политика всегда была,
есть и будет сферой моральности и ответственности.
Без союза с моралью политика лишается
компаса, указывающего ей цель и направление
движения к ней, а также ответственности,
без которых она подобно вышедшей из-под
контроля людей технике и науке, грозит
превратиться в средство массового поражения,
в антигуманный механизм завоевания и
сохранения власти, в орудие порабощения
людей, а не их освобождения и защиты.
Влияние нравственности на
политику может и должно осуществляться
по ряду направлений. Это - постановка
нравственных целей, выбор адекватных
им и реальной ситуации методов и средств,
учет в процессе политической деятельности
моральных принципов. Выполнение всех
этих требований зависит от методов и
средств, используемых в процессе их достижений.
Целью политики должна выступать не власть
ради власти, как цель обогащения или диктата,
а осуществление поставленных лидером
благородных политических целей - например,
торжество демократии, предотвращение
национальных конфликтов, обеспечение
экономического роста, благосостояния
и процветания населения страны.
Итак, мораль и политика тесно
взаимосвязаны друг с другом. Мораль может
так или иначе характеризовать политическое
действие, влиять на его реализацию. Мораль
ограничивает политику, свободу бесконтрольного
политического действия, поэтому политика
часто стремится освободиться от нее.
Общее между политикой и моралью состоит
в том, что они относятся к наиболее ранним
регуляторам общественной жизни, к сфере
социального выбора, в силу чего подвижны
и изменчивы; являются регуляторами поведения
людей. В отличие от правовых норм, соблюдение
которых поддерживается и контролируется
государственными органами, нормы морали
опираются на общественное мнение и воздействие,
на убеждение, традиции и привычку.
Цель и средства в
политике
Цель представляет собой образ
желаемого будущего, идеальный результат,
к которому стремятся политические субъекты,
который является побудительным мотивом
деятельности. Цель в политике кроме мотивационной,
выполняет и организационную, мобилизацио
функцию. Другая характеристика цели состоит
в интегративном выражении общих интересов,
стремлении людей к лучшей жизни, благосостоянию.
Но она реализуется, поскольку общая цель
при своей осуществимости расчленяется
на многие конкретные пели, между которыми
существуют противоречия, как впрочем
между общей целью и отдельными целями.
Гармонизацию целей призвано достигать
государство, ибо оно есть единственный
институт политической системы общества,
который может и должен это сделать.