Макс Вебер и социалистическая традиция
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 13:27, доклад
Описание работы
Одним из истоков "веберовского ренессанса", возникшего в Западной Европе несколько десятилетий назад, стал интерес к той чрезвычайно глубокой по своему содержанию трактовке феномена социализма, которая проходит через многие труды и политическую публицистику выдающегося немецкого социолога. Многие ее аспекты до сих пор актуальны и вызывают многочисленные споры.
Файлы: 1 файл
Макс Вебер
и социалистическая традиция
Одним из истоков "веберовского
ренессанса", возникшего в Западной
Европе несколько десятилетий назад, стал
интерес к той чрезвычайно глубокой по
своему содержанию трактовке феномена
социализма, которая проходит через многие
труды и политическую публицистику выдающегося
немецкого социолога. Многие ее аспекты
до сих пор актуальны и вызывают многочисленные
споры.
В принципе такая ситуация вполне
объяснима и не может вызывать особого
удивления, поскольку веберовская концепция
социализма складывалась в ходе дискуссии,
развернувшейся в конце XIX в. в интеллектуальных
кругах Германии под влиянием быстрых
и неоспоримых успехов социал-демократов,
тогда еще прочно стоявших на платформе
классического марксизма. В известном
смысле веберовская "Речь о социализме",
прочитанная летом I918 г. австрийским офицерам
в Вене, является итогом этой чрезвычайно
поучительной дискуссии.
До начала 1990-х гг. в отечественной
научной литературе, как и в литературе
других бывших социалистических стран,
работы М. Вебера, посвященные этому вопросу,
или обходились молчанием, или же подвергались
разгромной критике [1, с. 5; 2; 3]. Например,
насколько мне известно, российский массовый
читатель смог впервые частично познакомиться
с веберовской "Речью о социализме"
только из появившегося в 1981 г. русского
перевода книги британского марксиста
Д. Льюиса, посвященной марксистской критике
взглядов М. Вебера, которой было предпослано
столь же критическое предисловие А. Г.
Здравомыслова [2, с. 7, 146].
Такое отношение к веберовскому
наследию, помимо известной традиции идеологического
противопоставления "буржуазного"
и "марксистского" мировоззрений,
имело также вполне прагматическую психологическую
основу: разработанная немецким ученым
методология почти мгновенно позволяла
выявить ахиллесову пяту "реального
социализма" - резкое усиление под влиянием
внутренних и внешних обстоятельств иррациональных
моментов в развитии бюрократического
управления, не говоря уже о том, что она
могла составить опасную конкуренцию
рассмотрению проблемы бюрократии в рамках
классических марксистских текстов - от
марксовой "Критики гегелевской философии
права" до последних ленинских писем.
Чтобы этого избежать, естественно, было
необходимо усиливать противопоставление
Маркса Веберу, изображая последнего как
"буржуазного Маркса", "анти-Маркса"
и т.п.
По-видимому, такого рода стереотипы
были причиной того, что "Речь о социализме",
при всей ее актуальности, не была включена
в первый крупный, изданный по-русски,
сборник веберовских работ, появившийся
в 1990 г.
Инерция такой критики сказалась
и при выходе первого русского ее перевода
в начале 1991 г. в "Вестнике Московского
университета". Тогдашняя редакция
этого журнала не только снабдила предисловие
переводчика собственными "критическими
пояснениями", сводящимися к тому, что
"далеко не все можно принять в веберовской
оценке социализма" [5, с. 40], но и сочла
возможным, не обращая внимания на оригинал,
внести "критические поправки" в
сам текст перевода, вычеркивая отдельные
слова и "смягчая" некоторые веберовские
выражения. Именно последнее обстоятельство
делает необходимым переиздание перевода
в его первоначальном виде, хотя следует
признать, что его выход в свет в начале
1990-х гг. уже не мог тогда повлиять на характер
дискуссии о перспективах социализма
в СССР, развернувшейся с началом "перестройки".
Новая политическая элита выбрала совсем
другой путь, сделав, на первый взгляд,
неактуальными все прежние споры.
Самому М. Веберу этот небольшой
доклад о социализме, по трагической случайности
оказавшийся последним текстом, посвященным
теоретическому анализу данной проблемы,
представлялся только началом новой серии
теоретических разработок в рамках большого
семестрового курса о социализме, который
он намеревался прочесть в Мюнхенском
университете, вернувшись после долгого
перерыва к преподавательской деятельности.
Характер этой работы позволяет с большой
степенью уверенности утверждать, что
в конце жизни у него не только сложилась
вполне определенная концепция современного
социализма, но и ясное представление
о том какую роль играло марксистское
учение в его формировании.
