Место социальнoй aнтропoлогии в системе нaук o человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:01, реферат

Описание работы

В своей работе я раскрою понятие антропологии, опишу историю ее становления как самостоятельной области науки и затрону основные ее разделы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДМЕТ И МЕСТО АНТРОПОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ 4
2. РАЗДЕЛЫ АНТРОПОЛОГИИ 5
3. ИСТОРИЯ АНТРОПОЛОГИИ 7
4. СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 15
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
ЛИТЕРАТУРА 20

Файлы: 1 файл

Социальная антропология.docx

— 45.03 Кб (Скачать файл)

Эпоха Возрождения ознаменовалась крупными успехами в области анатомии человека. Замечательно, что Леонардо да Винчи  предлагал изучать как можно  больше вариантов строения и выбирать в качестве нормы средний. Он же поместил рисунок руки человека рядом с рисунком руки обезьяны.

На  первом месте среди анатомов следует  назвать реформатора анатомии Везалия (1514-1564), важнейший труд которого “Фабрика человеческого тела” был основан на тщательном изучении тела человека. Большой вклад в анатомию внесли Фаллопий, Евстахий, Фабриций. Среди зоологических работ большое значение имели труды Клузия, описавшего различных экзотических животных, Геснера, автора пятитомной энциклопедии животных и множества других работ, Белона, изучавшего птиц и давшего поучительное изображение скелета птицы рядом со скелетом человека в одинаковых позах и с одинаковыми буквенными обозначениями гомологичных частей. Особого упоминания заслуживает Улисс Альдрованди (1522-1605), сделавший попытку построить классификацию животных по степени их родства. Альдрованди также принадлежит заслуга правильной оценки значения каменных стрел, находимых в земле; он считал их изделиями древних людей. Следует напомнить, что в средние века в каменных стрелах видели метательные орудия ведьм. Правильное истолкование каменных топоров как изделий человеческих рук давал также натуралист конца XVI в. Меркати.

Огромное  значение для развития знаний о расах  имели великие географические открытия XV и XVI столетий. Им предшествовали путешествия венецианца Марко Поло (1254-1323), познакомившего европейцев с высокой культурой китайского народа и сообщившего первые сведения о населении многих азиатских стран.

Путешествия Христофора Колумба, Васко да-Гамы, обогнувшего Африку с юга и проникшего в Индию морским путем (1497), и первое кругосветное путешествие Магеллана (1521) дали основание для критики учения церкви о происхождении всех людей от Адама и Евы.

Одним из важных для антропологии научных  результатов дальних путешествий  было первое непосредственное ознакомление европейцев с обезьянами. Так, спутник Магеллана Пигафетта (1598) писал, что на африканских берегах “водится множество обезьян, которые подражаниями человеческим движениям доставляют великое удовольствие знатным особам”. Знания об африканских антропоморфных обезьянах в XVII в. накапливались благодаря путешественникам (например, англичанин Пуркас - 1625) и анатомам (голландец Тульпиус-1641, англичанин Тайсон-1699). Возможно, что описанный Пуркасом “понго” - это горилла, а “энджеко” - шимпанзе. Объектами исследований Тульпиуса и Тайсона были шимпанзе.

Названные исследования послужили важным материалом для обоснования в дальнейшем идеи близости предков человека к животным. Эта идея получила свое развитие в борьбе материализма против идеализма у французских философов-материалистов XVIII в. (Дидро, Гельвеции, Ламеттри, Гольбах).

В атмосфере  надвигавшейся революционной бури рождались идеи о всеобщности  закона изменения вещей, о развитии живой природы, об эволюции, но эти идеи были еще смутны и отрывочны, а нередко и внутренне противоречивы. Фактический материал для создания подлинной теории эволюции был еще совершенно недостаточен.

Одновременно  с высказываниями смелых догадок  о происхождении человека от животных в XVIII в. строились классификационные схемы. Крупнейший натуралист Карл Линней (1707-1778) выделил отряд приматов, в который он поместил вместе с летучей мышью, лемуром и обезьяной также и человека. Ему же принадлежит и выделение вида Homo sapiens и его разделение на четыре расы.

Среди многочисленных путешествий наиболее крупное значение имели три плавания английского мореплавателя Джемса Кука, совершенные им с 1768 по 1779 г. в Тихом океане. В результате этих плаваний было опровергнуто чисто умозрительное убеждение, господствовавшее тогда в науке, в существовании огромного континента “Неведомой Южной земли” (в южной части Тихого океана). Кроме того, было открыто восточное побережье Австралии, были впервые нанесены на карту такие большие острова, как Новая Зеландия, Новая Каледония и множество других большого и малого размеров. Были собраны сведения о природе островного мира Тихого океана, о внешнем облике и культуре его населения.

