Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 22:01, реферат
Главный признак маргинализации — разрыв социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную общность эти связи в той же последовательности и устанавливаются, причем установление социальных и духовных связей как, правило, сильно отстает от установления связей экономических.
Маргинал. Маргинальность. Маргинальная группа
Маргинальность как социальное явление
Внутреннее и внешнее проявление маргинализма в обществе
Негативные последствия проявления маргинальности
Вывод
Список литературы
Махмудова Э.У.
Дээб(бак)3-1
Маргинальность. Ее проявления в современном обществе.
Содержание
Маргинальность (позднелат. marginali — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами и статусами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
Маргинальный человек
(от лат.Margo – край) - человек:
- находящийся на границе различных социальных
групп, систем, культур; и
- испытывающий влияние их противоречащих
друг другу норм, ценностей и т.д.
13
К примеру классическая, так сказать,
эталонная фигура маргинала — человек,
пришедший из села в город в поисках работы:
уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы
деревенской субкультуры уже подорваны,
городская субкультура еще не усвоена.
Главный признак маргинализации
— разрыв социальных связей, причем в
«классическом» случае последовательно
рвутся экономические, социальные и духовные
связи. При включении маргинала в новую
социальную общность эти связи в той же
последовательности и устанавливаются,
причем установление социальных и духовных
связей как, правило, сильно отстает от
установления связей экономических.
В отличии
от «классической» возможна и
обратная последовательность
• маргиналы в Западной Европе — это сложный конгломерат групп, в который наряду с традиционными (люмпен-пролетариями) входят новые маргиналы, характерными чертами которых являются высокая образованность, развитая система потребностей, большие социальные ожидания и политическая активность, а также многочисленные переходные группы, находящиеся на различных этапах маргинализации и новые национальные (этнические) меньшинства;
• источник пополнения маргинальных слоев — нисходящее социальное перемещение групп, еще не отторгнутых от общества, однако, постоянно теряющих прежние социальные позиции, статус, престиж и условия жизни;
• в результате развития маргинальных процессов вырабатывается особая система ценностей, для которой, в частности, присущи глубокая враждебность к существующим общественным институтам, крайние формы социального нетерпения, склонность к упрощенным максималистским решениям, отрицание любых видов организованности, крайний индивидуализм и т. д. При этом отмечается, что свойственная маргиналам система ценностей может распространяться на широкие общественные круги, вписываясь в различные политические модели радикального (как левого, так и правого) направления, и влиять на политическое развитие общества.
Маргинализм может проявляться как угодно и везде. Попытки его систематизации наводят на мысль о внутренних и внешних его проявлениях. Внутри он проявляется в ментальности, в мыслях, вовне – в подведении, в поступках.
Охарактеризуем некоторые
Система ценностей. Система ценностей человека есть матрица, наделяющая отдельные проявления бытия смыслом и значением. При этом важно отметить, что ценности маргинала не обязательно должны противостоять всему обывательскому. Они могут и дополнять его. Например, серьезное увлечение классической музыкой в среде коммерсантов делает увлекающегося маргиналом по отношению к коллегам, со всеми вытекающими последствиями, так как среди них ценности высокого искусства обычно не котируются.
Чувственные переживания. У маргинала они могут быть иными, хотя не все и не всегда. Ряд ученых полагает, что чувственные переживания напрямую завязаны с рациональными установками, фактически производны от них (см., например, Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997). Но мы, признавая наличие такой зависимости, полагаем, что все же чувственный пласт человеческой личности не сводим к множеству рациональных предустановлений, обладает известной самостоятельностью. Маргинальные проявления в нем иллюстрирует уже приведенный выше пример. Человек, способный погрузиться в мир классической музыки, обладает целым соцветием переживаний, недоступных и непонятных обывателю.
Желания. У маргинала они другие. Он хочет того, чего не хочет обычный человек. Он ставит себе цели, порой кажущиеся обывателю абсурдными. Положительный пример – цель познания истины. Равно и наоборот, маргинал может не стремиться к тому, чего жаждет большинство – скажем, к богатству.
Поставленные цели. Естественно, нестандартные желания приводят к постановке нестандартных целей. Например, молодой человек, стремящийся нести людям просветленные мысли, может поставить себе цель поступить в аспирантуру философского факультета.
