Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 15:41, реферат
Роль массовой культуры неоднозначна. Если рассмотреть национальное телевидение, которое заполнено «мыльными операми» или такого же уровня сериалами, художественная ценность которых чрезвычайно сомнительна, но это и есть современные образцы массовой культуры. Но, по всей видимости, массовая культура прочно укрепилась в современном обществе и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб.
Однако следует учитывать и другие современные типы культур.
Типы культуры даже в одном обществе варьируются в зависимости от места, которое данная группа занимает в обществе. Надо заметить, что дифференциация социальных групп по признаку культуры не повторяет в данном случае ни социальную, ни профессиональную структуру общества. Здесь, скорее, действует другой критерий, а, именно, критерий приближенности тех или иных людей к верховной власти. Самый близкий к верховной власти слой в любом обществе составляет элиту. Элита (elite) — буквально «лучшие или наиболее талантливые члены общества» (например, наиболее образованные), однако в социологии данный термин чаще всего относится к политическим элитам. Согласно теории элит, деление на элитные и внеэлитные слои является неотъемлемой чертой любого сложного современного общества, в том числе и России. Элита современного российского общества еще не устоялась и в целом изучена недостаточно.
Каждая элита и внеэлитная часть общества имеют свою культуру. Социологи различают три современные формы культуры: элитарную, внеэлитарную и массовую, а также некоторые ее разновидности: субкультуры, например, субкультуру молодежи.
Культура элитарного типа
Раньше было принято считать, что элитарная, или высокая, культура — это как бы сущностный признак политической элиты. Она считалась носителем классических образцов высокой культуры: оперы, балета, высокой живописи, литературы, поэзии и т.д. Однако с эпохи Просвещения высокая культура становится постепенно достоянием широких народных масс третьего сословия. Модернизм решительно разрушил представления о классически высоком искусстве и о низких, массовых жанрах. Кинематограф, радио, телевидение, массовая книга и т. д. сделали возможными тиражирование образцов высокого искусства, впрочем, как и «низкого», в невиданных масштабах, обусловливая размывание граней между элитарной и народной культурой. Нечто схожее наблюдается и в социальной области. Процессы социальной динамики, особенно ускоренно развертывающиеся, начиная с эпохи буржуазных революций, ведут не только к смене правящих элит, но и к радикальной демократизации общественной жизни, к социальной конвергенции и ротации. Однако не следует слишком радужно оценивать возможности происходящих перемен. Жизнь сложнее любых схем. Нередко очень демократическое общество скатывается к диктатуре элиты, партноменклатуры, криминальных структур, а диктаторское, «закрытое» общество неожиданно становится демократическим, «открытым» (Испания, Чили).
Культура внеэлитного или народного типа
Внеэлитарная культура создается народом. Народное творчество имеет своим источником традиции, сказки и сказания, легенды и былины, песни и танцы, которые и называются народными, потому что не имеют индивидуального авторства. В этих произведениях может меняться текст, мелодия и т.п. Но по уровню творческого разнообразия, широты охвата тем, меры драматизма и трагедийности народная культура всегда превосходит элитарную культуру. Но в то же время народная культура не так высоко профессиональна, как элитарная, она уступает ей по глубине, мастерству исполнения. В принципе — это взаимодополняющие, взаимообогащающие друг друга культуры. Этого не скажешь о таком типе культуры, как массовая культура.5
Культурная динамика описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. Что служит основой изменения культуры и каковы механизмы такого изменения?
Рисунок 1.- Цикл социодинамики культуры (А. Моль)
Ими являются открытия и изобретения. Открытие снабжает человечество новыми знаниями, которые соединяются с известными знаниями и порождают новые элементы.
Изобретение - это создание новых элементов культуры. Они подразделяются на материальные и духовные. Открытие и изобретение являются разновидностями инноваций. Это - создание или признание новых элементов в культуре. Инновации зависят от накопленных знаний, которые заново интерпретируются, оцениваются и применяются на практике.
Художник, как и ученый, творит в одиночестве, но под влиянием усвоенных им элементов культуры. Идеи и готовые произведения сначала распространяются в микросреде: «закрытые» просмотры, публикации малыми тиражами и т. п. Определенная часть элементов культуры черпается из микросреды «полуслучайным» образом средствами массовой коммуникации (такими как радио, телевидение, массовая печать, кино и т. д.), которые руководствуются присущими им внутренним запросами и критериями доступности для массовой аудитории. Через некоторое время отобранные произведения распространяются среди широкого круга средствами массового тиражирования. Практически эта широкая публика приемлет не все, а часть распространяемых произведений; получившие популярность произведения на более или менее равных основаниях оседают в памяти общества и образуют массовую культуру.6
1 Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции. // ОНС: Общественные науки и современность. – М., 1998. - №6.
2 Фетисова Т.А. Культура города. //Человек: образ и сущность. – М., 2000.
3 Энциклопедический словарь по культурологии. – М., 1997.
4 Маркова Г. И. Массовая культура: содержание и социальные функции. Диссертация на соискание научной степени кандидата культурологических наук. – М., 1996.
5Боровик В.С., Кретов Б.И. Основы политологии и социологии: учеб. пособ. для средн. профес. учеб. заведений. – М., 2001.
6 Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., попов А.В., Самыгин С.И., Социология: Курс лекций6 Учебное пособие. – ростов-н/Д, 2000.
Информация о работе Массовая культура в современном обществе, сущность, тенденции, развитие