Важнейшим периодом в развитии антропологии и  в ее формировании как особой науки  была середина прошлого столетия.60-е  и 70-е годы XIX в. характеризуются ростом интереса к вопросам систематики человеческих рас, их происхождения и расселения. В Париже, по инициативе Поля Брока, в 1859 г. основывается Антропологическое научное общество, при котором были организованы музей и Антропологическая школа. В 1863 г. основывается Антропологическое общество в Лондоне, в 1864 г. - антропологический отдел Общества любителей естествознания в Москве. Позднее аналогичные организации возникают в Германии, Италии и других странах.

В числе  основных задач этих обществ значится изучение человеческих рас. Внимание широких  кругов общества к расовым различиям  у человека характерно для эпохи  империализма - эпохи окончательного территориального раздела мира между крупнейшими капиталистическими державами и обострения противоречий между небольшой горстью господствующих наций и порабощенными народами колониальных и зависимых стран. Колониальная экспансия европейских держав, резкие национальные противоречия в самой Европе в связи с объединением Германии и ее победой в франко-прусской войне, обострение национального вопроса в царской России, война Северных и Южных штатов Америки и связанный с ней негрский вопрос - все эти обстоятельства чрезвычайно усиливают интерес различных групп общества к проблеме расовых особенностей у человека. В этот период прогрессивные общественные силы вступают в ожесточенную борьбу с апологетами реакции, отстаивающими теорию неравенства рас. Расизм находит себе особенно благодатную почву в среде американских и английских полигенистов, которые пытаются обосновать законность торговли неграми мнимыми аргументами в пользу “теории” близости темнокожих рас к животным. Наиболее принципиальную и последовательную критику эти рабовладельческие взгляды встретили со стороны русских революционных демократов, главным образом Н.Г. Чернышевского. Фактическое их опровержение было дано исследованиями Н.Н. Миклухо-Маклая на Новой Гвинее.

Крупнейшим  событием в истории антропологии было появление трудов Чарльза Дарвина “Происхождение человека и половой отбор” (1871) и “О выражении эмоций у человека и животных” (1872). Они были подготовлены прежде всего идеями эволюционистов XVIII в., трудом Ламарка “Философия зоологии” (1809), трудом самого Дарвина “Происхождение видов” (1859), рядом работ его сторонников - Гексли, Геккеля и др., а также успехами археологии палеолита (Буше де Перт), четвертичной геологии (Ляйелль) и других отраслей знания. Работы Дарвина нанесли сокрушительный удар телеологическим воззрениям на человека, и в этом - важнейшая сторона прогрессивного значения его трудов для антропологии.

Вопросы происхождения и эволюции человека разрабатывались во времена Дарвина  главным образом зоологами. Антропология 60-70-х годов сосредоточивала свое внимание по преимуществу на изучении рас. В эти же годы усиленно разрабатываются  вопросы методики антропометрии (Брока, Бэр, Велькер, Богданов), а позднее - приемы вариационно-статистического исследования, позволяющие путем учета статистической достоверности результатов устанавливать или отвергать различия между средними арифметическими сопоставляемых групп.

Однако  уже в конце прошлого столетия проблема антропогенеза делается неотъемлемой частью антропологической науки. Вместе с этим естественно рождался вопрос о взаимоотношении между расоведением, с одной стороны, и учением о возникновении и развитии человека - с другой. Идеологи реакции перенесли закономерности естественного отбора в человеческое общество. Так возникли тенденциозные, глубоко ошибочные направления - “антропосоциология”, “социальный дарвинизм”, “расистская евгеника” и другие лжетеории, призванные оправдать эксплуатацию и истребление колониальных народов. Всем этим построениям противостоит подлинная наука и, прежде всего, огромная масса фактического материала, собранная учеными многих стран мира.

Большое внимание уделили вопросам антропологии К. Маркс и Ф. Энгельс в своих трудах “Немецкая идеология”, “Диалектика природы”, в 1-м томе “Капитала”, “Анти-Дюринге”, “Происхождении семьи, частной собственности и государства” и в особенности в работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”.

Классики  марксизма впервые показали глубокое принципиальное различие между явлениями общественными и биологическими, обосновали недопустимость перенесения биологических закономерностей для объяснения исторических процессов и тем самым дали возможность правильно решать вопросы о факторах антропогенеза, о соотношении этнических и расовых делений и др.

4. Современная социальная и культурная  антропология

Рассматривая социальную и культурную антропологии как гуманитарные науки, необходимо разобраться, какую  роль они играют в системе гуманитарного  знания, что их связывает с философией, культурологией, социологией, а что разделяет и отличает. Следует отметить, что социальная и культурная антропологии, будучи гуманитарными науками, не подменяют и не отменяют классическую, естественнонаучную антропологию.

