Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 13:24, практическая работа
Цель проекта: создание программы медиа-школы для девятиклассников на каникулах, в результате которой девятиклассники будут готовы к работе со средствами массовой информации
Задачи проекта:
Актуальность
проекта: определяется необходимостью
совершенствования уровня подготовки
учеников к работе со СМИ в гимназии в
новых условиях повышения конкуренции
на рынке знаний и образовательных услуг
Практическая значимость: медиа-школа на каникулах подготовит квалифицированные кадры для работы со всеми современными СМИ, которыми гимназия уже обеспечена
Фон
проекта
Долгое время “культуру” общества представляли в виде жестко упорядоченной иерархической системы, где каждый элемент имеет свой “уровень фундаментальности”, раз и навсегда заданный и бесспорный для всех: есть в культуре какой-то основной, самый фундаментальный, самый главный текст или набор текстов (необязательно словесный); есть что-то производное от главного, то есть, второстепенное; еще что-то “производное от производного” и т.п.
Нынешняя культура, как еще на рубеже семидесятых годов отметил А. Моль в ставшей классической “Социодинамике культуры”, — это, скорее, плохо упорядоченная (или, в лучшем случае, упорядоченная для каждого по-своему) мозаика, где в принципе невозможно объективно отличать “более главное” от “менее главного”. По сравнению с культурой предшествующих эпох эта культура необычайно подвижна, ориентиры в ней меняются стремительно и разнонаправленно. А “телом” этой культуры являются в основном средства массовой информации (СМИ), в том числе во все большей мере электронные.
Но школа и в этих условиях зачастую продолжает вести себя так, как будто можно полностью обеспечить трансляцию и преемственность всей системы культуры, передав ученику набор каких-то "фундаментальных" знаний.
У
советской школы еще имелись
кое-какие основания для
Но вот на Западе, где такого уютного зонтика у “культуры” не было, уже давно заговорили, что “образование” сегодня — это умение вести активную оборону от потока средств массовой информации. “Активную” — потому что от потока нужно не отгораживаться, а смело черпать из него, фильтровать и брать по возможности все, что в нем найдется пусть и не “вечного”, но хотя бы “разумного, доброго”, или, на худой конец, полезного. Иными словами, сделать так, чтобы в результате этого образования человек мог со знанием дела пользоваться окружающими его СМИ, а не наоборот.
Так появился в семидесятые годы странный для русского уха термин “медиаобразование”.
В 90-ые годы Британский институт кино выделил шесть ключевых аспектов социокультурного образования в области аудио- и видеопродукции.
Первый аспект под условным названием “категория” предусматривает обучение умениям определять виды продукции (документальный фильм, “мыльная опера” и т.п.) и виды средств информации ( кино, печать и т.п. ), специфику их воздействия на аудиторию;
второй аспект — “язык“ (визуальный и звуковой ряд);
третий — “агент” (кто производит, стадии производства, сроки, стоимость);
четвертый — “технологии”;
пятый — “аудитория” ;
шестой — “восприятие изображения” (составление впечатления и сравнение продукции).
По сути, социокультурное образование, цель которого — приобщение человека к мировой культуре, в том числе к таким его компонентам как телевидение и радио, печать и кино, можно считать сложившимся. Однако сегодня во многом изменились и сами средства массовой информации, и их роль в обществе. Изменилось, на наш взгляд, и само содержание понятия “медиаобразование”. Эти изменения частично отразились в соответствующей статье в Российской педагогической энциклопедии:
“Медиаобразование (англ. media education от лат. media — средства) — направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации (прессы, ТВ, радио, кино, видео и др. ). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств” (Российская педагогическая энциклопедия. 1993. Т. 1. - С. 555).
Правда, на наш взгляд, такой подход к целям медиаобразования носит слишком уж расширительный характер. Мы в отличие от приведенной формулировки полагаем, что цели медиаобразования легче достигать не в виде самостоятельного курса, а при изучении тех или иных учебных дисциплин, то есть интегрируя медиаобразование с базовым.
