Место конфликтологии в системе наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Конфликтология, имея в своем арсенале теоретические и практические знания, необходимые каждому человеку, стремиться помочь людям эффективно действовать в конфликтных ситуациях, прежде всего не страшась конфликта. Она обучает средствам и методам их разрешения. Совершенно очевидно, что конфликт не только факт нашей жизни, но и фактор, который может внести в неё существенные коррективы. Так, семейный конфликт, доведенный до крайних проявлений, может сделать несчастными всех её членов. В то же время семейный конфликт способен развязать тугой узел непониманий, психологической несовместимости. Конфликт, приведший к войне между странами, может разрушить их, повлиять на судьбы граждан не только этих стран, но и всего мира. Но тот же конфликт, конструктивно разрешенный, откроет новые возможности для развития сотрудничества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....….2 стр.

1. Конфликтология как наука……………………………………………...……3 стр.

2. Предпосылки возникновения и развития конфликтологии…………..……6 стр.

3. Основные этапы развития конфликтологии……………………………...…8 стр.

3.1. Донаучный этап…………………………………………………………......9 стр.
.
3.2. Монодисциплинарный этап………………………………………………..11 стр.

3.3. Междисциплинарный этап…………………………………………….…..12 стр.

4. Место конфликтологии в системе наук…………………………………..…13 стр.

Заключение……………………………………………………………………....14 стр.

Литература…………………………………………………………………….…16 стр.

Файлы: 1 файл

конфликтология как наука.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………………....….2 стр.

 

1. Конфликтология  как наука……………………………………………...……3 стр.

 

2. Предпосылки  возникновения и развития конфликтологии…………..……6 стр.

 

3. Основные  этапы развития конфликтологии……………………………...…8 стр.

 

3.1. Донаучный этап…………………………………………………………......9 стр.

.

3.2. Монодисциплинарный  этап………………………………………………..11 стр.

 

3.3. Междисциплинарный  этап…………………………………………….…..12 стр.

 

4. Место  конфликтологии в системе наук…………………………………..…13 стр.

 

Заключение……………………………………………………………………....14 стр.

 

Литература…………………………………………………………………….…16 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Все возрастающий интерес к конфликту и конфликтологии имеет под собой два основания. Во-первых, рост конфликтов во всех сферах социального взаимодействия является уже приметой нашего времени. Отсутствие взаимопонимания между людьми, насилие, агрессия, разгул терроризма, страх перед будущим, то есть постоянное усложнение самой проблемы конфликта в реальной жизни, делают данную дисциплину важной и актуальной. Во-вторых, мы сегодня оказались в совершенно новой точке эволюционного развития, когда человечество осознанно берет на себя ответственность за свое дальнейшее существование. Если раньше уповали на Бога, на высшие силы, на магов и волшебников, на коммунистическую партию, то сегодня все более очевидно, что девизом современной жизни становится выражение «Помоги себе сам». В этом аспекте конфликтология приобретает актуальность как «средство профилактики конфликта».

Конфликтология, имея в своем арсенале теоретические и практические знания, необходимые каждому человеку, стремиться помочь людям эффективно действовать в конфликтных ситуациях, прежде всего не страшась конфликта. Она обучает средствам и методам их разрешения. Совершенно очевидно, что конфликт не только факт нашей жизни, но и фактор, который может внести в неё существенные коррективы. Так, семейный конфликт, доведенный до крайних проявлений, может сделать несчастными всех её членов. В то же время семейный конфликт способен развязать тугой узел непониманий, психологической несовместимости. Конфликт, приведший к войне между странами, может разрушить их, повлиять на судьбы граждан не только этих стран, но и всего мира. Но тот же конфликт, конструктивно разрешенный, откроет новые возможности для развития сотрудничества.