При всем многообразии и постоянстве
обсуждения проблемы отношения Вебера
к марксистской традиции, она, по всей
вероятности, никогда не сможет быть разрешена
окончательно. В этом смысле обсуждение
любой из веберовских гипотез, так или
иначе связанных с трактовкой работ Маркса,
ждет судьба бесконечного спора, продолжающегося
вокруг вопроса о научной и идейной направленности
знаменитой "Протестантской этики".
Например, Т. Парсонсу она представлялась
"опровержением Маркса". Напротив,
один из друзей Вебера Г. фон Шульце-Геверниц
имел не меньшее право полагать, что в
этой работе "Макс Вебер развивает дальше
центральные идеи марксистской теоретической
конструкции(Lehrgebaude). Он присоединяется
к Марксу там, где он описывает дух капитализма,
но он отвергает односторонность марксовой
теории, являющейся наследницей гегелевской
диалектики" .
В настоящее время многие ученые
разделяют точку зрения, согласно которой
отношение Вебера к Марксу и его учению
было самым что ни на есть серьезным, и
большинство его выводов, особенно сделанных
в связи с обсуждением проблемы происхождения
капитализма и западной цивилизации, могут
свидетельствовать не о противоположности
их взглядов, но, скорее, об их взаимодополнительности.
На примере "Речи о социализме" мы
предоставляем читателю самому судить
о том - насколько справедливыми являются
столь распространенные в недавнем прошлом
в марксистской литературе утверждения
о том, что "Вебер изучал марксизм главным
образом по работам Каутского..., а позднее
по книге "Современный капитализм"
(основательному изложению "Капитала")
В.Зомбарта" и поэтому "оказался не
в состоянии постичь концепцию развития
общества через его последовательные
фазы из-за ошибочной философской позиции"
.
Анализ веберовских работ, посвященных
проблеме социализма, напротив, свидетельствует
не только о хорошем знакомстве с классическими
марксистскими текстами, но и о научном
характере и направленности их критики.
Например, как и Маркс, Вебер признавал
всю важность и необходимость духовной
и социальной эмансипации рабочего класса,
понимая ее, однако, иначе, чем руководители
современной ему германской социал-демократии,
которые, по его замечанию, "не терпят
свободы мысли, продолжая штемпелевать
в головах массы раздробленную систему
Маркса в качестве догмы" и "свободы
совести, являющейся для них только фразой,
о чем может сообщить любой берлинский
городской миссионер" .
Вебер был убежден в том, что
предпосылки такого подхода к основополагающим
ценностям европейской культуры коренятся
в профетических, эсхатологических элементах
марксистской мысли, ядром которых является
утопия "пролетарской диктатуры",
сформировавшаяся в ранних работах Маркса
и Энгельса, начиная с "Коммунистического
манифеста".
Вместе с тем, отвергая любую
форму революционного утопизма, неизбежно
связанного с идеей классового и группового
насилия, Вебер никогда не утверждал, что
социализм как тенденция экономического
и политического развития является утопичным
и поэтому неосуществимым. Об этом наглядно
свидетельствует и его венская лекция.
Ее своеобразный итоговый характер проявляется
в многообразии затронутых в ней сюжетов
и нюансов аргументации. Их анализ, естественно,
выходит за рамки данного краткого предисловия.
Представляется принципиально важным
выделить лишь те ее моменты, которые,
будучи теснейшим образом связанными
с общей веберовской методологией социального
анализа, не выделяются, однако, автором
специально.
Фундаментальной является сама
мысль Вебера о том, что "социализм самых
различных типов существовал повсюду
на земле в любой период и в любой стране"
. В этом положении весьма отчетливо отразился
специфический характер дискуссии о формах
социализма в немецкой научной литературе.
Ее своеобразным итогом было опубликование
в 1893 г. книги Р. Пёльмана об античном социализме,
в которой тема параллелизма в развитии
социалистических идей в классической
древности и в современной Западной Европе
была центральной. При всех допущенных
Пёльманом преувеличениях, представленный
им материал позволил в дальнейшем сопоставить
два явления, возникшие в античный период
и уже тогда вступившие в соприкосновение.
Речь идет о тенденции к формированию
административно-бюрократической системы,
основанной на огосударствлении экономики.
Основные элементы такой системы сложились
еще в древней Месопотамии, где шумерские
цари III династии Ура сконцентрировали
большую часть всей экономической деятельности
в рамках единого бюрократического хозяйственного
комплекса. Но еще дальше в этом направлении
пошли македонские цари Египта из династии
Птолемеев, создавшие экономическую систему,
в некоторых своих чертах напоминавшую
систему, созданную в СССР Сталиным. На
основе идеализации древневосточных монархий
в античный период формировались разноообразные
утопические концепции общественного
устройства, в основе которых лежал принцип
строжайшей иерархии и руководства обществом
со стороны просвещенной элиты [17]. Во многом
под влиянием античной утопической литературы
мыслителями эпохи Возрождения и нового
времени создавались коммунистические
проекты, формировавшие своеобразный
интеллектуальный климат и литературную
традицию, которые оказывали воздействие
на идеологию европейского рабочего движения,
а в дальнейшем и на марксистскую концепцию
социализма.
