Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 14:12, контрольная работа
Сложные времена, переживаемые сегодня Россией, характеризуются рядом процессов и тенденций. В бедственном положении оказалась культура, без которой действительное возрождение страны просто невозможно. «Горят» театры и библиотеки, остро нуждаются в поддержке музеи, даже самые солидные и авторитетные. Как объективную реальность надо признать последовательное сокращение числа читающих и объема читаемой литературы.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Меценатство и меценаты России во II половине XIX века……….6
2. Развитие меценатства в начале XX века…………….…………….…12
Заключение……………………………………………………….………….19
Список используемой литературы……………………………..…………….22
РОСЖЕЛДОР
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВПО РГУПС)
КАФЕДРА «СОЦИАЛЬНЫЕ
Контрольная работа
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«История социальной работы»
«Меценатство и меценаты России во II половине
уч. шифр: 12-КРБ-0237
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………..…………….
Введение
Сложные времена, переживаемые
сегодня Россией, характеризуются рядом
процессов и тенденций. В бедственном
положении оказалась культура, без которой
действительное возрождение страны просто
невозможно. «Горят» театры и библиотеки,
остро нуждаются в поддержке музеи, даже
самые солидные и авторитетные. Как объективную
реальность надо признать последовательное
сокращение числа читающих и объема читаемой
литературы. В Москве, как и Руси вообще,
благотворительность как организованная
общественная система стала складываться
с принятием христианства, с появлением
монастырей. Показательно, что именно
при монастырях начали строиться первые
богадельни и больницы в Москве, в Новоспасском,
Новодевичьем и Донском монастырях, до
наших дней сохранились здания восемнадцатого
века, в которых когда-то находились лечебницы.
Анализ сферы благотворительности
в дореволюционной России позволяет связать
сущность благотворительности с еще одним
известным феноменом-милосердием.
Масштабы, этапы и тенденции благотворительности добрых, милосердных дел отчетливо прослеживаются на примере истории Москвы. Нельзя не согласиться со справедливыми выводами П.В.Власова: «Дореволюционная столица представлялась нам городом с «сорока сороками церквей», многочисленными усадьбами, доходными домами и заводами. Теперь она предстает перед нами как обитель милосердия… Представители разных сословий - имущие и бедные - отдавали нуждающимся то, что имели: одни - состояние, другие - силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие».
Термин «меценат» является производным от имени вельможи, жившего в Риме в I в. до н. э., Гая Цильния Мецената - знатного и щедрого покровителя наук и искусств. Дословный смысл слова – благотворительность - творить благо, добро. Благотворительность - добровольное выделение материальных средств в помощь нуждающимся, или на какие-либо общественные нужды с ней связанные.
Ведущее место в истории благотворительности и меценатства России занимали отечественные предприниматели – обладатели значительных капиталов. Они не только развивали торговлю, промышленность, банковское дело, насыщали рынок товарами, заботились об экономическом процветании, но и внесли неоценимый вклад в развитие общества, науки и культуры страны, оставив нам в наследство больницы, учебные заведения, театры, картинные галереи, библиотеки. Филантропическое предпринимательство в дореволюционной России, благотворительность были неотъемлемой чертой, особенностью отечественных деловых людей. Во многом это качество определялось отношением предпринимателей к своему делу, которое в России всегда было особенным.
Для российского предпринимателя быть благотворителем значило нечто большее, чем быть просто щедрым или иметь возможность получать привилегии и выбиваться в высшие слои общества, - это во многом было национальной чертой россиян и имело религиозную основу. В отличие от Запада, в России не существовало культа богатых людей. Про богатство на Руси говорили: Бог дал его человеку в пользование и потребует по нему отчёта. Эту истину приняли и пронесли сквозь века многие представители отечественного делового мира, и благотворительность стала в определённом смысле исторической традицией российских предпринимателей. Истоки благотворительности российских деловых людей уходят в глубь веков и связаны с подвижничеством первых русских купцов, которые в своей деятельности всегда руководствовались известными словами из «Поучения Владимира Мономаха»: «Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека».