Чтобы повысить качество нашей жизни, следует сначала признать существование конфликтов, оценить их важность в кризисные периоды и заняться их профилактикой путем обретения конфликтологической грамотности. Известно, что медикам удалось с помощью профилактики побороть многие болезни. И хотя конфликт не болезнь, для преодоления его необходима специальная работа и готовность к ней. Нужно знать и уметь действовать в ситуации конфликта, понимать, как направить его в конструктивное русло, но не менее важно осознавать то, какие пути ведут к благополучию, миру, сотрудничеству. Чем больше оставляем мы себе позитивных выборов, тем лучше может стать жизнь. Цели, которые мы ставим, связаны с наличием этих выборов.

Задача данной работы рассмотреть исторические условия развития конфликтологии, как науки, её место в системе наук, а также современное понимание предмета и задач конфликтологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Конфликтология как наука.

Одной из характерных примет нашего времени является обострение социальных конфликтов на фоне переживаемого российским обществом экономического кризиса. Опасность их разрастания на микро- и макроуровне и тяжелых последствий этих конфликтов для каждого человека и общества в целом – все это уже достаточные основания для признания особой роли конфликтологии в нашей сегодняшней жизни.

Сегодня «окультирование» деловых и межличностных отношений является необходимым моментом развития экономики, цивилизованных форм конкуренции. Шансы на успех возможны только тогда, когда наше сознание будет открыто для диалога, а значит, и для возможного признания своей неправоты или неполной правоты. Чтобы достичь этого, человеку необходимо почаще заглядывать в свое «психологическое зеркало», то есть рефлексировать.

Рефлексия – способность человека смотреть на себя со стороны. Она позволяет осознавать себя целостно как личность. Метафорически рефлексию можно представить как механизм, позволяющий, словно кинопленку, прокрутить в сознании имеющийся опыт, знания, чувства, увидеть и понять это, а затем совершить необходимые преобразования в соответствии со своим выбором. Рефлексия является важным механизмом развития, причем достаточно универсальным. Как человеку, так и обществу периодически необходимо заглядывать в это «зеркало» для того, чтобы получить необходимую информацию о себе, об уровне своего развития и о своих отношениях.

Рефлексия воссоздает такую картину, а она может быть снова подвергнута наблюдению, анализу или критике как некая целостность, причем не только здесь и сейчас, но и как картина прошлого или возможного будущего. Когда с нами происходят важные события, мы часто мысленно возвращаемся к ним, видим это вновь и вновь и точно также, планируем что-то личностно значимое, заранее можем представить это как картину. Еще рефлексия позволяет нам обнаружить в себе необходимое знание, о котором мы даже и не догадывались. Скрытое в глубинах сознания неявное знание позволяет нам принимать важные решения, делать открытия. Вот почему рефлексия, а не «самокопание» позволяет двигаться вперед, изменяя себя и мир вокруг.

Отношение к конфликту как к сугубо негативному явлению ещё в недавнем прошлом сформировало в сознании советских людей своеобразный защитный механизм – вытеснение конфликта из сознания или полный отказ от него. Сокрытие самой возможности существования конфликта в реальной жизни человека или отказ от его признания как факта /в семье, в коллективе, в обществе/ приводили к двойственности – к тому, что конфликты имели место, но говорить о них было нельзя, стыдно. При этом разбор семейных конфликтов часто становился делом партийных организаций, профсоюзов, трудовых коллективов и т.д. Двойственность той ситуации сегодня вполне очевидна.  В сознании людей живших постоянно в «соцсоревнованиях», «битве за урожай» и в «борьбе за правое дело», «борьбе за победу коммунизма», складывались конфликтующие структуры, превратившие жизнь каждого в «борьбу во имя борьбы». Культивирование и внутреннее проращивание соперничества при одновременном сокрытии конфликтов создают благоприятную почву для разрастания и развития конфликтности. Все это в совокупности усугубляет и без того не простые отношения, которые сегодня дают о себе знать с удвоенной силой.