В работах М. Вебера мы не находим,
однако, отчетливо выраженного стремления
сформулировать "идеальный тип" социализма
на основе синтеза древних и новейших
его версий, хотя, на первый взгляд, такое
стремление должно было непосредственно
определяться исходными принципами веберовской
методологии. Тем не менее, в качестве
предпосылки создания такого "идеального
типа" можно рассматривать веберовский
комплекс идей, сконцентрированный на
проблемах происхождения, эволюции и исторических
перспектив современной бюрократии.
В этом плане особенно замечательным
представляется анализ Вебером тех изменений,
которые произошли в США с того времени,
когда А. де Токвиль в книге "О демократии
в Америке" описывал политическую систему
и образ жизни этой страны именно в качестве
эпохальных альтернатив централизованным
бюрократическим формам господства, сложившимся
в Западной Европе в результате эволюции
и трансформации раннефеодальных структур.
Рост американской бюрократии как на федеральном
уровне, так и на уровне отдельных штатов,
безусловно, превращал в глазах Вебера
сделанные Токвилем выводы в достояние
истории, подтверждая его собственную
гипотезу, согласно которой всеобщая бюрократизация,
основанная на усиливающемся развитии
рационального характера производства
и социальной жизни, является исторической
судьбой современной цивилизации, независимо
от тех социально-политических форм, которыми
она представлена.
Такого рода пессимистический
вывод был одновременно направлен и против
основного марксистского положения, в
соответствии с которым социалистические
производственные отношения не могут
возникнуть внутри капиталистического
строя. В его глазах социализм как общественная
практика и тенденция политической мысли
был лишь полным завершением той тенденции
к всеобщей бюрократизации, которая складывается
именно внутри современного капитализма.
Победа социализма, следовательно, означала
бы только победу иррациональной государственной
бюрократии над более рациональной частнокапиталистической.
Речь таким образом идет о двух
тенденциях в рамках современного индустриального
общества. По мысли Вебера, победа социалистически
ориентированной государственной бюрократии
в политическом плане означала бы установление
авторитарной диктатуры, что и подтвердил
опыт Октябрьской революции в России.
"Всякая борьба с государственной бюрократией
бесперспективна потому, - отмечал он,-
что нельзя призвать на помощь ни одной
принципиально направленной против нее
и ее власти инстанции... Государственная
бюрократия, если уничтожить частный капитализм,
господствовала бы одна. Действующие в
настоящее время наряду друг с другом
и в меру своих возможностей друг против
друга, следовательно, постоянно держащие
друг друга под угрозой частная и общественная
бюрократия слились бы тогда в единую
иерархию. Подобно тому, как было это в
Египте древних времен, только в несравненно
более рациональной, а потому неотвратимой
форме" .
Эти выводы были полностью подтверждены
опытом всех тоталитарных диктатур ХХ
в. Можем ли мы, однако, считать, что распад
тоталитарных систем в конце этого столетия
также превратил веберовский анализ феномена
социализма в достояние истории? Очевидно,
нет. Социализм как политическое движение
и форма социальной критики, независимо
от его экономического содержания и политических
последствий, возник и в дальнейшем определялся
поисками исторических альтернатив тем
эксцессам, которые были характерны как
для эпохи "первоначального накопления",
столь ярко описанной Марксом в "Капитале",
так и для более поздних этапов рационализации
капиталистического производства и форм
социальной жизни.
Происшедшая недавно трансформация
социалистической системы на территории
бывшего СССР и в странах Центральной
и Восточной Европы, возврат этих стран
на капиталистический путь развития выявили,
наряду с развитием политической демократии,
новые формы бюрократизации, не имевшие
аналогов в прошлом и породившие новый
феномен, который был назван современными
учеными "бюрократической антиполитикой"
.Новое экономическое и политическое пространство,
поспешно названное "постсоциалистическим",
возможно, еще даст рождение новым социальным
экспериментам, в которых социалистическая
составляющая будет играть далеко не традиционную
роль.
Теория М. Вебера, в рамках которой
социализм всегда рассматривался в качестве
постоянного фактора развития современной
цивилизации, во всяком случае, не дает
никаких оснований для вывода о том, что
этот фактор станет менее значимым в будущем.
Информация о работе Макс Вебер и социалистическая традиция