В первой половине XIX века проводниками благотворительности были преимущественно дворяне. Строительство частных больниц, богаделен, солидные денежные пожертвования на «помощь бедным» объяснялись как патриотическим порывом, так и стремлением богатой дворянской знати «отличиться» в глазах светского общества своей щедростью, благородством, поразить современников оригинальностью даров. Именно последним обстоятельством объясняется тот факт, что иногда благотворительные заведения возводились в виде великолепных дворцов.
К числу уникальных образцов благотворительных учреждений дворцового типа относятся Шереметевский Странноприимный дом, построенный в Москве известными архитекторами Дж.Кваренги и Е.Назаровым, Вдовий дом (архитектор И.Жилярди), Голицынская больница (архитектор М.Казаков) и многие другие.
1.Меценатство и меценаты во II половине XX века.
Со второй половины XIX века с развитием капитализма ведущее место в российской благотворительности перешло к буржуазии (промышленникам, фабрикантам, банкирам), как правило, выходцам из состоятельного купечества, обуржуазившихся дворян и предприимчивых крестьян – к третьему или четвёртому поколению предпринимателей, начавших свою деятельность в конце XVIII – в начале XIX века. К концу XIX столетия это уже были в массе своей люди интеллигентные и высоконравственные. Многие из них обладали тонким художественным вкусом и высокими художественными запросами. Они прекрасно осознавали, что для процветания страны и собственного бизнеса в условиях рыночной конкуренции необходимо активное участие в социальной жизни общества, в развитии науки и культуры, поэтому использовали накопленные средства не только на развитие бизнеса и личного потребления, но и на благотворительность, помогая решать многие общественные проблемы. В частности, в условиях крайней поляризации богатства и бедности в дореволюционной России филантропическое предпринимательство становилось своего рода «регулятором» социального равновесия, определённым средством устранения общественной несправедливости. Конечно, нищету и отсталость благотворительностью ликвидировать было невозможно, и это прекрасно сознавали предприниматели, но они стремились хоть как-то помочь «ближнему своему» и таким образом «облегчить душу себе».
В результате широкой и разносторонней деятельности отечественных предпринимателей в стране родились целые династии, на протяжении нескольких поколений сохранявшие репутацию видных благотворителей: Крестовниковы, Боевы, Тарасовы, Колесовы, Поповы и другие. Исследователь С.Мартынов называет имя самого щедрого русского благотворителя, крупного предпринимателя конца XIX века Гаврилы Гавриловича Солодовникова, который из общей суммы наследства в 21 млн.руб. свыше 20 млн. руб. завещал на общественные нужды (для сравнения: пожертвования всего дворянства, включая царскую семью, за 20 лет не достигли 100 тыс.руб.). При этом благотворительность предпринимателей в дореволюционной России имела свои особенности. На протяжении многих веков деловые люди традиционно вкладывали средства преимущественно в строительство церквей. Церкви продолжали строить и в XIX , и в начале XX века, но с конца прошлого столетия главное соперничество между богатыми предпринимателями проходило в социальной сфере под девизом: «Кто больше для народа сделает».
Они строили богадельни и школы, приюты и больницы, выделяли огромные средства на университеты, музеи, библиотеки. Но это не было самоцелью. Для предпринимателей главным всегда оставалось дело, бизнес. Кроме того, не следует забывать, что начинали они не с жертвенного капитала, а со стремления увеличить оборотный, то есть широкой благотворительной деятельности предпринимателей предшествовал долгий и сложный период накопления капиталов. И только встав на ноги, купцы, промышленники, банкиры (прежде всего большого достатка) могли поделиться с ближним, пожертвовать средства как на оказание помощи своим нуждающимся собратьям, так и на поддержку неимущих слоёв населения, строительство храмов, больниц, собирание культурных ценностей. Но делились весьма щедро. «В каждом городе до сих пор сохранились добротные дома, построенные на средства местного купца или фабриканта под школу, училище, больницу, богадельню или приют. А о православных церквах, кирхах, костелах, синагогах, мечетях и говорить не приходится, - читаем мы в книге «Русский торгово-промышленный мир».