М.С.Каган в своей статье «О структуре современного антропологического знания» пишет о человеке (основном объекте гуманитарного знания) как  о «существе трехстороннем — 

био-социокультультурном»

И именно изучением этого  многостороннего существа занимается современная антропология со своим  структурным делением на биологическую (естественнонаучную), социальную и  культурную антропологии.

Для адекватного рассмотрения субъекта и объекта исследования социальной и культурной антропологией  нужно дать дефиницию таких понятий, как культура и общество. По мнению М. С. Кагана, главная функция культуры заключается в том, чтобы «компенсировать  утраченную человеком способность  генетически транслировать поведенческие  программы новым, неизвестным природе  способом наследования —передачей накапливаемого человечеством опыта из поколения в поколения и от популяции каждому индивиду». Кроме того, эта трансляция происходит в определенных условиях, которые связаны с общественным устройством на данной территории и в данном промежутке времени.

Соответственно, как отмечает М. С. Каган, «основное содержание социальной антропологии — это взаимоотношение  человека и общества», т.е. как человек  существует в обществе и что является специфическим во влиянии человека на общество и влиянии общества на человека, каковы характеристики коллективного взаимодействия человека в социуме и т.д.; а основным предметом культурантропологии является «изучение взаимодействия человека и культуры».

Антропология, как гуманитарная наука имеет множество подразделений, которые сформировались в ходе исторического  поиска лучших методик и концепций  для изучения и объяснения феноменов  взаимодействия людей и культур, различных социумов и индивидов, последствий такого рода взаимодействия.

Антропология и антропологи, по мнению К. Гирца, так же как и другие гуманитарные науки, занимаются общими, абстрактными понятиями, однако подходят к ним от малых, конкретных форм реализаций этого абстрактного. Данные, получаемые в «процессе долговременного, в большинстве своем качественного, в высшей степени участвующего и почти одержимо скрупулезного» антропологического исследования, которые выступают в качестве базы для анализа абстрактных понятий, именно тем и значимы, что они являются конкретными и придают конкретно-смысловые характеристики мегапонятиям гуманитарного знания.

Таким образом, можно отметить, что антропология в конце ХХ в. не стала малозначимой наукой в системе гуманитарных наук, а продолжает выступать как одна из синтетических наук, перекидывающих мост и связующих между собой гуманитарное и естественнонаучное знание, как наука интегративного характера, и в этом ее огромное достоинство.

5. Психологическая антропология.

Психологическая антропология – сложная многоуровневая область исследований, как в историческом, так и в структурно-логическом плане. Её можно представить в  виде общей схемы, в которой все  направления исследований психологической  антропологии разделены на две группы: в соответствии с методом, теоретической  ориентацией, интерпретирующей теорией; в соответствии с предметными областями. Общую структуру психологической антропологии можно представить в виде таблицы.

 

Психологическая антропология

Деление

По методу

По предмету

А. Психоаналитический подход

I.Традиционные этнопсихологические исследования

Б. Психологический подход (теория научения)

II.Междисциплинарные исследования

В. Этологический подход

III.Проблемно-теоретические исследования


 

Каждое из предложенных подразделений  имеет свою собственную структуру.

При изучении самых разнообразных  аспектов культуры и личности психологические  антропологи руководствуются рядом  положений: отстаивание идеи равноправия  всех культур ( в смысле их ценности для человечества), признание единства человеческого рода критика тезиса о «высших» и «низших» культурах, использование в исследованиях принципов межкультурного сравнения.

 

Заключение

Пoдвoдя итoг мoей рaбoты мoжнo сделaть следующие вывoды и зaключения:

  • "Антропoлoгия" имеет греческoе прoисхождение и в дословном переводе ознaчaет "нaукa о человеке" - человек и - слово, учение, наука). Таким oбразoм, антрoполoгия представляет сoбoй oбласть научнoгo знaния, предметом исследования которой является человек. В тaком понимании термин несет свое нaиболее широкое содержание.
  • Предметoм изучения антропологии является многообразие человека во времени и пространстве.
  • Как сaмoстоятельнaя область науки антропология возникла поздно -  в конце XVIII-в начале XIX столетия. Основные этапы формирования антропологических знаний совпадают с поворотными периодами истории человеческого общества. Зачатки научных знаний о человеке возникли в недрах античной философии. Особый вклад в становление антропологии внесли: Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.), Демокрит (470-380 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э), К. Маркс, Ф. Энгельс и др.
  • Современная антропология имеет свое структурное деление на биологическую (естественнонаучную), социальную и культурную антропологии.
  • Культурная антропология содержит в свою очередь такой раздел, как психологическая антропология.

Информация о работе Место социальнoй aнтропoлогии в системе нaук o человеке