Меры по преодолению социального кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 22:24, реферат

Описание работы

Цель работы заключается в изучении понятия «социальный кризис» и его разрешение с помощью механизмов социальной политики.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Провести анализ литературы по данной теме;
Раскрыть понятие «социальный кризис»;
Исследовать проблему возникновения кризиса;
Разобраться в организации социальной политики и ее значение для разрешения социальных кризисов;
Рассмотреть стратегию социальной политики по преодолению кризисов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Понятие «социальный кризис»………………………………………....5
Меры по преодолению социального кризиса…………………………..9
Заключение…………………………………………………………………19
Список используемой литературы………………………………………...21

Файлы: 1 файл

Реферат социология.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..3

  1. Понятие «социальный кризис»………………………………………....5
  2. Меры по преодолению социального кризиса…………………………..9

Заключение…………………………………………………………………19

Список используемой литературы………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В данном докладе представлена точка зрения на процессы, которые проходили в РФ в последние десятилетия ХХ века и явились причиной развития сложных противоречий, затрагивающих исторические судьбы многих стран и народов, также большое влияние это оказало на социальную сферу. С одной стороны, благодаря научно-техническому прогрессу совокупный человеческий интеллект достиг ныне такой мощи, которая стала сравнима с силой природных процессов планетарного масштаба.

С другой стороны, переживаемый современным обществом период радикальных технологических трансформаций вызвал негативные изменения глубинных основ функционирования социальной сферы. Существенно ослаблены ее самые фундаментальные функции – воспроизводство действительной жизни населения, его материального благополучия, физического, духовно-нравственного и психического здоровья. Приобрели опасный характер депопуляционные процессы, обнищание населения, разрушение трудового потенциала, массовые социопатии. Ухудшилась социально-экологическая ситуация, обострились угрозы техногенных аварий и катастроф.

Актуальность темы обусловлена  тем, что кризисы – обязательный компонент нашей жизни, в которой многое непредсказуемо, а главное – никто не застрахован от беды.

Объектом настоящей работы является социальная политика. Предмет – социальный кризис.

Изучением проблемы социальных кризисов занимались ученые: Р. Нейпир, А. Здравомыслов, Э. Тоффлер, П. Сорокин, Г. Мур, Г. Шмелдерс, А. Афтальон, Д. Кейнс, А. Пигу.

Цель работы заключается в изучении понятия «социальный кризис» и его разрешение с помощью механизмов социальной политики.

В соответствии с целью  были поставлены следующие задачи:

  • Провести анализ литературы по данной теме;
  • Раскрыть понятие «социальный кризис»;
  • Исследовать проблему возникновения кризиса;
  • Разобраться в организации социальной политики и ее значение для разрешения социальных кризисов;
  • Рассмотреть стратегию социальной политики по преодолению кризисов.

Исходя из целей и  задач исследования, использовались следующие методы научного исследования: методы направленные на теоретическое изучение проблемы – изучение литературных источников.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что она может быть применена в дальнейшем студентами, как теоретический материал в изучении проблемы социальных кризисов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «социальный кризис».

Существование социально-экономических  систем представляет собой циклический  процесс, для которого характерна закономерность наступления и разрешения кризисов. Функционирование – это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих целостность системы и ее сущностные характеристики. Развитие – это приобретение нового качества, необходимого для прогрессивных перемен, приспособления к новым условиям среды, которое характеризует изменения в предметах, средствах труда и в самом человеке. Процветание не редко сменяется крахом, показатели национального дохода, уровня занятости, темпов роста производства, а также цены и прибыли понижаются. В конце концов, достигается нижняя точка, и опять начинается оживление. На более высоком витке раскручивающейся спирали истории, более прогрессивном по сравнению с предыдущим этапом, кризисы протекают с разной степенью остроты и их возможными проявлениями [2].