На смену к крайне негативному отношению к конфликту пришло столь же позитивное. Конфликт стал буквально приветствоваться, называться «нормой жизни». Справедливости ради следует сказать, что такая ситуация наблюдалась прежде всего в работах западных исследователей. Как отмечает Ч.Диксон, «если в вашей жизни нет конфликтов, поверьте, есть ли у вас пульс».1 Крайние позиции, как правило, не бывают истинными и наукой со временем отбрасываются – норма стремиться к золотой середине. И хотя в определенном смысле конфликты иногда нужны, а часто и неизбежны, хуже, если вся жизнь превращается в череду бесполезных или бессмысленных конфликтов. При этом следует помнить, приветствуя или просто одобряя конфликты, мы формируем соответствующую социальную установку, которая в дальнейшем будет влиять на наши решения и выборы. Возможно, уже пора изменить свое отношение к конфликту, уйдя от крайностей, - когда конфликт неизбежен, его необходимо достойно встретить, зная, как следует действовать, чтобы не навредить. Стремиться же к конфликту, поощрять его, а уж тем более без особой надобности провоцировать не только нецелесообразно, но и просто вредно.

Противоположным полюсом конфликтности является не бесконфликтность, которая, по сути, та же конфликтность, но с обратным знаком, а толерантность, или терпимость, как ценность и социальное и личностное качество, ведущее к миру, согласию, сплоченности. Известный психотерапевт Максуэлл Мольц в книге «Я – это Я, или как стать счастливым» рассматривает важные условия саморазвития, или, как мы бы сказали, обретения толерантности:

  • осознать образ собственного Я – знать о себе всю правду и уметь смотреть правде в глаза;
  • реагировать на факты, а не на представления о них;
  • больше доверять самооценке, а не оценки и стремиться позитивно, относиться к другим;
  • реагировать менее эмоционально на внешние раздражители, уметь отсрочить свою реакцию /Я буду волноваться только завтра/;
  • избавиться от чувства обиды, жалости к себе;
  • уметь прощать себя и других – прощение действует исцеляющее;
  • уметь направлять свою агрессию в нужное русло. Для излишков эмоционального «пара» нужно иметь «предохранительный клапан» /физические нагрузки, творчество, пешие прогулки и т.п./;
  • реагировать по принципу «здесь и теперь», а не сражаться с ветряными мельницами;
  • уметь реально оценивать ситуацию со всеми вытекающими последствиями, не делая, их мухи слона;
  • сформулировать собственные цели четко и неуклонно стремиться к их достижению. По возможности, ставить перед собой цели реальные.

Осознание и путь к толерантному сознанию открываются не сразу и не вдруг, а путем планомерного, целенаправленного самосовершенствования личности, через изменение установок и присвоение этой ценности. Как верно подметил один из ведущих отечественных психологов – А.Г.Асмолов: «Наряду с конфликтом биологи, историки, социологи и психологи все зорче начинают различать многочисленные феномены симбиоза непохожих друг на друга видов, этносов, конфессий, партий и личностей. Если бы не было толерантности как универсальной нормы существования различных форм эволюционного развития, то волны агрессии, конфликтов, нетерпимости, фанатизма, геноцида, ксенофобии, человекофобии давно бы стерли любые проявления разнообразия на Земле. И всеобщая гомогенность, однородность, толерантность, серость, неподвижность воцарились бы в мире2».

Жить в мире и согласии хорошо и удобно, за что все мы ценим саму возможность такой жизни. Однако вплоть до нашего времени понятие толерантности остается в значительной мере чуждым российскому мышлению. Наше мышление характеризуется, скорее, полярностью, категоричностью. Анализируя формы этой нетерпимости, современные ученые усматривают их в проявлении неравенства, то есть человек считает исключительной ценностью собственное мнение, которое он противопоставляет тому, что может думать или во что верить другой человек. Моделью толерантных отношений считается свобода мысли и слова, абсолютная терпимость к любому мнению.

