Массовая культура: сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:11, реферат

Описание работы

Целью работы является рассмотрение темы «Массовая культура, её сущность и функции».
Задачи работы – раскрытие вопросов об истоках массовой культуры, о влиянии идей позитивизма, фрейдизма, прагматизма на развитие массовой культуры, об основных характеристиках и функциях массовой культуры.

Содержание работы

Введение…………………………………................................................... 3
1. Исторические предпосылки и философские основания развития массовой культуры ……………………………………………………………………5
1.1 Истоки массовой культуры……………………………………….…...5
1.2 Влияние идей позитивизма, фрейдизма, прагматизма на развитие массовой культуры………………………………………………………...10
2. Основные характеристики и функции массовой культуры …………17
Заключение …………………………………………………………………25
Список использованной литературы …………………………………….26

Файлы: 1 файл

социология реферат.docx

— 49.62 Кб (Скачать файл)

 

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
             «Уральский Государственный Университет Путей Сообщения»

 

 

 

 

               

 

               Кафедра « Управление персоналом и социологии»

 

 

 

 

          Реферат на тему: «Массовая культура: сущность и функции»

 

 

 

 

 

 

 

      Научный руководитель: 
                                                                                                           Аспирант. 
                                                                                                 Холодилов К.В.

 

                                                                                               Выполнил: 
                     Ст.гр. УП-122 
         

 

 Екатеринбург 
                2012 
Содержание

Введение…………………………………................................................... 3

1. Исторические  предпосылки и философские основания  развития массовой культуры ……………………………………………………………………5

1.1 Истоки  массовой культуры……………………………………….…...5

1.2 Влияние  идей позитивизма, фрейдизма,  прагматизма на развитие массовой культуры………………………………………………………...10

2. Основные  характеристики и функции массовой  культуры …………17

Заключение …………………………………………………………………25

Список  использованной литературы …………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Введение

 

Понятие «массовая культура» в научный  обиход вошло в середине XX века. Оно означает особое состояние культуры в обществе, когда она производится не массами, а для масс. При этом неизбежно снижение уровня культурных норм и образцов, которые приспосабливаются к неразвитым вкусам и однозначным (хорошо — плохо) оценкам. С помощью средств массовой коммуникации можно тиражировать и распространять любую информацию и тем самым управлять миллионными аудиториями. В массовой культуре акцент смещается на потребление культуры, а не на ее производство, т.е. на удовлетворение инстинктивных потребностей человека в жесткой ритмике, в острых ощущениях, в пресыщении и т.д. Здесь в роли «массовика-затейника» выступает само государство, поощряющее развитие индустрии досуга. Это приводит к деформации ценностной ориентации в обществе, к обесцениванию высоких достижений духа, к предпочтению чисто внешних эффектов, к нивелировке сознания и утрате личностной культуры. Расцветает своеобразная культура культов, т.е. постоянная потребность в поклонении чему-либо или кому-либо, поиск кумиров и их низвержение для создания новых кумиров. Ширится интерес к мистике, оккультизму, растет убеждение в существовании «пришельцев», НЛО и т.д.

Прозрение, фантазия, творчество связаны с переоценкой и являются выходом человека во внекультурный мир. В среде массовой культуры, где творчество практически сосредоточено в руках небольшой группы людей, тоже происходит переоценка, но в противоположном направлении: ценностные ориентации смещаются на все более примитивные достижения культуры. Можно сказать, что массовая культура — это выпадение человека из культуры.

Целью работы является рассмотрение темы «Массовая культура, её сущность и функции».

Задачи  работы – раскрытие вопросов об истоках массовой культуры, о влиянии идей позитивизма, фрейдизма, прагматизма на развитие массовой культуры, об основных характеристиках и функциях массовой культуры.

 

 

 

1. Исторические  предпосылки и философские основания  развития массовой культуры

 

1.1 Истоки  массовой культуры

 

Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам  выделить две социальные формы существования  культуры: массовую культуру и элитарную  культуру. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все  люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой  аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации [3, с. 121].

Когда же и как появилась массовая культура? По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения.

Приведем  в качестве примера, наиболее часто  встречающиеся в научной литературе: 1. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например, «Библия для нищих»), рассчитанные на массовую аудиторию. 2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в Европейской литературе XVII-XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо (1660-1731) — автора широко известного романа «Робинзон Крузо» и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т. д. и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730-1812) — создателя нашумевшего бестселлера XVIII-XIX веков «Повести о приключениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком. 3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века — роман. И все-таки все выше изложенное — это предистория массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX-XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».

Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом. Для рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизацип жизни. Она затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века. [2, с. 87]

X. Ортега-и-Гассет (1883-1955) в работе «Восстание масс» (1930 г.) выводит само понятие «масса» из определения «толпа». Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество с точки зрения социологии и есть масса, — поясняет Ортега. И далее он пишет: «Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство — совокупность лиц, выделенных особо, масса — невыделенных ничем. Масса — это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение — «многие» — переходит в качественное». Причину выдвижения масс на авансцену истории Ортега видит в низком качестве культуры, когда человек данной культуры «...не отличается от остальных и повторяет общий тип».