Кризис – это крайнее  обострение противоречий в социально-экономической  системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Кризис может пониматься и как этап в развитии социально-экономической системы, необходимый для устранения напряжений в ней. Может возникнуть ситуация, при которой механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, когда обостряются противоречия, развивающихся в недрах важных институциональных форм, определяющих режим накопления материальных благ. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые важные закономерности.

Кризисы можно определить по факторам их проявления – наиболее значимым показателям, параметрам функционирования системы, свидетельствующим о наличии разбалансированности, острых противоречиях в ней. В отличие от фактора симптом кризиса – это первоначальный признак надвигающейся проблемы, показатель наиболее уязвимых сторон в функционировании системы.

Кризис представляет собой одно из двух возможных исторических взаимодействий предопределительного развертывания, именно то из них, ограничительная структура которого строится посредством комбинации социального факта. В подобном смысле нормативность кризиса можно понимать результатом «деятельности» определенного «творца», а именно структуры, способной к реакции, опережающей реакцию других структур, и, тем самым, их подавлению. Кризис всегда завершается положением вещей, при котором возможность действия «подавленной» стороны попадает в «абсолютную» зависимость от поддержания условий «комфортности». Итог же кризиса всегда заключается в необратимом изменении вторичных качеств у претерпевающих его социальных агентов; «надежда» на обратимость кризиса сохраняется лишь в случае, когда состав претерпевшей кризис стороны расширяется более чем на две структуры, заменяющие подавленные кризисом качества. Реальная основа социального кризиса – выбывание функционалов в составе подверженного кризису социального агента, кризис, конечно же, назревает, но ввиду функционального механизма его осуществления, реализуется, если несколько упростить эту процедуру, практически мгновенно. Реализовавшись, кризис длится некоторый промежуток времени, опасность же кризиса зреет на протяжении какого угодно срока – как короткого, так и продолжительного. Итоговое «подчинение» одних социальных структур другой структуре в результате кризиса возможно потому, что эта последняя имеет возможность оставлять остальные без «выбора» функциональных средств, отнимать у них запасное обеспечение [3].

Кризисы представлены набором  довольно не похожих друг на друга  социальных происшествий, они – не обязательно большие по размеру, или всеобщие по распространенности, не обязательно оказывающие влияние на большие социальные общности. Любое развитие – будь то жизнь человека, традиции уклада жизни, деятельность сознания, религия, структура информации – все может при определенных условиях пережить кризис. Смысл кризиса, таким образом, состоит не в том, к чему и кем он прилагается, а в том, что он несет изменение «социальной характеристики», показывающее: чем оно глубже, тем сильнее была степень происшедшего кризиса. К кризисам можно отнести такие изменения исторических характеристик под действием «известных сил» как: переход государств под внешнее управление, завоевание этих же государств противником, внезапное банкротство и ограбление на улице, разоблачение лженаучной теории, распад рынка, потеря конкурентоспособности отдельным производителем.

Кризис можно оценивать с точки зрения некоторой необходимости, востребованности у каких-то структур, участников социального развития. Дело в том, что организатора и участника кризиса – подчиняющую структуру, можно рассматривать своего рода «потребителем» складывающейся послекризисной организации общества. Но и саму подчиняющую структуру нельзя признать безусловным виновником кризиса – такая возможность наступает лишь в случае нарушений адаптации претерпевающей структуры. В принципе возможность кризиса нельзя установить, рассматривая лишь его участников и анализируя только свойственные им цели действий. Условия возникновения кризиса находятся не столько в области социальных характеристик его деятелей, но и в области социального «пространства», предназначенного для их деятельности. В социальном «пространстве» должно развиться некое множество условий, побуждающих социальных агентов к участию в нестабильных взаимодействиях. Это множество порождает лишь совершенно определенное социальное развитие – такое, в котором некризисные социальные взаимодействия многократно не находят формального окончания. Стремление кого-то окончить бессмысленное развитие, прервать серию неоканчивающихся социальных взаимодействий и делает возможным кризис.