Конфликты же чаще несут нам переживания и негативные эмоции. Они вредят делу, мешая совместным согласованным действиям, портят отношения между людьми. Они вызывают нервное напряжение и стрессы, что, в свою очередь, негативно влияет на здоровье человека. Неудивительно, что люди опасаются конфликтов и не любят их, но при этом вряд ли среди нас найдется тот, кто бы никогда не попадал ни в какие конфликты. Китайский мыслитель Конфуций, живший в 551 – 479 г.г. до н.э., писал: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды». При этом он полагал, что к нарушению справедливости в обществе, к нарушению норм человеческих взаимоотношений ведет необразованность и невоспитанность. Конфуций считал, что для «благородных мужей» основой взаимоотношений является порядок, а для «малых людей – выгода».3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Предпосылки возникновения и развития конфликтологии.

Конфликтология как наука – ещё молодая. Она встала на путь развития как самостоятельная научная дисциплина в XX веке, и пока рано ещё говорить о её успешности, хотя путь к её формированию был весьма долгим. Своими корнями конфликтология уходит в глубокую древность. На протяжении многих веков философы стремились понять суть противоречий в природе и обществе, в мышлении и в человеческой душе, между людьми, общественными классами, государствами. Начиная от Гераклита, Платона, Аристотеля, позднее в трудах Дж.Локка и Р.Декарта, И.Канта и Г.В.Гегеля, в трудах русских философов Вл.Соловьева и Н.Бердяева, а также многих других мыслителей можно найти много интересных рассуждений о конфликте как о социальном явлении.

Конфликт поначалу был предметом изучения философов, а позднее, уже с конца XIX века, становится объектом психологии, искусствоведения, права, военных наук. Можно сказать, что на протяжении многих веков люди жили надеждой на более совершенное будущее, когда не будет войн, споров, ссор.

Философы древности по-разному относились к конфликту. Одни из них осуждали ссоры и столкновения и советовали их избегать, другие, наоборот, считали, что противоречия являются движущей силой всякого изменения и развития. Гераклит считал, например, что не только люди, но и боги, и весь космос существуют в противоречиях. Он был одним из первых, кто указывал на борьбу противоположных сил как на всеобщий закон, действующий в природе и обществе. «Вражда», «война», по его мнению, есть источник проявления всего нового в мире: «Должно знать, что война общепринята, что вражда – обычный порядок вещей и что все возникает через вражду…».4

Отсутствие взаимопонимания и согласия между людьми сегодня часто называют одной из характерных примет именно нашего времени. Однако, заглядывая в историческое прошлое человечества, мы повсюду обнаруживаем конфликты – распри, вражду, войны. Ещё древние философы стремились понять роль конфликта в жизни людей. И хотя понятие «конфликт» ещё не существовало, говоря о спорах и противоречиях, древние мыслители по-разному их оценивали: одни считали, что в спорах рождается истина, а другие осуждали ссоры и всячески советовали их избегать.

К сожалению, и сегодня остается множество вопросов, связанных с конфликтами, которые не имеют четких решений, нет единодушия ученых и в отношении оценки перспектив. Одни считают, что мир становиться с каждым днем все опаснее и агрессивнее. «Возможно, XXI век поставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конфликтологии, либо он станет последним веком цивилизации», - пишут А.Я. Анцупов и А.И.Шипилов5 – авторы первого отечественного учебника конфликтологии. Известный биолог К.Лоренц отмечал: «Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьёзной опасностью, которая грозит человечеству в современных условиях».6 Существуют, правда, и прямо противоположные утверждения. Как отмечает отечественный философ и психолог А.П.Назаретян, в динамике развития человечества явно заметны тенденции снижения агрессивности.7 Если посмотреть на процентное соотношение человеческих потерь, включая войны, по отношению к существующему числу живущего на планете населения, то с годами явно видны позитивные сдвиги. Хотя сами средства уничтожения стали мощнее и совершеннее, сегодня, оказывается, погибает в войнах значительно меньший процент людей.  Война как бы перестает быть целью уничтожения людей. Примером могут служить точечные бомбардировки, когда уничтожаются военные объекты противника, а не людям, хотя, конечно, потери неминуемы. Итак, само явление конфликт старо как мир, при этом человечество живет и развивается.

Информация о работе Место конфликтологии в системе наук