В результате к концу XIX века благотворительность стала главным содержанием общественной жизни богатых россиян. Всеми богатствами, которыми владеют наши музеи, самим поступательным движением музейного дела в России, поисками, открытиями мы обязаны им - энтузиастам, собирателям, меценатам.
Рассмотрим
подробно наиболее известных меценатов
России.
Наиболее выдающиеся меценаты
конца XIX - начала XX в.в:
Меценатство Саввы Ивановича Мамонтова
(1841-1918) было особого рода: он приглашал
своих друзей-художников в Абрамцево,
зачастую вместе с семьями, удобно располагал
в основном доме и флигелях. Все приезжавшие
под предводительством хозяина отправлялись
на природу, на этюды. Все это весьма далеко
от привычных примеров благотворительности,
когда меценат ограничивает себя передачей
определенной суммы на доброе дело. Многие
работы членов кружка Мамонтов приобретал
сам, для других находил заказчиков. Одним
из первых художников к Мамонтову в Абрамцево
приехал В.Д.Поленов. С Мамонтовым его
связывала духовная близость: увлечение
античностью, музыкой, театром. Был в Абрамцеве
и Васнецов, именно ему обязан художник
своим знанием древнерусского искусства.
Тепло отеческого дома художник В.А. Серов
найдет именно в Абрамцеве. Савва Иванович
Мамонтов был единственным бесконфликтным
покровителем искусства Врубеля. Для очень
нуждавшегося художника нужна была не
только оценка творчества, но и материальная
поддержка. И Мамонтов широко помогал,
заказывая и покупая произведения Врубеля.
Можно сказать вполне определенно, что
если бы все достижения .
Мария Клавдиевна Тенишева
(1867-1928) была незаурядным человеком, обладательницей
энциклопедических знаний в искусстве,
почетным членом первого в России союза
художников. Поражают масштабы ее общественной
деятельности, в которой ведущим началом
было просветительство: ею было создано
Училище ремесленных учеников (под Брянском),
открыто несколько начальных народных
школ, совместно с Репиным организованы
рисовальные школы, открыты курсы для
подготовки учителей, и даже создан на
Смоленщине самый настоящий аналог подмосковного
Абрамцева - Талашкино. «Созидательницей
и собирательницей» назвал Тенишеву Рерих.
Тенишева не только на редкость разумно
и благородно ассигновала деньги на цели
возрождения отечественной культуры,
но и сама непосредственно, своим талантом,
знаниями и умениями внесла заметный вклад
в изучение и развитие лучших традиций
отечественной культуры.
Павел Михайлович Третьяков (1832-1898). В
феномене П.М. Третьякова впечатляет верность
цели. Высоко оценивали Третьякова и сами
художники, с которыми он был, прежде всего,
связан на ниве собирательства. Подобной
идея - положить начало общественного,
всеми доступного хранилища искусства
– не возникала ни у кого из современников,
хотя частные коллекционеры существовали
и до Третьякова, но они приобретали картины,
скульптуру, посуду, хрусталь, прежде всего
для себя, для своих частных собраний и
видеть принадлежавшие коллекционерам
произведения искусства могли немногие.
В феномене Третьякова поражает также
и то, что он не имел никакого специального
художественного образования, тем не менее,
раньше других распознавал талантливых
художников. Раньше многих он осознал
неоценимые художественные достоинства
иконописных шедевров Древней Руси.
Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926) - художник,
собиратель икон. Родился в семье священника.
Учился в Вятской духовной семинарии, но
с последнего курса ушел. В 1867г. юноша отправился
в Петербург.
Вначале училсяв Рисовальной
Информация о работе Меценатство и меценаты России во II половине XIX - начала XX в.в