Наиболее позитивное отношение социального и исторического анализа к предмету «социального кризиса» заключается в понимании неизбежности присутствия в социальном развитии всеобщих и глубоких нарушений. Данный метод анализа стремится не игнорировать проблему кризиса, но выделить условия и ход кризиса, тогда как часто, при отрицании, например, историком неизбежности кризиса, он акцентирует внимание только на моменте кризиса. И только признание системной социальной функции кризиса говорит о понимании социологом или историком сложности кризиса как определенного рода структуры.

Таким образом, понятие «социального кризиса» может употребляться в широком и узком смыслах. В широком смысле понятие «социального кризиса» можно определить так: всякий кризис, связанный с развитием общества можно считать социальным. Понятие социального кризиса в узком смысле применяется в случае разграничения сфер жизни общества. Кризисы представлены набором довольно не похожих друг на друга социальных происшествий, они – не обязательно большие по размеру, или всеобщие по распространенности, не обязательно оказывающие влияние на большие социальные общности. Любое развитие – будь то жизнь человека, традиции уклада жизни, деятельность сознания, религия, структура информации – все может при определенных условиях пережить кризис [4].

 

 

 

 

  1. Мера по преодолению социального кризиса.

Социальная политика – это комплекс социально-экономических  мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и так далее, в то же время проведение этих мер затруднено ограниченными ресурсами, сложившимися чрезвычайными ситуациями.

В переходный период для преодоления социального кризиса необходима разработка единой и целостной социальной стратегии, ясной и понятной населению, рассчитанной на его поддержку, способной восстановить доверие к государственной власти. Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является выбор перспективной модели социально-экономического устройства общества. Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей [5]. Для выработки и реализации социальной стратегии, как и всей социальной политики, необходимы соответствующие рычаги государственного регулирования. Среди них наиболее важную роль играют:

– нормативы, определяющие минимальные стандарты потребления и действующие как законодательно установленные и обязательные (величина прожиточного минимума, минимальная зарплата и пенсии, гарантированный минимум услуг здравоохранения, образования, жилья и другое);

– социальные трансферты, то есть различные способы перераспределения доходов (региональные субвенции, социальные выплаты);

– налогообложение, стимулирующее создание новых рабочих мест; введение прогрессивной шкалы для сверхвысоких доходов; индексация доходов; регулирование занятости [6].

Широкое развитие должно получить территориальное  самоуправление. Предстоит выработать механизмы социального партнерства и обеспечения социального согласия.

Наряду со стратегическими установками  социальная политика содержит комплекс первоочередных неотложных мер преодоления  кризиса. Их разработка требует определения социальных приоритетов. К ним, прежде всего, относится прекращение дальнейшего снижения реальных доходов, объемов и калорийности питания, своевременная выплата заработной платы и пенсий, замедление расширения зоны бедности и безработицы, приостановка разрушения социальной сферы. Социальные приоритеты касаются также уровня и качества жизни, здравоохранения, образования, культуры, экологии. Для их определения необходимо установить соотношение бюджетных и не бюджетных средств; разграничить области применения прямых и косвенных методов государственного регулирования; разработать социальные программы, предполагающие структурную переориентацию экономики на производство ради потребления, развитие жилищного строительства, образования, здравоохранения, природоохранных мер. Ныне общепризнанно, что целями социальной политики (социальными приоритетами) являются:

– достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;

– обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

– гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

– переориентация социальной политики на обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

– нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста; улучшение социальной инфраструктуры.

Эти цели социальной политики следует  реализовывать поэтапно. Среди первоочередных целей выделяются ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; формирование системы государственных минимальных социальных стандартов (социальных нормативов); законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета; введение налогового кодекса. Предусматривается также повышение минимальных государственных гарантий заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума определенных групп населения; пересмотр системы и базы налогообложения денежных доходов в целях более справедливого их распределения; создание полноценной системы защиты трудовых прав граждан; начало широкомасштабной пенсионной реформы и реформирования системы социального страхования и жилищно-коммунального хозяйства.

Информация о работе Меры по преодолению социального кризиса