Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:50, контрольная работа
Актуальность данной темы все больше возрастает в последнее время, идет обсуждение в прессе, на телевидении, все чаще говорят об этом политики. Она определяется тем, что распад СССР, образование суверенных государств, возникновение локальных вооруженных конфликтов явились переломным моментом в развитии миграционных процессов, происходящих на территории России и СНГ. Возник принципиально новый институт государственного управления - миграционная служба России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Нормативно-правовые основы социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев России 6
2. Порядок признания лица беженцем или вынужденным
переселенцем 8
3. Материальное обеспечение и жилищное обустройство беженцев и вынужденных переселенцев 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ
7
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Нормативно-правовые основы социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев России 6
2. Порядок признания лица беженцем или вынужденным
переселенцем 8
3. Материальное обеспечение и жилищное обустройство беженцев и вынужденных переселенцев 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ 15
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы все больше возрастает в последнее время, идет обсуждение в прессе, на телевидении, все чаще говорят об этом политики. Она определяется тем, что распад СССР, образование суверенных государств, возникновение локальных вооруженных конфликтов явились переломным моментом в развитии миграционных процессов, происходящих на территории России и СНГ. Возник принципиально новый институт государственного управления - миграционная служба России.
Разразившийся в конце 80-х годов в стране политический и экономический кризис охватил все сферы общественной жизни. Он естественно коснулся и миграционных процессов: изменилась масштабность и интенсивность миграционного движения, направленность и структура потоков. Вынужденное переселение достигло огромных размеров, появилась особая социальная категория беженцы, лица, находящихся в положении, вынужденно перемещенных внутри страны.
По данным Госкомстата РФ, миграционные потоки в Российской Федерации в 1991-1999 годах (из региона в регион и из других стран) затронули более 30 млн. человек прибывших и выбывших; только сальдо миграции за эти годы составило более 3,5 млн. чел.
Миграция населения - одна из важнейших проблем современного мирового развития; это не только простое механическое передвижение людей, а сложный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической, общественно-политической, этнической, нравственно-психологической, религиозно-духовной жизни целых стран и народов.
Из существующих категорий мигрирующего населения прежде всего беженцы, вынужденные переселенцы, репатрианты и эмигранты все чаще становятся объектом обсуждения государственных, общественно-политических структур и научных кругов. Активизация, всплеск миграции населения является следствием мировых войн, распада многонациональных государств, создания новых государственных образований.
По данным Международной организации труда (МОТ), в первой половине 2004 г. 125 млн. мигрантов, беженцев были вынуждены находиться вне пределов своей родины.
Проблема беженцев в России и СНГ признана одной из острых мировых проблем. В 2000 г. была продлена на 4 года Программа действий Региональной Конференции по рассмотрению проблем беженцев, недобровольно перемещенных лиц, других форм недобровольных перемещений и возвращающихся лиц в странах СНГ под эгидой Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, Международной Организации по Миграции и ОБСЕ.
Отечественные исследования по данной теме, в том числе применительно к региональному уровню, проводились недостаточно. Можно назвать не очень много известных фамилий: Г.Витковская, Н. Космарская, Л.Рыбаковский, Ж. Зайенчковская, В. Моисеенко, Е.Кубишен, В. Переведенцев и др. Имеющиеся работы касаются только отдельных разделов социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев. Более разработанной является теория социальной политики переходного периода (Е. Гонтмахер, Л. Дегтярь, С. Кадомцева, М. Можина, Б.В. Ракитский, Л.С. Ржаницина, Н. Риммашевская, и др.). Но в ней по сути такая специфическая социальная группа, как вынужденные мигранты, не получила должного места, которое она заслуживает по остроте ситуации и особенностям потребности в социальной защите.
Сложные процессы вынужденной миграции, их социальная адаптация, социальная защита стали дискуссией на научно-практических конференциях и семинарах.
Исходя из этого, целью реферата является исследование социальной проблемы беженцев.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать нормативно-правовые основы социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев в России;
- рассмотреть порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем;
- а так же их материальное и жилищное обустройство.
Основным объектом исследования является специфическая социальная группа населения - беженцы и вынужденные переселенцы Российской Федерации.
Предмет исследования - социально-экономические отношения, возникающие в процессе организации социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев в современных условиях.
Контрольная работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, трех пунктов основной части, заключения и списка литературы и других источников.
1. Нормативно-правовые основы социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев России
Юридическую базу разрешения вопросов беженцев и вынужденных переселенцев образуют Конституция РФ, федеральные законы: «О беженцах» от 28 июня 1997 г. и «О вынужденных переселенцах». Оба закона основаны на международных договорах и в первую очередь на Законе РФ о ратификации Соглашения «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 22 ноября 1994 г.
Для раскрытия основ правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев необходимо, прежде всего, выяснить, что следует понимать под указанными лицами.
В ст. 1 Закона «О беженцах» записано: «Беженец - прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении его насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений»[1].
