Массовая культура в современном обществе, сущность, тенденции, развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 15:41, реферат

Описание работы

Роль массовой культуры неоднозначна. Если рассмотреть национальное телевидение, которое заполнено «мыльными операми» или такого же уровня сериалами, художественная ценность которых чрезвычайно сомнительна, но это и есть современные образцы массовой культуры. Но, по всей видимости, массовая культура прочно укрепилась в современном обществе и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб.

Файлы: 1 файл

Реферат - Массовая культура в современном обществе, сущность, тенденции, развитие.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Однако следует учитывать и  другие современные типы культур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современные типы культуры

 

Типы культуры даже в одном обществе варьируются  в зависимости от места, которое данная группа занимает в обществе. Надо заметить, что дифференциация социальных групп по признаку культуры не повторяет в данном случае ни социальную, ни профессиональную структуру общества. Здесь, скорее, действует другой критерий, а, именно, критерий приближенности тех или иных людей к верховной власти. Самый близкий к верховной власти слой в любом обществе составляет элиту. Элита (elite) — буквально «лучшие или наиболее талантливые члены общества» (например, наиболее образованные), однако в социологии данный термин чаще всего относится к политическим элитам. Согласно теории элит, деление на элитные и внеэлитные слои является неотъемлемой чертой любого сложного современного общества, в том числе и России. Элита современного российского общества еще не устоялась и в целом изучена недостаточно.

Каждая элита  и внеэлитная часть общества имеют  свою культуру. Социологи различают три современные формы культуры: элитарную, внеэлитарную и массовую, а также некоторые ее разновидности: субкультуры, например, субкультуру молодежи.

Культура  элитарного типа

Раньше было принято  считать, что элитарная, или высокая, культура — это как бы сущностный признак политической элиты. Она считалась носителем классических образцов высокой культуры: оперы, балета, высокой живописи, литературы, поэзии и т.д. Однако с эпохи Просвещения высокая культура становится постепенно достоянием широких народных масс третьего сословия. Модернизм решительно разрушил представления о классически высоком искусстве и о низких, массовых жанрах. Кинематограф, радио, телевидение, массовая книга и т. д. сделали возможными тиражирование образцов высокого искусства, впрочем, как и «низкого», в невиданных масштабах, обусловливая размывание граней между элитарной и народной культурой. Нечто схожее наблюдается и в социальной области. Процессы социальной динамики, особенно ускоренно развертывающиеся, начиная с эпохи буржуазных революций, ведут не только к смене правящих элит, но и к радикальной демократизации общественной жизни, к социальной конвергенции и ротации. Однако не следует слишком радужно оценивать возможности происходящих перемен. Жизнь сложнее любых схем. Нередко очень демократическое общество скатывается к диктатуре элиты, партноменклатуры, криминальных структур, а диктаторское, «закрытое» общество неожиданно становится демократическим, «открытым» (Испания, Чили).

Культура  внеэлитного или народного типа

Внеэлитарная культура создается народом. Народное творчество имеет своим источником традиции, сказки и сказания, легенды и былины, песни и танцы, которые и называются народными, потому что не имеют индивидуального авторства. В этих произведениях может меняться текст, мелодия и т.п. Но по уровню творческого разнообразия, широты охвата тем, меры драматизма и трагедийности народная культура всегда превосходит элитарную культуру. Но в то же время народная культура не так высоко профессиональна, как элитарная, она уступает ей по глубине, мастерству исполнения. В принципе — это взаимодополняющие, взаимообогащающие друг друга культуры. Этого не скажешь о таком типе культуры, как массовая культура.5

 

 

 

 

 

  1. Динамика социокультурных изменений

 

Культурная  динамика описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. Что служит основой изменения культуры и каковы механизмы такого изменения?

Рисунок 1.-  Цикл социодинамики культуры (А. Моль)

Ими являются открытия и изобретения. Открытие снабжает человечество новыми знаниями, которые соединяются с известными знаниями и порождают новые элементы.

Изобретение - это создание новых элементов культуры. Они подразделяются на материальные и духовные. Открытие и изобретение являются разновидностями инноваций. Это - создание или признание новых элементов в культуре. Инновации зависят от накопленных знаний, которые заново интерпретируются, оцениваются и применяются на практике.

Художник, как  и ученый, творит в одиночестве, но под влиянием усвоенных им элементов культуры. Идеи и готовые произведения сначала распространяются в микросреде: «закрытые» просмотры, публикации малыми тиражами и т. п. Определенная часть элементов культуры черпается из микросреды «полуслучайным» образом средствами массовой коммуникации (такими как радио, телевидение, массовая печать, кино и т. д.), которые руководствуются присущими им внутренним запросами и критериями доступности для массовой аудитории. Через некоторое время отобранные произведения распространяются среди широкого круга средствами массового тиражирования. Практически эта широкая публика приемлет не все, а часть распространяемых произведений; получившие популярность произведения на более или менее равных основаниях оседают в памяти общества и образуют массовую культуру.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М.: Мысль, 1993. С. – 96.
  2. Боровик В.С., Кретов Б.И. Основы политологии и социологии: учеб. пособ. для средн. профес. учеб. заведений. – М.: Высш.шк., 2001. – 328 с.
  3. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И., Социология: Курс лекций6 Учебное пособие. – ростов-н/Д: феникс, 2000 – 512 с.
  4. Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. – М.: Наука, 1994.
  5. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учеб. пособие. – финансы и статистика, 2000. – 336 с.: ил.
  6. Маркова Г. И. Массовая культура: содержание и социальные функции. Диссертация на соискание научной степени кандидата культурологических наук. – М., 1996.
  7. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация общества. М.: Радуга,1991. – 639с.
  8. Руднев В.П. Словарь Культуры XX века. М.,1999.
  9. Смольская Е.П. «Массовая культура»: развлечение или политика? М.: Мысль, 1986.
  10. Теплиц К.Т. Всё для всех. Массовая культура и современный человек. //Человек: образ и сущность. – М.: ИНИОН РАН, 2000.
  11. Фетисова Т.А. Культура города. //Человек: образ и сущность. – М.: ИНИОН, 2000.
  12. Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции. // ОНС: Общественные науки и современность. – М., 1998. - №6.
  13. Харчева В. Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 1997. 304 с.: ил.
  14. Шестаков В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». – М.: Искусство, 1988.
  15. Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: Центр, 1997.

1 Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции. // ОНС: Общественные науки и современность. – М., 1998. - №6.

2 Фетисова Т.А. Культура города. //Человек: образ и сущность. – М., 2000.

3 Энциклопедический словарь по культурологии. – М., 1997.

4 Маркова Г. И. Массовая культура: содержание и социальные функции. Диссертация на соискание научной степени кандидата культурологических наук. – М., 1996.

5Боровик В.С., Кретов Б.И. Основы политологии и социологии: учеб. пособ. для средн. профес. учеб. заведений. – М., 2001.

6 Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., попов А.В., Самыгин С.И., Социология: Курс лекций6 Учебное пособие. – ростов-н/Д, 2000.


Информация о работе Массовая культура в современном обществе, сущность, тенденции, развитие