Вот, вкратце, что касается внутреннего
мира. Начав с оценки мира человеком,
возникновения на основе этой оценки
определенных переживаний, дальнейшего
рождения желания, приводящего к
постановке цели, мы вплотную подошли
к внешним проявлениям
Работа над достижением
Формы внешнего поведения. Пожалуй,
самый распространенный вид проявления
маргинальности. Особенно если говорить
не о положительных моментах. В таком случае
часто имеет место не столько ее проявление,
сколько демонстрация. И неизвестно еще,
стоит ли за этой демонстрацией что-либо
существенное. Начинается с легких случаев,
как-то особенности одежды, прически и
прочего, и заканчивается вполне серьезными,
типа образа жизни хиппи.
В МГТУ им. Н.Э. Баумана был очень пожилой
и уважаемый профессор, который всегда
ходил в большом прозрачном полиэтиленовом
плаще от дождя и с металлической рамой
от сумки на колесиках. К раме багажными
ремнями был пристегнут нехитрый скарб.
Такая форма одежды не менялась никогда
– различие было лишь в том, что летом
он надевал свой плащ на пиджак, а зимой
– на теплую одежду. Выглядел профессор
столь оригинально, что при его появлении
в метро движущийся людской поток слегка
задерживался, отвлекаясь на необычное
зрелище (своего рода шоу-стоппер по-советски).
Не секрет, что люди, сопричастные науке,
порой далеко уходят в свой мир и не придают
значения социальным условностям, столь
важным для обывателя. Как рассказывали
про академика А.Н. Туполева, знаменитого
конструктора, первые буквы фамилии которого
дали название всем самолетам «Ту», он,
имея высокое воинское звание, мог прийти
на работу, не соблюдая воинский устав
в отношении формы одежды, – например,
сочетать генеральский китель и штаны
от тренировочного костюма, чем удивлял
сослуживцев.
Данные случаи называют проявлением маргинальности вот почему. Великий человек имеет маргинальность в себе, внутри. Иногда она проявляется на внешнем уровне необычными способами, подобными описанным. То есть, внешняя эксцентричность является следствием особых свойств личности.
В противовес людям выдающимся, молодой человек, покрасивший волосы в зеленый цвет, специально нацепивший драные джинсы и написавший на заднице «THE END», скорее всего, лишь демонстрирует свою маргинальность, поскольку в его личности нет ничего особенного, а стремление к такому внешнему виду сознательно и проистекает из вполне прозаичных психологических причин.
Семейные отношения. Хотим мы того или нет, но семья играет важную роль в нашей жизни. Кроме того, образ семейной жизни почти всегда формируется устоявшимися традициями. Иное регулирование (напр., брачный контракт) пока не получило широкого распространения и, главное, влияния в России. Поэтому отношения в семье (и к семье) достаточно красноречиво свидетельствуют о степени маргинальности человека – способен ли он созидать и развивать отношения, либо лишь следует за развитием событий, ведомый на поводке традиций, предустановлений и стереотипов. Сказанное справедливо и применительно к взаимодействию между полами.
Негативные последствия проявления маргинальности.
Маргинальность выступает благоприятной средой развития преступности. Как ни печально, прогноз преступности в мире, в его отдельных регионах и странах к началу третьего тысячелетия вызывает лишь справедливые опасения. Общая результирующая преступности в мире продолжит идти вверх в ближайшее время. Средний прирост ее может находиться в пределах 2-5% в год. К такому варианту прогноза приводит и экстраполяция имеющихся тенденций, и экспертные оценки возможной криминологической обстановки и мире, и моделирование причинной базы преступности будущего, и системный анализ всей совокупности криминологически значимых сведений прошлого, настоящего и возможного будущего. Если говорить о России, то прогнозные оценки преступности характеризуются в настоящем и будущем как весьма неблагоприятные.