Очень познавательна  для анализа нашей проблемы книга  американского социолога, профессора Колумбийского университета Д. Белла  «Конец идеологии» (1960 г.), в которой  особенности современного общества определяются возникновением массового  производства и массового потребления. Здесь же автор формулирует пять значений понятия «масса»: 1. Масса  — как недифференцированное множество (т. е. противоположность понятию  класс). 2. Масса — как синоним невежественности (как об этом писал и X. Ортега-и-Гассет). 3. Массы — как механизированное общество (т. е. человек воспринимается как придаток техники). 4. Массы — как бюрократизированное общество (т. е. в массовом обществе личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности). 5. Массы — как толпа. Здесь заложен психологический смысл. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Сам по себе человек может быть культурным, но в толпе — это варвар. И Д. Белл делает вывод: массы — есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.

Еще более  глубокий анализ «массовой культуры»  сделал канадский социолог М. Маклюэн (1911-1980). Он также, как и Д. Белл, приходит к выводу о том, что средства массовой коммуникации порождают и новый тип культуры. В своих работах «Галактика Гутенберга» (1962 г.), «Понимание средств связи» (1964 г.), «Культура наше дело» (1970 г.) Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой эпохи «индустриального и типографского человека» явилось изобретение И. Гутенбергом в XV веке печатного станка. Современные же средства массовой информации, создав, по словам Маклюэна, «глобальную деревню», создают и «нового племенного человека». Этот новый человек отличается от того «племенного», жившего когда-то на земле тем, что его мифы формирует «электронная информация». По словам Маклюэна, печатная техника — создала публику, электронная — массу. Определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, Маклюэн подчеркивал эскейпистскую (т. е. уводящую от реальной действительности) функцию художественной культуры [ 5, с. 187].

Конечно, в наши дни масса существенно  изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектами массовой культуры сегодня являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как  индивиды, и как члены локальных  групп, и как члены массовых социальных общностей, постольку субъект «массовой  культуры» может рассматриваться  как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный и массовый. В  свою очередь понятие «массовая  культура» характеризует особенности  производства культурных ценностей  в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление  этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с  поточно-конвейерной индустрией.

Истоки  широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются  в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал еще  К. Маркс в «Капитале». В этом сочинении  К. Маркс рассмотрел через призму понятия «товар» все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе.

Стремление  видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена — массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное  производство — все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции — это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру — это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.

В социальном плане массовая культура формирует  новый общественный слой, получивший название «средний класс». Процессы его  формирования и функционирования в  области культуры наиболее конкретизированно изложены в книге французского философа и социолога Э. Морена «Дух времени» (1962 г.). Понятие «средний класс» стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот «средний класс» стал и стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.

Массовая  культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в  человеческом обществе. Происходит отказ  от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального  общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (т. е. у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип  — пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это  и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование  человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной  сферы чувств человека, и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.

Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в своем проявлении. Однако, оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы в развитии, во всей сложности их взаимодействия. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. В массовой культуре формула (а в этом и есть сущность искусственно создаваемого образа — имиджа или стереотипа) — это главное. Подобная ситуация стимулирует идолопоклонство. Сегодня новомодные «звезды искусственного Олимпа» насчитывают не меньше фанатичных поклонников, чем старые боги и богини [ 7, с. 98].

Массовая  культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни, которое имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособления людей к существующим условиям конформизм.

Отсюда  и использование в массовой культуре таких жанров искусства как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и моральным  факторам. Этому служат и такие  ритуальные формулы массовой культуры, как «добродетель всегда вознаграждается  «любовь и вера (в себя, в Бога) всегда побеждает все».

Несмотря  на свою кажущуюся бессодержательность, массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу, которая  базируется на определенных философских  основаниях.

 

1.2 Влияние идей позитивизма,  фрейдизма, прагматизма на развитие  массовой культуры

 

В качестве идейной основы современной массовой культуры выступает философия позитивизма. Позитивизм в эстетике проявился  как натурализм. Для него характерно сведение социального к биологическому.

Примером  художественного (практического) решения  эстетических принципов, законов биологизма в позитивизме является серия  западных детективных романов. В сюжетах этих произведений за совершенными преступлениями стоит один социальный мотив деньги. Но в финалах романов выясняется, что преступления организовали психи-маньяки, уголовники-шизофренники, неспособные отвечать за свои поступки. Серьезный сопельный мотив оказывается подмененным мотивом биологическим. Зависимость социологии от биологии стала мировоззренческой платформой для многих произведений массового искусства. Принцип эскейпизма, то есть стремление любыми путями увести реципиента от противоречий реального мира, объявить их несуществующими или заставить о них забыть прочно занял ведущее место в подобных произведениях.

Информация о работе Массовая культура: сущность и функции