Местное самоуправление и молодежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:44, реферат

Описание работы

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями.

Файлы: 1 файл

местное самоуправление.docx

— 29.83 Кб (Скачать файл)

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

В современном мире большое распространение  получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между  местным самоуправлением и центральными властями.

Правовые  основы

Местное самоуправление является одной из основ  конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется  Конституцией Российской Федерации.

Правовую  основу местного самоуправления составляют:

  • Европейская хартия местного самоуправления,
  • Конституция Российской Федерации,
  • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
  • федеральные конституционные законы,
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
  • уставы муниципальных образований,
  • решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
  • иные муниципальные правовые акты.

Компетенционные основы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации  местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и  распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы  непосредственного обеспечения  жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в  соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом  осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает  вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной  власти по решению вопросов местного значения.

Кроме того, федеральный закон допускает  наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации с предоставлением  им соответствующих субвенций и  подконтрольностью органам государственной  власти, а также осуществление  органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

 

Формы осуществления

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Формы непосредственного  осуществления населением местного самоуправления:

  • местный референдум
  • муниципальные выборы
  • голосование по отзыву депутатов
  • голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
  • сход граждан

Формы участия  населения в осуществлении местного самоуправления:

  • правотворческая инициатива граждан
  • территориальное общественное самоуправление
  • публичные слушания
  • собрание граждан
  • конференция граждан (собрание делегатов)
  • опрос граждан
  • обращения граждан в органы местного самоуправления
  • наказы избирателей

Территориальные основы

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную  основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.

В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных  образований, которые функционируют  на двух уровнях:

  • муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений
    • сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов
    • городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа
  • городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района
  • внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).

Границы и статус муниципальных образований  установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок  изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.

Организационные основы

Органы  местного самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом  муниципального образования, входят следующие  органы и должностные лица местного самоуправления:

  • представительный орган муниципального образования
  • глава муниципального образования
  • местная администрация
  • контрольный орган муниципального образования
  • иные органы местного самоуправления

В муниципальном  районе допускается такой вариант  структуры органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов  представительных органов поселений.

В сельских поселениях глава муниципального образования  может независимо от способа его  избрания возглавлять и местную  администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной  администрации и избирается населением, а функции представительного  органа осуществляются сходом граждан.

Экономические основы

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной  собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные  права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени  муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются  муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные  предприятия и учреждения.

Каждое  муниципальное образование имеет  собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:

  • средства самообложения граждан
  • доходы от местных налогов и сборов
  • доходы от региональных налогов и сборов
  • доходы от федеральных налогов и сборов
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
  • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
  • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей
  • штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
  • добровольные пожертвования
  • субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)
  • иные законные поступления.

Закон устанавливает  возможность выравнивания уровня бюджетной  обеспеченности поселений, муниципальных  районов и городских округов  путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.

Органы  местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут  выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные  образования вправе привлекать заемные  средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

Государственная молодёжная политика в Российской Федерации


Государственная молодёжная политика — система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах Российской Федерации и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение её конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.  Основным средством развития потенциала молодёжи является её вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества.

1. Концепция  государственной молодежной политики  в Российской Федерации представляет собой систему научных положений, принципов, приоритетных направлений и основных механизмов ее реализации. Концепция учитывает потребность активизации действий всех органов государственной власти, согласования государственных и общественных интересов в обеспечении поддержки молодежи на этапе ее социального становления.

Концепция основывается на положениях Конституции  Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Современная концепция государственной молодежной политики призвана учитывать государственную  политику в сфере экономики, образования, здравоохранения, демографических  процессов, науки, культуры, национальных отношений, экологии, физкультуры, спорта, и отдыха.

Концепция государственной молодежной политики опирается на анализ положения молодежи России и опыт реализации государственной  молодежной политики в Российской Федерации.

Концепция является основой для органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, юридических  и физических лиц, участвующих в  реализации государственной молодежной политики. 

 

2. Концепция  государственной молодежной политики  в Российской Федерации исходит  из:

- необходимости  создания основы устойчивого  экономического и духовного развития  России, обеспечения достойной жизни  народа, укрепления и развития  генофонда, национальной безопасности  государства;

- признания  исключительной роли молодежи  как стратегического ресурса  развивающегося общества;

- понимания  важности государственной поддержки  молодых граждан в современных  условиях социально-экономической  трансформации общества в обеспечении  их образования, воспитания и  развития на этапе социального  становления, в процессе включения  в социально-профессиональную деятельность, создания семьи, проявления социальных, гражданских инициатив, реализации  ими своих прав и обязанностей;  

 

3. Государственная  молодежная политика проводится  в отношении граждан Российской  Федерации в возрасте от 14 до 30 лет.

Процесс активного социального становления, получения соответствующего образования, начала трудовой деятельности, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, создания семьи, рождения и  воспитания детей, интенсивной адаптации  к различным формам социальных отношений, т.е. начала активной реализации молодыми гражданами своих прав и обязанностей, жизненного потенциала, приходится на указанный возрастной период. Именно в данный период исключительно важна  государственная поддержка и  создание условий для активного  проявления созидательного потенциала молодежи во всех сферах государственной  и общественной жизни.

Резкое  ухудшение положения российской молодежи в последнее десятилетие - рост темпов депопуляции, снижение качества жизни и здоровья молодых граждан, ухудшение условий для получения  полноценного образования, обеспечения  занятости, увеличение числа наркозависимых лиц, рост правонарушений и преступности в молодежной среде осложняют  процесс созидательного участия  молодежи в жизни общества и требуют  активизации государственной молодежной политики. 

 

4. Субъектами  реализации государственной молодежной  политики в Российской Федерации  выступают органы государственной  власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения,  другие юридические и физические  лица, осуществляющие деятельность  по созданию необходимых и  достаточных условий для жизни  молодежи, ее образования, воспитания  и развития.

Информация о работе Местное самоуправление и молодежная политика