Приобретение статуса безработного может становиться открытым полем борьбы с государством. Государство, «ограбившее» своих граждан несколько раз, предстает противником, у которого необходимо взять хоть что-то. Поэтому условность данной позиции и связанных с этим ролей принимается людьми как данность в ненормально устроенном мире, которую надо использовать. «Я в Центр занятости пришла, мне говорят, вы поторопитесь, у вас же срок исходит. Какой срок? Статуса безработной. Я что-то не поняла. Говорят, по нашим российским законам только год имеешь право стоять на учете. Я говорю, извините, а дальше что? Меня на улицу?.. А какие к нам претензии? Это государство создало такой закон... А что мне делать? 12 мая истекает этот срок. Загвоздка сразу начинается в справках. Во-первых, например, страховой полис. Из-за того, что я стою на учете, у меня этот полис есть. Значит, я лишаюсь полиса, это раз... Я только платно буду лечиться... Второе. Сейчас постоянно новшества вводят насчет детского пособия: постоянно что-нибудь меняется, каждые полгода. Опять нужно собирать справки... Это хорошо, что я стояла на учете в Центре занятости, мне дали справку без разговоров. Я пришла в собес и сказала, что я малоимущая семья, но я стою на учете в Центре занятости, нигде не работаю. Мне сейчас платят 54 рубля в месяц как безработной. Но сейчас, с 12 мая, меня выбросят на улицу, я остаюсь без единой справки, мне никто ее не даст, т. е., не дай бог, коснется пособия, да чего угодно, я нигде не смогу ничего взять...» (ж., 34 года, Вика).1
Образ государства-противника,
с которым надо сражаться, отвоевывая
право на статус, усиливается с
углублением степени
... 1 Лицо безработицы в России Архангельская обл., 2012
Можно увидеть, когда видишь,
что шаг навстречу делает тебе,
ну то же государство, но нас все
бросили. Они за кремлевской стеной
вообще не представляют, как живут
остальные люди. У них своя жизнь,
у них свое государство... Какое
развитие может быть? Какой там
экономический рост? О чем они
вообще говорят? О каком росте? Когда
таких наукоградов полстраны. Я
так думаю, они вообще не знают, что
мы существуем. Но их раздражает, что
люди должны существовать, и существуют
и еще чего-то требуют. Какие-то еще
требования предъявляют. Какие-то шахтеры
касками стучат, еще медики бастуют.
А у людей инсулина нет, не сделают
укол инсулина, он сидит дома и ждет,
сегодня он умрет или завтра»1.
Механизм "борьбы с государством"
может заменяться более мягкой и прагматической
формой. Это — рентные отношения. Человек
не торопится предпринимать какие-то активные
действия, пока получает пособие по безработице
в достаточном для жизни размере. В своих
планах он напрямую связывает начало поисков
работы с уменьшением пособия до неприемлемого
для себя уровня. Люди воспринимают потерю
работы как возможность отдохнуть, даже
как длительный оплачиваемый отпуск —
своего рода вознаграждение за отданный
государству труд. Характерна такая оценка
женщины, проработавшей много лет: «Меня
иногда ужасает: ведь мы были привязаны
к этой работе как рабы и ничего за душой
не имеем». В этой связи понятны ее рассуждения
по поводу будущего: «... загадывать рано,
год впереди (через год снимают с учета
в СЗ и через год же этот человек планирует
хлопотать о досрочной пенсии — авт.).
Жить нужно здесь и сейчас, прошлого нет,
будущего тоже нет. Зачем мне думать, что
будет через год, если никто не знает, что
будет через год. Я никому не слуга и не
хозяин, я живу одна, я пока наслаждаюсь
жизнью. Может быть, безработному об этом
не стоит говорить, но раз Бог дает мне
этот год — знаете, я всегда мечтала хоть
год не поработать, я так устала от этой
работы. Мечтала: найти бы спину, чтобы
хоть годик за этой спиной не поработать.
Я считаю, судьба посылает год, надо получить
наслаждение» (ж., 51 год)1.
Чем старше человек, тем выше вероятность
его вступления в рентные отношения с
государством. Это обусловлено не только
усталостью, накопившимися болезнями,
соответствующими установками, но и особенностями
законодательства, в соответствие с которым
за каждый год трудового стажа сверх 20
лет безработный имеет право продлить
срок получения пособия на две недели.
Информация о работе Маргинальность. Ее проявления в современном обществе