Определение понятия «беженец» в международном праве содержится в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 года «О статусе беженцев» и Протоколе к ней 1967 года, касающемся статуса беженцев. Между данными актами существуют некоторые расхождения, в частности, Конвенция ООН 1951 года предусматривает временное и географическое ограничение, т.е. она применяется в отношении стран, расположенных в Европе, и в отношении тех беженцев, которые стали таковыми в результате событий, происходивших до 1 января 1951 года. Что касается Протокола 1967 года, то он устраняет вышеназванные ограничения и применяется без таковых в отношении государств и в отношении любых событий как в прошлом, так и в будущем, в результате которых возникла или возникнет проблема беженцев. В связи с этим необходимо учитывать участие государства в вышеуказанных документах. Поскольку Российская Федерация является участником обоих документов, то в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, а также п. 3 ст. 18 комментируемого Закона, эти акты обладают прямым действием на территории России, и в случае, если внутреннее законодательство противоречит им, применяются нормы международных договоров, а не внутренних законов[2].
На содержание правового статуса беженца определенное влияние оказывают такие элементы, как гражданство, общая правосубъектность, права, обязанности и другие. Теоретически можно представить, что правовой статус беженца складывается из элементов общего правового статуса человека, а также правового статуса иностранного гражданина (лица без гражданства) и статуса, предоставляемого беженцу российским законодательством и международным правом.
Говоря о правовом статусе беженца, необходимо учитывать, что данный статус включает в себя следующие права:
а) права, характеризующие общий правовой статус человека;
б) права, характеризующие правовой статус иностранного гражданина (или лица без гражданства);
в) специальные права и специальные гарантии.
2. Порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем
Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Вынужденным переселенцем может быть признан, как правило, гражданин Российской Федерации, покинувший место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации либо, что встречается гораздо реже, на территории другого государства. В соответствии с Законом вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, который: вынужден был покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России; вынужден был покинуть место жительства на территории одного из субъектов Российской Федерации и переселиться на территорию другого субъекта Федерации.
Кроме того, вынужденным переселенцем может быть признано лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, иностранный гражданин или апатрид (лицо без гражданства), постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории России по вышеуказанным обстоятельствам[3].
И, наконец, вынужденным переселенцем может быть также признан гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории одной из республик, входившей в состав Советского Союза, получивший статус беженца Российской Федерации и утративший его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца имели место обстоятельства, препятствовавшие данному лицу в обустройстве на территории России. Приобретение гражданства Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации.
К числу причин, на основании которых лицо может быть признано вынужденным переселенцем, относятся: насилие или преследование либо реальная опасность подвергнуться такому преследованию в связи с расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, а также принадлежностью к определенной социальной группе, политическими убеждениями. Но при этом следует учитывать, что все последние обстоятельства должны служить поводом для проведения враждебной кампании в отношении данного гражданина или группы граждан, либо массовых нарушений общественного порядка.
Закон предусматривает, что статус вынужденного переселенца получает конкретное лицо не только когда в отношении него были совершены вышеперечисленные действия, но и в том случае, если они были совершены в отношении членов его семьи.
Следует отметить, что лицо не может быть признано вынужденным переселенцем по иным причинам.
3. Материальное обеспечение и жилищное обустройство беженцев и вынужденных переселенцев
Действующее законодательство Российской Федерации предоставляет лицам, имеющим статус беженца или вынужденного переселенца (независимо от пола), достаточно широкие права, реализация которых предусматривается в значительной мере за счет субъектов РФ. На плечи многих женщин ложится груз ответственности не только за себя, но и за своих родственников, они становятся главами семей.
Для более эффективной деятельности миграционной службы по организации защиты и предоставлению помощи беженцам, необходимо учитывать различные потребности разных категорий беженцев -- детей, женщин, мужчин, пенсионеров, инвалидов. Так, с целью охраны здоровья женщин и детей в Москве осуществляется бесплатный их доступ к основным видам медицинской и социальной помощи. Они прикрепляются к поликлиникам по месту пребывания и получают страховые полисы, работающие женщины обеспечиваются пособиями по беременности и уходу за детьми на общих основаниях.
Особой защитой государства пользуются дети вынужденных переселенцев и беженцев. В 1998 году около 200 семей из числа зарегистрированных Миграционной службой Москвы -- это многодетные семьи с одним родителем.
Дети-беженцы нуждаются в особой защите и помощи государства. Потребности детей больше, чем у взрослых, поэтому они должны иметь дополнительные условия.
Однако, несмотря на помощь, которую беженцы и вынужденные переселенцы получают от городских, федеральных, международных источников, социально -- медицинские условия жизнедеятельности детей из семей вынужденных мигрантов как в целом, так и по отдельным категориям являются весьма неблагоприятными. Многие из детей мигрантов проживают в крайне стесненных жилищных условиях, большинство детей из-за языкового и культурного барьеров испытывают трудности в получении образования и профессиональной подготовки. Дополнительные проблемы создает пребывание детей в семьях, относящихся к группам риска по медицинским и криминальным показателям (семьи с хроническими инфекционными и психическими заболеваниями, семьи в которых один из членов семьи совершил правонарушение или преступление), впрочем как и положение детей в семьях незарегистрированных вынужденных мигрантов (большинство которых из Афганистана), фактически полностью остающихся вне контроля и помощи со стороны городских органов здравоохранения, социальных служб и образования.