Марксистская социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 10:17, реферат

Описание работы

Три составные части марксизма — политическая экономия, философия и научный коммунизм. Философия сводится к двум составным частям: диалектическому материализму и историческому материализму.
Основной вопрос философии, который решали всегда все философы, это, как утверждал Энгельс, вопрос об отношении бытия к сознанию. Что первично: бытие или сознание? Не что существует: бытие или сознание, а что первично. Согласно диамату идеальное существует, но оно вторично в отношении к материальному.

Файлы: 1 файл

Марксистская социологя.docx

— 25.28 Кб (Скачать файл)


 

 

Марксистская социологя

 

 

 

 

Исакова Ольга Валерьевна


 

 

Карл Маркс (1818-1883) - немецкий ученый, философ, экономист и политический деятель, создатель, наряду с Ф. Энгельсом марксизма. Свою деятельность К. Маркс осуществлял благодаря поддержке и помощи Энгельса. Маркс был организатором и лидером 1-го Интернационала (1864-76). В 1867 вышел главный труд Маркса — «Капитал» (т. 1); работу над следующими томами Маркс не завершил, их подготовил к изданию Энгельс. В последние годы жизни Маркс активно участвовал в формировании пролетарских партий.

Три составные части марксизма  — политическая экономия, философия  и научный коммунизм. Философия  сводится к двум составным частям: диалектическому материализму и историческому материализму.

Основной вопрос философии, который решали всегда все философы, это, как утверждал Энгельс, вопрос об отношении бытия к сознанию. Что первично: бытие или сознание? Не что существует: бытие или сознание, а что первично. Согласно диамату  идеальное существует, но оно вторично в отношении к материальному.

Маркс рассуждал так, что  люди живут, действуют и производят средства к жизни, чем и отличаются от животных. Энгельс повторит знаменитое определение американского этнографа Тэйлора: «Человек есть животное, производящее орудия труда». Обезьяна может взять палку и сбить банан, если он висит высоко. Но ни одна обезьяна, даже самая умная, не может взять топор, срубить дерево и изготовить из него эту палку. Она может воспользоваться подручным средством, но изготовить орудия труда ни одно животное не может. Отличие человека именно в том, что он производит орудия труда.

Таким образом, Маркс и  Энгельс также дают определение  человека: человек есть животное, производящее орудия труда. Не разумная деятельность, не наличие свободы, не общественный или религиозный характер, а способность производить орудия труда — вот сущность человека, по Марксу.

Далее классики марксизма  рассматривают развитие человека и  общества в историческом аспекте: люди живут, действуют, общаются, растет население, происходит разделение труда, которое в свою очередь ведет к росту производительных сил. Развитие общества прогрессирует. По мере развития производительных сил происходит расслоение людей на бедных и богатых.

Образуются классы. Классы, естественно, начинают друг с другом бороться. В результате развития производительных сил появляется противоречие между уровнем производительных сил .

Первая форма общества—  это форма первобытнообщинная, когда классов еще нет. Потом, с расслоением общества, появляются классы и огромное централизованное влияние государства. Происходит переход к рабовладельческой формации, имеющей два основных класса: рабовладельцев и рабов. Ведущий класс, который имеет собственность, является и тем классом, который строит всю политику. У него в руках государство, полиция и т. п. Поэтому, согласно Марксу, господствующие мысли в обществе — это мысли господствующего класса. Господствующий класс навязывает обществу свои мысли, и таким образом, согласно Марксу, общественное бытие определяет общественное сознание.

Итак, производительные силы в очередной раз вступают в  противоречие с общественными отношениями, и происходит переход к другой формации — феодальной. Здесь вновь два класса — феодалы и крестьяне, но зависимость крестьян от феодалов несколько иная: крестьяне получают немного больше собственности и свободы, хотя, тем не менее, антагонизм между ними существует.

В дальнейшем происходит переход  к следующей форме собственности— буржуазной. Феодалы, естественно, не хотят отдавать власть, поэтому неизбежно происходит революция.

Отличие пролетариев от всех прочих классов состоит в том, что пролетарии ничего не имеют, у них нет никакой собственности, за исключением своей рабочей силы. Существует известное выражение: «пролетариям нечего терять, кроме своих цепей». Труд становится товаром. Продавая свой труд в качестве товара, пролетарий создает прибавочную стоимость.

По выражению Энгельса, именно эти два понятия — материалистическое понимание истории и прибавочная стоимость — и составляют сущность марксизма.

Таким образом, Маркс говорит, что люди вступают в не зависящие от них производственные отношения, которым соответствуют ступени развития материально-производственных сил; производственные отношения — это базис, на нем возникает юридическая и политическая надстройка; способ производства обусловливает социально-политические и духовные процессы, потому что общественное бытие определяет общественное сознание людей; затем, на известной ступени, производительные силы вступают в противоречие с общественным отношениями, т. е. с формой собственности, и наступает эпоха социальной революции, происходит переворот в надстройке.

Второе положение, которое  стало особенно актуальным в последнее  время, — насколько возможно сочетание  коммунизма и христианства?

Маркс полагает, что все беды настоящего общества лежат в том, что это общество религиозно.

Религия есть иллюзия счастья, и для достижения действительного  счастья нужно упразднить религию. Религия есть опиум народа (если цитировать по Марксу). Дидро бы выразился так: религия есть опиум для народа, т. е. опиум, выдуманный для народа неким обманщиком или группой обманщиков. Маркс же утверждает, что религию создает сам народ, создает в качестве утешения, некоего опиума для себя.

Никакими другими способами  прекратить существование религии, кроме как пролетарской революцией и построением бесклассового  общества, где не будет эксплуатации человека человеком, невозможно. Конечно, нужны и просвещение, и воспитание, и социальная работа, но это все  вспомогательные средства. Главное же средство борьбы с религией — построение бесклассового коммунистического общества, в котором не будет классовых предпосылок для возникновения религии.

Марксистская школа социологии как самостоятельное направление  сформировалась в начало XX века. В  России она была представлена именами  Плеханова, Бруно-Есинского и других исследователей. В Западной Европе наибольший вклад в развитие марксистской социологии внесли Карл Каулшский, Дюпеи, Лукач.

В середине XX века в марксистской социологии обозначился кризис связанный с догматизмом и нежеланием теоретически осмыслять новые процессы, происходящие в обществе. Крах коммунистической системы в конце XX века усугубил этот кризис и в настоящее время марксистская социология представлена, в основном, Франкфуртской школой.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Марксистская социология