Проблемы взаимодействия СМИ и школы особенно актуальна для России в переходный период, период становления демократического общества. К числу самых серьезных из таких проблем можно отнести практически полное игнорирование в любом школьном курсе всего того, что связано со СМИ. Игнорируется тот очевидный факт, что наиболее значительные изменения сегодня происходят именно в информационной области и что благодаря широкому распространению средств массовой информации, ребенок постоянно оказывается под “ударом” множества информационных потоков. И воздействие этих потоков ни родителями, ни учителями, как правило, не контролируется, практически не прогнозируется и не учитывается. Например, многочисленные экологические кампании в большей мере вызывают у подростков чувства страха и неуверенности в будущем, чем потребность искать и находить конструктивные решения.
В отечественных
традициях образования и, шире, трансляции
культуры от поколения к поколению,
есть один важный элемент, из-за которого
именно для нашей страны и именно
в наше время основные задачи медиаобразования
оказываются особенно актуальными.
Но и особенно труднодостижимыми. Этот
элемент — традиционная авторитарность
в передаче культуры, невольно предполагающая
некритическое отношение к любым “формально”
поданным сообщениям, в том числе и к сообщениям
СМИ: слишком недавно все они были официозом,
голосом чуть ли не Абсолютной Истины.
И традиции почтительного отношения к
печатному слову или телевизионному кадру
сами по себе не выветриваются: они могут
лишь видоизмениться, “переключив” некритичность
восприятия со СМИ вообще на “свою” программу,
газету, журнал...
Нововведения
проекта
Концептуальные
нововведения: освоение медиакультуры
через специально организованную мини-школу
Системные
нововведения: полноценное функционирование
информационной системы гимназии в результате
подготовки кадров в медиа-школе
Технологические
нововведения: максимальное использование
всех современных СМИ, которыми гимназия
уже владеет, создание благоприятных условий
для внедрения еще более современных СМИ
Развивающие
нововведения: развитие коммуникативных
способностей девятиклассников, развитие
навыков использования современных СМИ
Организационные
нововведения: улучшение организационных
качеств как самих организаторов медиа-школы,
так и девятиклассников
Организация проекта
I день - вводный | ||
Этап деятельности | Содержание деятельности | Место и время проведения |
I. Регистрация участников | Сбор участников медиа-школы, регистрация участников | 9.00-9.30
Холл гимназии |
II. Установочное собрание | Объяснение целей и задач медиа-школы | 9.30-10.00
Лекционный зал |
III. Игра «СМИ в нашей жизни» | Деление участников на группы, знакомство девятиклассников с современными СМИ | 10.00-11.30
Кабинет №16, Кабинет №21, Холл второго этажа |
IV. Мастер-классы |
|
11.30-13.30
Кабинет №16, Кабинет №21, Холл второго этажа |
V. Обед | Обед | 13.30-14.30
Столовая |
VI. Индивидуальное задание |
|
14.30-18.00
Кабинет №16, Кабинет №21, Холл второго этажа |
VII. Ужин | Ужин | 18.00-19.00
Столовая |
VIII. Индивидуальное задание (продолжение) | 19.00-21.00
Кабинет №16, Кабинет №21, Холл второго этажа | |
II день – заключительный | ||
I. Завтрак | Завтрак | 9.00-10.00
Столовая |
II. Презентация индивидуальных заданий групп для жюри | Представление группами альбома, выпуска новостей, радиопередачи жюри | 10.00-11.30
Лекционный зал, Холл второго этажа |
III. Подведение итогов | Награждение лучших участников медиа-школы ценными призами, вручение каждому участнику сертификата участника медиа-школы | 11.30-13.00
Лекционный зал |
Ресурсы
проекта и источники их получения
Ресурсы | Источники получения |
1.Материальные:
а) расходные материалы б) оборудование и помещение |
1. Аренда оборудования
и помещение
2. Капитал приобретенного оборудования 3. Дарители гимназии |
2. Финансовые | 1. Родительский
фонд
2. Спонсорская помощь |
3.
Человеческие:
а) педагоги-организаторы б) жюри |
Кадры Кировской гимназии |
4. Организационные | Участники проекта |
Бюджет проекта
Доходы | Расходы |
1.Средства
из родительского
фонда – 7000 рублей 2. Спонсорская помощь – 7700 рублей |
1. Расходные
материалы:
а) канцелярские принадлежности – 700 рублей б) краски для принтеров–1000 рублей в) бумага и фотобумага – 1000 рублей 2. Аренда помещения – 12000 рублей |
14700 рублей | 14700 рублей |
Информация о работе Медиа-школа для девятиклассников на каникулах